UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ФОСТЕРНЫЕ РОДИТЕЛИ — ОЧЕРЕДЬ

Об эксперименте по созданию новой формы воспитания детей-сирот — фостерных (приемных) семей «ЗН» уже сообщало в №27...

Автор: Антонина Мазница

Об эксперименте по созданию новой формы воспитания детей-сирот — фостерных (приемных) семей «ЗН» уже сообщало в №27. Фостерные семьи и детские дома семейного типа приходят на смену интернатам и детским домам — как наиболее эффективные для воспитания ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Сегодня в Украине создано 33 фостерные семьи. Пять из них — в Харьковском регионе.

Харьковщина — приграничный район. Родители часто уезжают на заработки в Россию. Дети остаются без присмотра. Лишают детей семьи алкоголизм и наркомания родителей. Сиротство сегодня — понятие социальное. Лишь 14 процентов наших сирот — так называемые биологические сироты.

Сеть интернатов на Харьковщине развита достаточно широко. Однако ребенок в интернате так и остается сиротой и в определенной степени изолирован от общества, не приобретает нужных для жизни навыков, не впитывает ценностные нормы. Все это возможно только в окружении близких людей.

Появлению фостерных семей в регионе предшествовала большая подготовительная работа. Кандидаты в фостерные мамы и папы еще до знакомства с детьми прошли специальную подготовку. Затем ребятишки стали приходить в семьи на субботу и воскресенье, а через некоторое время — и насовсем.

Уже через несколько месяцев в развитии детей специалисты отметили прогресс.

— Привезли дочку домой, а она слабенькая, синюшная, — вспоминает одна из фостерных мам. — А сегодня — посмотрите: щечки розовые, девочка веселая, подвижная.

Шаг за шагом дети осваивались в семьях, привыкали к другой жизни. На первых порах многие не могли привыкнуть к режиму питания: ведь в интернатах кормят по расписанию, дома же можно есть, когда хочешь и что хочешь. Через некоторое время чаша весов качнулась в другую сторону. Например, в одной из фостерных семей девочка никак не могла вдоволь наесться борща — и его варили на протяжении месяца изо дня в день.

Обнаружилось, что старшие дети не умеют делать покупки. Рассказывают, как одна из приемных девочек пошла в магазин за сметаной, а вернулась ни с чем. «Сметана есть только сухая, рассыпчатая», — сказала. Недоразумение рассеялось быстро: оказывается, в магазине для того, чтобы не ставить на витрину настоящую сметану, сделали муляж — насыпали в банку манной крупы, написали стоимость сметаны и выставили в витрину. Но девочка с таким не сталкивалась — ведь, живя в интернате, она в магазин не ходила. Другая девочка никак не могла научиться сочетать вещи, например, с прозрачной нарядной кофточкой могла надеть спортивные брюки и кроссовки.

— Я постоянно ей рассказывала, что к чему, — вспоминает ее приемная мама, — но понадобилось время, пока девочка освоилась со своими кофточками и платьями.

Однажды семья, принявшая ребенка, всем составом поехала в гости в другую деревню. Ребенок расплакался:

— Вы меня увозите из дома, хотите оставить!

Пришлось с полдороги возвращаться, доказывать, что дома остались вещи, игрушки, кровать — и все это будет ждать возвращения мальчика.

А в другой семье приемный ребенок категорически отказался ехать в «Артек». Его доводы были крайне убедительны:

— У меня здесь есть все. Вы купили мне велосипед, игрушки — я никуда не поеду.

Приемным детям пришлось привыкать к понятию «мое». Затем родителей поджидали иные неожиданности типа:

— А можно я на свою тумбочку замок повешу?

Хотя у ребятишек появились не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, больше они тянутся к отцам — сказывается дефицит работников-мужчин в интернатах и детских домах. Пока дети освоились в семьях, приемным родителям понадобились и выдержка, и понимание, а главное — любовь. (Ведь, как считают специалисты, после четырех лет пребывания в сиротских учреждениях 90 процентов детей нуждаются в психокоррекционной помощи.) Детишек здесь действительно полюбили как своих.

Способность любить напрямую связана с тем, сколько любви человек получил в своей жизни. Эксперимент в Харькове показывает, что детишки в фостерных семьях обрели родителей, успешно адаптируются в обществе.

Сегодня отношение государства к детям-сиротам ориентируется на содержание их в интернатах. Ребенок попадает в семью только тогда, когда его выбрали. А нужно идти обратным путем — искать не ребенка для родителей, а семью для каждого осиротевшего малыша.

Если за рубежом система фостерных семей достаточно широко развита и ребенка берут в приемную семью на разный период, например, если его родители находятся в больнице или их посадили в тюрьму, то в Украине приемные родители хотят взять ребенка навсегда. Сегодня в банке данных региона свыше 40 желающих создать фостерные семьи.