Как показывает исторический опыт общественного строительства, сознательные изменения в стране начинаются с формирования новых идей. Европа объединена идеей, что каждый человек имеет право быть субъектом деятельности, к этому на протяжении столетий приложили силы католическая и протестантские церкви. К сожалению, за 22 года существования Украины как независимого государства ни политики и общественные деятели, ни ученые, ни СМИ не поняли исключительной насущности формирования у граждан способности быть полноправными субъектами экономической, политической, да и вообще повседневной деятельности. Скорее, сложилась противоположная ситуация: политические партии, задействуя примитивные формы и средства борьбы за власть, тормозят формирование собственно личностных черт украинских граждан.
Оранжевая революция 2004 г. не привела к прорыву в развитии национального сознания населения, не вызвала у обычного украинца желания быть самодостаточным субъектом общественной повседневности, не породила идеологию и политиков нового типа. У власти как был, так и остался посредственный человек с приземленными примитивными потребностями. Придя к власти в 2010-м, он как социально-психологический тип лишь цинично манипулирует сознанием граждан, игнорирует мнения и интересы миллионов, а потому деморализует общественный прогресс и разрушает путь исторической поступи украинской нации. Трагедия Украины заключается в том, что приоритет принадлежал и сегодня, как никогда, принадлежит посредственному человеку, не способному думать и действовать в интересах всего этнонационального организма. Три года господства партии власти свидетельствуют, что возрождение государственного украинства на основе приоритета экономических факторов и материального производства невозможно. Творческий потенциал граждан, готовых и способных трудиться ради усиления государства и облагораживания общества, должным образом не используется. Выход из этой ситуации один - следует полномасштабно задействовать личностный потенциал и профессиональное мастерство граждан, способных мыслить и действовать в национальных интересах, причем как в повседневных делах, так и в общегражданских, исторически судьбоносных.
Запрос на интегральную, национально объединительную государственную идеологию как психосоциальный инструмент формирования у граждан чувства общего украинского дома с его самобытным способом и стилем жизнедеятельности сформулирован актом гражданского единства народа во время оранжевой революции. Сегодняшний Майдан гражданского неповиновения верховной власти в столице Украины Киеве - это еще один гражданский вызов, но теперь уже не просто запрос на новую идеологию, но и требование к президентской власти, связанное с ее конкретными действиями, безнаказанными поступками и отношениями с украинским народом. В этой ситуации воспользоваться имеющимися (либеральной, консервативной, коммунистической, национал-социалистической и т.п.) идеологиями невозможно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они не актуальны, поскольку исчерпали свой эвристический потенциал в пояснении того, куда нужно двигаться народам и этносам в своем развитии. Во-вторых, отдают приоритет материальному (производственному) над духовным (в том числе и умственным), коллективному - над персональным, партийному - над профессиональным, примитивному (в методах и способах действия) - над содержательным, сложным, комплексным (прежде всего в государственном строительстве и обществотворчестве).
Объединительной идеологией для нынешней Украины, в первую очередь для утверждения гражданского общества и демократического государственного прогресса, по нашему убеждению, может стать идеология персонализма. Именно эта идеология, отталкиваясь от ментальных, социальных, мировоззренческих и духовных особенностей украинцев, способна обеспечить идейный консенсус основных общественных, политических и провластных сил страны и стать своеобразной содержательной платформой постоянной государственной политики, развития национальных образования, науки, культуры и в общей сложности - создания прозрачного государства.
Сущность идеологии персонализма - дать возможность каждому гражданину стать свободной, компетентной, ответственной, общественно реализованной личностью. Каждый человек - это в большей или меньшей степени субъект жизнедеятельности, то есть носитель различных форм активности (эмоциональной, социальной, ценностной), проявляемых в контексте задач и дел суетной повседневности. Однако в повседневности не каждый человек является личностью, прежде всего потому, что беспрерывно не совершает профессиональных или жертвенных поступков, сознательно не трудится во благо жизни, не тратит свои время и энергию на гражданские акции. И к тому же личность - это не столько статическая данность, сколько динамическая тенденция и психодуховный ресурс. Однако неопровержимо одно: к каждому человеку надо относиться как к личности. И это - непреложное требование морали и гуманизма. Но по своему интеллектуальному, социальному и волевому потенциалу люди существенно отличаются. Хотя каждый человек стремится, однако не всегда достигает уровня личности, то есть не всегда способен мыслить, действовать, поступать, созидать, исходя из интересов другого или других, общества вообще. Соборная личность, как феникс из пепла, в который раз возродилась на Майдане, а потому должна бы найти воплощение в национальной государственной идеологии - идеологии персонализма. В набор ее основных идеологем входят следующие.
1. Каждый человек как гражданин Украины повседневно реализует свои сущностные силы на одном из четырех уровней - как лицо зависимое, посредственное, как личность и как яркая индивидуальность - гений. На первых двух уровнях он является субъектом повседневности, преимущественно мотивированным собственной выгодой, и враждебно относится к личностям, а тем более - к индивидуальностям. Занят потреблением, достатком, комфортом.
