UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ — ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ

Что касается полетов вполне наяву - то речь пойдет о прыжках в высоту и о великом специалисте по эт...

Автор: Владимир Травневый

Что касается полетов вполне наяву - то речь пойдет о прыжках в высоту и о великом специалисте по этому трудному виду легкой атлетики Викторе Алексеевиче Лонском, в честь которого в его родном Бердичеве уже в четвертый раз прошли великолепные соревнования. Есть еще люди, которые помнят рубаху-парня Витю Лонского, поступившего в 1951 году на первый курс Киевского института физкультуры. Разумеется, развеселый гармонист Лонский тогда не знал, что лет через десять его портрет будет украшать стены родного учебного заведения внутри и снаружи рядом с такими выдающимися спортсменами, как олимпийские чемпионы Борис Шахлин, Иван Дерюгин и другие. Пока что и Лонский, и Шахлин, и Дерюгин жили в знаменитой отдельной комнате на 50 человек студенческого общежития, в которое был превращен зал фехтования на первом этаже одного из двух тогда корпусов института.

Скорее всего, Лонский выбрал прыжки в высоту не потому, что они давались ему легче - его лучший результат составлял как раз норматив второго разряда, 175 сантиметров. Его заставили задуматься над тонкостями этого нелегкого занятия успехи земляка-бердичевца Владимира Ситкина, сумевшего первым в послевоенном СССР покорить двухметровый рубеж. Это было как раз в год окончания Виктором института. В Бердичев он вернулся дипломированным специалистом, преподавателем физкультуры и даже попробовал себя на этом поприще в одном из местных ПТУ. Но после того, как учащиеся чуть не прирезали вмешавшегося в какой-то конфликт педагога, Лонский из училища сбежал. В общем-то, при его золотых руках он мог диплом никому не показывать - еще в студенческие годы перенял от отца профессию каменщика и вместе они за приличные деньги возвели не одно строение. Умел Лонский и мастерить красивые шкатулки, потом увлекся модной в свое время чеканкой. Однако его звала высота. Он был принят в местную детскую спортивную школу, центральным сооружением которой был костел, знаменитый тем, что в нем когда-то Оноре де Бальзак венчался с графиней Ганской. Прямо скажем, теперь здесь чаще вспоминают о том, что в зале костела в давние времена Виктор Алексеевич Лонский подготовил три десятка мастеров спорта по прыжкам в высоту, первым из которых был Игорь Матвеев.

Во все времена в детских спортшколах тренер обязан был быть универсалом, то есть готовить спринтеров, метателей, прыгунов всех мастей, а не только высотников. И если Лонский поседел очень рано, то это от переживаний и борьбы с разнообразным спортивным начальством, требовавшим от Виктора Алексеевича, скажем, подготовки прыгунов с шестом. В мой первый приезд в Бердичев, после того, как ДЮСШ уже никто не называл иначе, как школа Лонского, он показал мне таблицу рекордов школы, где в прыжках в высоту высшее достижение было 2 метра 20 сантиметров, а в прыжках с шестом - чуть поменьше...

Все ученики Лонского были мальчишками и все до одного прыгали передовым тогда стилем «перекидной», который до совершенства довел Валерий Брумель. При этом стиле требовалась гибкость гимнастки и можно было видеть группы учеников-энтузиастов, сидевших, как йоги, с ногой, закинутой за голову. А еще бальзаковский зал не был почему-то приспособлен для прыжков в высоту и полный разбег тут получался только по очень сложному маршруту. Виктор Алексеевич очень смеялся, рассказывая случай, когда ему приписали открытие разбега по дуге, - просто его ученики по пути к планке вынуждены были оббегать колонну - одну из многих в костеле.

Но довольно истории - о Лонском, великом педагоге, теоретике и практике прыжков можно рассказывать бесконечно. Сейчас он подточен болезнями, но не теряет оптимизма. Ныне он заслуженный тренер СССР и Украины, классик, сотворивший чудо в городе, где никогда не было высоких от природы людей. Здесь все увлеклись прыжками в высоту. Его преемником в школе стал Александр Михальченко, который с помощью городской администрации и спонсоров из столицы во главе с экс-чемпионом СССР по прыжкам в высоту Владимиром Кибой проводит соревнования на призы Виктора Лонского.

В центре города устанавливается помост с «ямой» для прыжков - ямой раньше справедливо называли углубление с песком, в которое приземлялись прыгуны. Теперь они падают на гору поролона, на спину с переворотом, как этого требует воцарившийся в мире стиль прыжка американца Дика Фосбери, а место приземления по инерции зовут ямой. Импровизированный сектор окружают тысячные толпы веселых людей, на почетном месте «именинник» Лонский, мэр Бердичева Алексей Хилюк, главный спонсор Владимир Киба. Погодка на этот раз не подвела - в День физкультурника ярко светило солнце. Традиционные соревнования, ставшие постепенно международными, выиграл у мужчин россиянин Вячеслав Воронин с рекордным пока для этого турнира прекрасным прыжком на 2 метра 30 см, вторым был белорус Андрей Санкович - 2,28 и третьим - неоднократный победитель, участник Олимпийских игр в Атланте, потомок одного из первых двухметровиков Лонского - Константин Матусевич, регулярно приезжающий сюда из Израиля - 2,26. Увы, в Украине сейчас с прыгунами в высоту туго, Андрей Косоруков из Киевской области и Юрий Сергиенко из Николаева взяли 2,20. Женщин, как мы говорили, в школе Лонского никогда не готовили, и здесь закономерно победила одна из сильнейших прыгуний Украины Вита Степина из Запорожья - 194 см.

Праздник и на этот раз прошел прекрасно. Пожелаем здоровья патриарху наших прыгунов - Виктору Лонскому!