Помните рекламный телеролик: изо всех сил и со всех сторон по пляжу бегут женщины в купальниках, лица искажены отчаянным нетерпением? Выясняется, их маниакальная цель — мужик, который, блаженно улыбаясь, обрызгивает себя из какого-то баллончика… Как же воспринимают это наши зрители, которым, уверен, дорог образ прекрасной и самодостаточной украинской женщины? Но главное — что чувствует девушка лет 12—15, глядя на раздетых до белья, обезумевших от дезодоранта зомби? И эта картина — десятки раз каждый день!
Поздравляем, вы — маньяк
Для начала оговоримся: цинизм, конечно, есть и в других телепрограммах, например, в некоторых молодежных сериалах, проповедующих нехитрую философию «Главное — быть богатым и гламурным». Но, во-первых, фильм — это какое-никакое искусство, во-вторых, тут человек имеет право выбора — смотреть или не смотреть. А реклама лезет в глаза без спросу. Я ни в коем случае не против рекламы как таковой. Реклама — двигатель торговли и т.д. К тому же есть премилые ролики, использующие позитивные ценности: патриотизм, семья, общение, дружба и т.п. И еще одна оговорка: многие могут сказать, что у автора, дескать, нет чувства юмора, которое прекрасно развито у рекламистов и тех, на кого они рассчитывают. Но, согласитесь, некоторые шутки (даже если это просто шутки, а не конкретные указания, как надо поступать) все-таки неуместны в отношении детей и подростков.
В циничной рекламе страшна даже не демонстрируемая там маниакальная зависимость, скажем, от пищевого продукта. Опаснее то, что ролики подают юным зрителям ненормальные модели межчеловеческих отношений. Подростков пугают прыщами и несвежестью дыхания, внушая мысль, что жвачка и салфетка — единственный ключ не только к популярности, но даже к сердцу того, в кого ты влюблен. Наверное, кто-то из родителей сейчас все еще пытается подыскать деликатные слова, чтобы объяснить страждущему чаду, что внешние проявления его возраста хотя и играют роль в общении с людьми, но все же не решающую. Однако имеет ли смысл в наше время все это объяснять? В телевизоре об этом — по-другому. И не так деликатно. Там человек с несвежим дыханием — несчастный и презренный пария, отвратительный изгой блестящего и зубастого общества.
Конечно, телевидение не может и не должно походить на сплошную педагогическую лекцию, но уж реклама, которая «долгими очередями» расстреливает душу ребенка и подростка дни напролет, как минимум не должна пропагандировать явный цинизм.
Пусть вечною будет Любовь!.. К чипсам… и грязи
Уверен, рекламисты отдают себе отчет в том, как нехорошо воспринимается слоган о чипсах: «Слишком вкусные, чтобы ими делиться». Скажут, это — морализаторство, делиться никто не обязан. Но тут сюжеты учат, на какие поступки должен быть готов счастливый обладатель чудо-чипсов в отношении ближнего своего. В одном ролике скульптор отбивает прекрасному изваянию руки за внимание статуи к его уникальной закуске (тайна Венеры Милосской!), а в другом юноша за то же самое сталкивает живую девушку с верхней палубы океанского лайнера. К счастью, не за борт, а в бассейн на нижней палубе. Ведь он, вообще-то, эту девушку любит…
Говорить об изображении прекрасного чувства любви в циничных роликах не приходится, разве что о сексуальной привлекательности. Но и она утрируется до безобразия, чуть ли не в стиле легендарного «Парфюмера». Вот сюжет (их было несколько, подобных) рекламирует гель для душа или что-то такое, мелькает мужской торс, роса конденсата на душевой кабинке, эротические намеки — и наконец слоган: «Пусть грязными остаются только твои мысли!» Извините за грубую прямоту, но это стилистика профессионального воркования проститутки.
Юношеству навязывается какая-то пещерно-сектантская мысль о том, что секс — это грязь, но одновременно сюжет создается позитивным, даже с интонацией сладострастия. В этом и секрет. Короче говоря, смысл слогана расшифровывается примерно так: «Пацан, нам известно, что ты свинья, как, впрочем, и все мы, так что пойди и поваляйся в грязи. Это такой кайф!» То есть авторы ролика не сомневаются в том, что зритель грязен с головы до ног, и предлагают ему отмыть хотя бы тело, обещая «грязное» вознаграждение.
