UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРОК ИСТОРИИ: ДЕЛО КОТОВСКОГО ЖИВЕТ

Приднестровский университет имени Т.Шевченко издал книгу «Приднестровье в геополитической системе координат двадцать первого века»...

Автор: Василий Кизка

Приднестровский университет имени Т.Шевченко издал книгу «Приднестровье в геополитической системе координат двадцать первого века». В ней я нашел статью Б.Бомешко «Создание первой приднестровской государственности (20—30-е гг. ХХ в.)». К этой статье, в меру своей политической и исторической культуры, можно относиться по-разному. Меня же она заинтересовала тем, что автор довольно убедительно показала, как в начале прошлого столетия древние украинские земли левобережья Днестра искусственным образом, ввиду так называемой пролетарской, революционной целесообразности, были отторгнуты от единого тела Украины. И что главным инициатором этого отторжения была известная еще царским правоохранительным органам личность по имени Григорий Иванович Котовский.

Немало он погулял в своих «сабельных походах» по Украине, главным образом невдалеке от Днестра, за которым было его родное село Ганчешты. Ко многим жителям села он имел, по понятным причинам, большие недружеские чувства и мечтал отомстить за причиненные обиды. Об этом хорошо известно ещё со времён советской истории. Случай Григорию Ивановичу подвернулся — большевистская революция.

Севернее сегодняшнего Каменского района Приднестровья в годы гражданской войны существовала так называемая Ямпольская Республика. В 1956 году в Лондоне активный участник тех событий Дмитрий Кетрос написал очень интересную книгу «Ямпільська Республіка і її збройні сили». Книга до наших дней хранилась в архивах КГБ. Сейчас её с огромным интересом читают не только в Ямполе. Автор рассказывает, как на берегах Днестра до 1921 года, когда уже давно пал Киев, героически сражалась за независимую Украину эта республика, главным военным противником которой был Котовский. Планы по восстановлению власти УНР на территории Украины у руководителей этой республики оставались даже тогда, когда шли последние неравные бои почти безоружных местных крестьян с регулярными частями Красной Армии.

В 1924 году, как пишет Б.Бомешко в упомянутой статье, по инициативе и при активнейшем участии Котовского, при соблюдении Москвой глубокой конспирации создавалась так называемая Автономная Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе Украины. Мне кажется, что только чудо спасло землю Ямпольщины от отторжения её в состав этого искусственного образования. А случись сие в 1940 году, эта украинская земля превратилась бы в молдавскую и вошла бы в состав МССР, как и всё левобережье Днестра, включая Тирасполь и другие города.

АМССР состояла из 11 районов Украины. Территория её составляла, как пишет в книге «Днестровский разлом» Геннадий Кодряну, 8 тысяч квадратных километров. Численность населения была не на много меньшей, чем в теперешнем Приднестровье. Её столицей вначале был город Балта Одесской области, а в 1928 году столицу АМССР на год перенесли за сорок километров в Бирзулу, теперешний Котовск, а в 1929-м — в Тирасполь.

Советская власть сделала всё, чтобы показать демократичность этого неоправданного и, как оказалось теперь, опасного отторжения части территории Украины. Были грубо сфальсифицированы результаты так называемого референдума по созданию автономии. Но что самое интересное — в числе первых руководителей не только самой АМССР, но и её административных единиц были практически одни украинцы!.. Ведь жили на этой территории в основном они. В этой молдавской республике молдаван было, по данным Кодряну, 49%, а по другим сведениям, с которыми мне приходилось знакомиться, — намного меньше. Да и сегодня, по понятным причинам, многим политическим силам выгодно показать, что в Приднестровье не так много украинцев.

В 1978 году я работал в отделе партийной жизни котовской горрайгазеты. Мы вспомнили о том, что 50 лет назад наш город был не чем-нибудь, а столицей! К юбилею один местный историк принёс нам свою статью о главном создателе АМССР — Григории Котовском. Мы её напечатали, но за исключением одной фразы красного комбрига, о которой скажу ниже. Эти слова были «выкопаны» историком в Одесском государственном архиве, и в их подлинности не приходится сомневаться. Они звучали так: «На этой железной артерии (имелась в виду узловая станция Бирзула, теперешний город Котовск. — В.К.) мы построим столицу Молдавии». То есть, если бы скоропостижно не отдал Богу свою небезгрешную душу Григорий Иванович, он всё сделал для того, чтобы не какой-то там Кишинёв или Тирасполь, а именно узловая станция «железной артерии», на которой он так долго гулял, стала столицей Молдавии. Даже тогда, в расцвет социализма в СССР, мы не решились публиковать те слова, ведь украинцы бы восприняли их, понятное дело, не очень радостно. И светлая память о герое гражданской войны в их глазах немного бы помрачнела.