2. Посттоталитарное состояние украинского социума, неразвитость его гражданских институтов и социально-экономические трудности переходного периода послужили причиной существенного преобладания в нынешний государственной власти людей в полной мере зависимых (партийно, материально, кланово) и весьма посредственных, что оправдывается сегодня не только лозунгом "каждый человек - личность", но и так называемой "успешной практикой" общественного строительства.
3. Тем не менее укрепить и отстоять гражданское общество в Украине могут только личности и индивидуальность, причем неважно, каковы их национальность, вероисповедание, профессиональная принадлежность, возрастная категория.
4. Для того, чтобы власть перешла к людям именно с таким уровнем развития сущностных сил, необходимо: а) самоосознание ими личной ответственности за все происходящее в стране, в том числе и за любые преступные действия и поступки; б) их максимальная сплоченность, четкое открытое позиционирование, и главное - ежеминутная реализация собственной украинотворческой программы действий; в) целенаправленное, волевое, самодостаточное вхождение таких личностей и индивидуальностей в сферу государственной власти, всех ее ветвей, структур, организаций; г) наконец, воспитание из своей окружающей среды, пока что субкультурной и даже маргинальной, лидеров и государственных деятелей нового поколения, для которых неопровержимым является приоритет духовного над материальным, национального над родственным, культурного над бытовым, нравственности над политиканством.
5. Приоритет духовного над материальным в жизнедеятельности гражданина как личности прежде всего обнаруживается в адекватном (главное - христианском) отношении к деньгам (финансовому капиталу) не более, чем к средству решения актуальных проблем общества, государства, организации и отдельного человека в их гармоничности. Поэтому человек, прибегающий к подкупу, шантажу, руководствующийся в повседневности логикой взяточничества, однозначно не достиг личностного уровня развития собственных сущностных сил и должен быть отстранен от государственных дел.
6. Приоритет личности над посредственностью означает: преобладание социальной толерантности во всех сферах, сегментах и измерениях общественной жизни; максимально полное согласие между государственной властью и гражданским обществом относительно коллегиального принятия решений и действий во внедрении стратегии, тактики и ситуативных моментов развития страны; самоуважение и национальную гордость украинцев за большой общий дом, и главное - ежедневный труд ради его материального благосостояния, социального согласия, культурного обогащения и духовного процветания.
Идеология персонализма удовлетворяет нужды народных масс, поскольку указывает путь, как избавиться от остатков постсоветского сознания с преобладанием в нем рабской, мировоззренчески примитивной составляющей понимания современного мира и себя в нем. Сегодня власть - это зависимая посредственность, цинично манипулирующая сознанием украинских граждан, оставляя им роль экономического и социального материала в решении собственных групповых задач. Это тормозит развитие гражданского общества и искажает естественный ход государственного строительства, не создает условий для развития сознательной политической и социальной деятельности украинцев.
В этой напряженной кризисной ситуации очевидно одно: нет простых способов решения сложных украинских проблем. Фашизм, диктатура, деспотизм, охлократия и т.п. - это, кроме лютого человеконенавистничества, еще и крайне ошибочная попытка властной олигархии примитивизировать общественную жизнь народа, разделить его на "своих" и "чужих", "нужных" и "лишних", "друзей" и "врагов", и таким образом деперсонифицировать каждого и всех, чтобы манипулировать, как обезличенной запуганной массой. Но если бы у диктаторов всех времен и народов были не то что ростки мудрости, а хотя бы крохи христианской веры, они бы своевременно постигли плачевность своих намерений и поступков перед Всевышним.
Украина снова стоит на большом перекрестке исторического выбора. Все ожидают конкретных предложений украинской элиты относительно ориентиров дальнейшего развития страны. Евромайдан и создание общественной организации "Майдан" подтвердили, что в сознании миллионов происходит глубокое переосмысление основ жизнедеятельности, происходит анализ первопричин человеческих проблем, а значит и выбора правильных, а не ошибочных путей их решения. Майдан, бесспорно, возродил забытую идею украинского благородства, средоточие которой представляет национально сознательная, ответственная, высокопрофессиональная и вместе с тем социально толерантная личность.
Майдан гражданского достоинства - это не только борьба за мировоззренческий выбор или состязание между властью и оппозицией. Это только внешние проявления общественного несогласия с действиями власти, состоящей преимущественно из людей посредственного уровня развития. На самом деле сегодня к Киеву сместился эпицентр извечной борьбы между добром и злом, в котором духовно утверждается идея личностного бытия. Следующим шагом должны стать разработка и принятие новой государственной идеологии. Майдан как украинский первоисточник этой судьбоносной идеи должен объявить конкурс на самую приемлемую для украинского духа государственную идеологию.
Прогресс идеи, а тем более гражданской практики сложного личностного утверждения украинцев, как поток горной лавины, не остановить!