Дошло до того, что в одной рекламе многочисленные девушки делают «обдезодоранненному» герою признания типа «Как меня возбуждают твои носки!»… А последняя из этого одурманенного гарема недвусмысленно вопрошает в любовном томлении: «Можно, к нам присоединится моя подруга?» Для любителей эротики заметим: всему свое место, свое время. И свой возраст.
Рекламисты сраму не имут
Но особенно душа болит за малышей. У многих из нас есть родственники в селе, и мы знаем, с какой искренней и глубокой радостью они делятся с нами продуктами, в которые вложили теплоту своих рук и душ. Сюжет: бабушка приезжает к своим «городским» и с почти детской гордостью ставит на стол творог made in Babushka. Далее, пока гостья совершает экскурсию по дому, шаловливый кот Мурчик сбрасывает тарелку на пол. Пропал творог! Мама, обернувшись к малолетнему сыну, прикладывает палец к губам: тс-с! Сделаем подмену. В итоге незадачливая бабушка, лучась от неоправданной, увы, гордости, употребляет с «городскими» магазинный продукт, который (о, поверь, потребитель!) очччень вкусен!
Знаю, что такие мелкие бытовые «обманчики» почти всегда впоследствии раскрываются. Представьте: через несколько лет старушка случайно узнает, как была одурачена родней. Как ей будет больно вспомнить, что она продолжала наивно хвалиться за столом: «Ну что? Хорош мой творог?». Особенно «хорошо» станет женщине, если она вспомнит замечание, вложенное в уста внука: «Жаль, Мурчику не досталось». Детям сюжетик преподносится как образец поступка — ведь это же ложь во благо! Конечно, бабушка расстроилась бы и от того, что из-за кота не попробовали дорогие-любимые «сельского, натурального». Но какое огорчение для нее будет горше?
А чего стоит сюжет с малышами, которые нарочно пачкают свою одежду со словами «Это им (родителям) ни за что не отстирать!» Даже лица детей там искажены карикатурной злобой, подлейшим азартом, какой-то непостижимой мстительностью. Смысл, вероятно, такой: зачем учить детвору уважать мамин труд, если есть чудо-порошок?
Возразят, что это, дескать, невинный юмор. Конечно, у маленьких детей есть чувство юмора и его надо развивать, но не такими же уродливыми шуточками! Ребятишки еще недостаточно чувствуют разницу между добродушной шуткой, дружеским розыгрышем и желчным сарказмом, грубой и жестокой «подколкой», обидным действием, которое может очень больно уязвить чье-то сердце.
Уверен, некоторые дети обязательно «собезъянничают» — повторят идиотский эксперимент из рекламы. Бедные мамы!
«Родительская революция», о которой так долго никто не говорил …
Не призываю ввести цензуру — это не выход.
Мы хотя бы обязаны объяснять ребенку (подростку — это уже сложнее), что поступки и отношения, которые демонстрируют циничные рекламные ролики, мягко говоря, нежелательны. То есть защитить хотя бы свой дом и свою семью. Но Украина — это тоже наш дом и наша большая семья. Мы способны создать здесь правила игры. Потому что, перефразируя достопамятного революционера, есть такая партия — партия родителей!
На Западе общественность уже научилась как за себя постоять. В конце концов, компании трясутся за свою репутацию, которая складывается годами и десятилетиями. По ней-то, защищаясь, мы и можем ударить. (Знаю, мои коллеги по перу стараются дружить с рекламодателями, но надеюсь, что, вспомнив о своих детях и внуках, они поддержат организованные родительские протесты. Хотя бы в самых вопиющих случаях.)
В каждой школе есть активные родители. И если какая-нибудь, скажем, ассоциация родительских комитетов такой-то области (а это тысячи подписей) направит открытое письмо фирме, допускающей цинизм в рекламе, потребует публичных объяснений, соберет пресс-конференцию, организует пикет под офисом компании — это обязательно даст положительный эффект.
Предлагаю проект такого письма:
«Уважаемая компания такая-то, у нас нет претензий к вашей продукции, но мы считаем недопустимым содержание телевизионных роликов, рекламирующих ее. Мы призываем вас не забывать, что у ваших руководителей и сотрудников также есть дети, которых реклама такого рода подспудно учит тому-то (например, лгать родителям). Как граждане Украины, на которых законом и совестью возложена обязанность воспитывать детей и оберегать их от безнравственности, мы решительно требуем от вас прекратить сотрудничество с такой-то рекламной фирмой или контролировать содержание роликов, которые она изготовляет по вашему заказу.