Прошли годы. Я отработал собкором центральных украинских СМИ по Молдове и Приднестровью более десяти лет. Имел возможность знакомиться с массой убедительнейших документов — как на правом, так и на левом берегах Днестра. Поэтому не перестаю удивляться тому, что случилось и что происходит сейчас.

Бывшее село Котовск на правом берегу Днестра давным-давно вернуло своё историческое название. В школах Молдовы почти не вспоминают добрым словом Григория Ивановича, а прорумынские политические силы открыто называют его не иначе как бандитом и предателем. Мне не раз доводилось с ними дискутировать на различные, в том числе острые историко-политические темы и, представьте, даже они соглашаются, что левобережье Днестра — это историческая украинская земля.

Одиннадцать лет назад в центре восставшего Тирасполя открыли музей Г.Котовского. Не раз бывал я в этом музее. Понятное дело, его работники обожествляют Григория Ивановича. И… почти все они — украинцы, как и те, что руководили созданной Котовским на территории Украины молдавской республикой. Отлично владеют украинским языком и, наверное, разбираются не только в истории, но и в тонкостях современной региональной политики. Тем не менее стоят горой за честь и достоинство своего музея, который продолжает популяризировать красного комбрига. Я их спрашивал: «Вы понимаете, что если бы не Котовский с его авантюрной инициативой по созданию АМССР, то вы бы сейчас жили в Украине? Не было бы никаких поводов для войны 1992 года, для теперешнего противостояния с правобережьем, как нет повода конфликтовать, скажем, Одессе и Кишинёву — городам разных стран?». Они это понимают, но годы, потраченные на прославление Григория Ивановича, дают о себе знать…

Я их также понимаю. Как и то, что нельзя воспринимать историю в сослагательном наклонении. Но при этом, мне кажется, не стоит восхвалять столь безоглядно Котовского хотя бы потому, что в Библии ведь записано же — не нарушай границ, которые провели отцы твои. А Григорий Иванович и его коллеги кроили эти границы, как душа желала. В результате мы имеем проблемы и по сегодняшний день. Вот в чём суть того исторического урока!.. И, видимо, всё-таки правы были те главы государств, которые в своё время подписали Хельсинкское соглашение о нерушимости границ. Да, его нарушают, но и проблемы после этого имеют немалые…

Приднестровье сегодня — отнюдь не осколок коммунизма советского образца. Тут в руководстве, в отличие от Молдовы, компартией и не пахнет. В парламенте всего один коммунист, и тот прошел туда не по партийным спискам. И я не понимаю, с какой целью оно продолжает тратить деньги на прославление Котовского? Логики в этом, на мой взгляд, совершенно нет. Ладно одиннадцать лет назад, когда Приднестровье отстаивало возрождение СССР, выступало с коммунистических позиций, но теперь, когда оно осознает, что к СССР нет возврата, когда коммунисты, особенно молдавские, для него едва не главные противники, — зачем это делать? Разве что в интересах единой и неделимой России. Но разве это не смешно — Котовский и двуглавый орёл, под которым он был осуждён как уголовный преступник?..

Вот официальная позиция Приднестровья, изложенная президентом ПМР Игорем Николаевичем Смирновым: «Исторические корни суверенитета и государственности Приднестровской Молдавской Республики обусловлены государственным статусом Молдавской Автономной ССР в составе Украины. С принятием в 1990 году парламентом Республики Молдова решения об аннулировании пакта Молотова—Риббентропа о вхождении территории Бессарабии в состав Союза ССР практически было признано незаконное создание Молдавской ССР, образованной путём присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике, де-факто признавалось восстановление суверенитета и государственности Молдавской АССР и, соответственно, правомерность образования Приднестровской Молдавской Республики как её правопреемницы». И попробуйте опровергнуть это, если, к тому же непризнанная ПМР на год старше признанной Республики Молдова... Вот почему так непросто решается приднестровский конфликт.

Но более всего меня удивляет: почему и сегодня один из крупных городов независимой Украины носит имя человека, который очень постарался, чтобы у неё отняли левобережье Днестра? В центре Котовска как стоял Григорий Иванович в своей развевающейся бурке, так и стоит. Неужели нужно ждать, чтобы сюда снова пришли какие-нибудь румыны и как в прошлую войну, выкинули его прочь и вернули городу его прежнее название?

Уезжая из Тирасполя, я снова заглянул в музей Котовского, который размещается в прекрасном особняке в центре города. На этот раз мне там показали четыре больших стенда, рассказывающих о создании и разносторонней жизни АМССР. В книге для отзывов я написал, что эти стенды мне более всего понравились: ведь они ярко показывают, чья это историческая территория и кто по праву может на неё претендовать в случае изменения политического статуса Республики Молдова.