В случае, если вы никак не отреагируете на наши призывы, мы и в дальнейшем будем регулярно и публично осуждать вашу рекламную политику, а также призывать всех потребителей к бойкоту вашего товара, который обходится обществу слишком дорогой ценой».
Бизнесмены могут возразить: а вдруг эту организацию станут использовать в качестве оружия нечестные конкуренты?.. Или же сама она в своих требованиях «перейдет границы здравого смысла»?.. Однако, как демократическое формирование, ассоциация родителей руководствовалась бы большинством голосов. Трудно подкупить большинство возмущенных цинизмом матерей. Что же касается «границы здравого смысла», то, согласитесь, не так уж много людей экзотическими моральными стандартами.
«Путь в тысячу ли начинается с одного шага…»
А если бы такая организация достигла всеукраинского масштаба, она смогла бы решать много разнообразных задач. Политики не посмеют игнорировать мнение такого ответственного и деятельного сектора электората — «родителей несовершеннолетних детей». Кроме того, уверен, что с нами охотно будут сотрудничать как украинские, так и зарубежные фонды. А если работа будет успешной, то можно рассчитывать на международные гранты, которые дали бы еще больше возможностей для защиты духовности и морального здоровья наших детей.
Рекламные ролики, в которых подростки играют в метро в футбол, носятся по крышам или по проезжей части, тема отдельного разговора. Согласитесь, чтобы разглядеть надпись крохотными буквами внизу («не пытайтесь повторить это в реальности»), нужно иметь поистине орлиное зрение.
И напоследок — содержание ролика рекламы одной вечерней программы на некоем музыкальном канале. Хотя программа идет вечером, ролик крутится весь день. Нашим, и без того не идеальным тинейджерам, из которых мы пытаемся вырастить достойных людей, эта реклама гипнотически внушает: «Отдайся страстям! Не сдерживай желаний! Забудь о запретах! Изучай суровые законы ночной жизни!» Не правда ли, эти заповеди не сходятся с нашими? И дело не в том, что кто-то перечеркнул наши педагогические усилия. Обидно, что все это, по сути, унижает самих детей.
Две мои уже почти взрослые дочери, когда видят рекламный ролик, упомянутый вначале (с женщинами, обезумевшими от мужского дезодоранта), переживают, по их собственным словам, какую-то полуосознанную обиду. Может, они чувствуют половую дискриминацию («женщина — это желанная вещь, которую просто надо научиться включать»)? Кстати, дискриминацию по половому, да и любому другому, признаку запрещает допускать не только мораль, но и закон.
От редакции
К слову, рекламные ролики часто нарушают и временные рамки, установленные законодательством для их показа. «В Украине касательно телевизионной рекламы законом установлены более жесткие требования: в отличие от Европы и России, где независимо от типа программы рекламная пауза может «радовать» зрителя каждые 30 минут, просмотр любимого сериала украинским телезрителем разрешено прерывать рекламой не более одного раза. А в остальном все как в Европе: на рекламу в Украине, согласно законодательству, отводится не больше 20% времени ежечасно (то есть 12 минут в час) или не более 15% суточного эфирного времени. Только вот насколько все эти законы соблюдаются украинскими телекомпаниями — большой вопрос...» («Рекламная пауза», К.Запорожец, «ЗН», №24 за 2008 г.)
К примеру, в августе ICTV демонстрировал художественный фильм «Особое мнение» (в главной роли — Том Круз). Согласно программе телепередач фильм должен был начаться в 22:10, а закончиться в 00:55. То есть общее время показа вместе с рекламой составило 2 часа 45 мин. Фильм прерывался рекламой трижды: 1-й рекламный блок длился 16 минут; 2-й (с 23:37 до 23:55) — 18 минут плюс 1 мин. 30 сек. анонса программы «Факты»; 3-й (с 00:38 до 0:55) — 17 минут. Итого — 52 мин. 30 сек. рекламы из 2 часов 45 минут общего времени. Если же исходить из утвержденных законодательством норм, то фильм «Особое мнение» должен был прерываться рекламой не более двух раз по 12 минут, всего — 24 минуты рекламы. Перебор — более чем в два раза (!), реклама заняла не 20, а более 30 процентов эфирного времени.