UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УРА!» В ЧЕСТЬ ДАТСКОЙ КОРОЛЕВЫ

«Ура!в честь датской королевы Двенадцать дней продолжаются в Дании торжества по случаю двадцатипятилетия со дня восшествия на престол королевы Маргрете II...

Автор: Наталия Грачева

«Ура!в честь датской королевы

Двенадцать дней продолжаются в Дании торжества по случаю двадцатипятилетия со дня восшествия на престол королевы Маргрете II. Двести тысяч подданных в среду вышли на улицы, чтобы приветствовать королевский кортеж и выразить свою любовь женщине, которой гордится вся страна.

Маргрете Александрин Торхильдур Ингрид, которую по-домашнему зовут Дэйзи, родилась через неделю после того, как немцы оккупировали Данию.

Твердая позиция всех членов королевской семьи в апреле сорокового, ненависть к фашистам, поддержка, оказанная датским евреям, сделали дедушку и бабушку Маргрете - короля Кристиана и королеву Александрину - символом свободной Дании, так как после разгрома Германии датчанам даже в голову не приходило избавиться от монархов.

В 1953 году парламент принял новый закон, по которому женщина получила право престолонаследия, что и дало возможность Маргрете 25 лет назад после смерти отца взойти на датский престол. Ее сразу признали самым образованным монархом Европы, и это признание она с честью оправдывает вот уже четверть века. Первая мечта юной Дэйзи не сбылась: она хотела стать археологом, как ее шведский дедушка - король Густав VI Адольф, а стала художником и переводчиком, сценографом и модельером. Каждый год она сама пишет свою рождественскую речь - обращение к датскому народу, - и речи эти всех вдохновляют. Именно она сделала поистине королевский подарок датским ребятам: перевела книжки Толкина и сама их прекрасно проиллюстрировала.

По мнению многих датчан, Маргрете сделала в жизни только одну ошибку: по большой любви вышла замуж за французского дипломата и настоящего графа Генри де ла Борти де Монпезад, которого теперь зовут принц Хенрик. Все во французском «пришельце» вызывало раздражение датчан, добиться народной любви Хенрику так и не удалось (в отличие, например, от шведской королевы Сильвии, которая, будучи иностранкой, стала в Швеции популярней, чем сам король).

Маргрете, страдающая иногда (как и многие просвещенные люди) приступами сомнений и неуверенности, в вопросах любви и брака показала настоящий королевский характер, мирно прожив с «излишне самоуверенным», по мнению многих, Хенриком долгие годы и родив ему двух сыновей - наследного принца Фредерика в 1968 году и через год - принца Иоахима. Маленькие принцы вскоре получили странную и забавную кличку «батраки». Воспитание они получили гораздо более суровое, чем многие беззаботные датские дети. Граф-француз оказался суровым папашей, дети уважали и боялись его до дрожи в коленках. Они жили в отдельном помещении, видели занятых родителей редко, обедали с ними только в конце недели. Мальчики с трепетом ожидали пятницы - в этот день отец проверял их французский, латынь, музыкальные задания (оба принца учились игре на фортепиано). Но тяжелее всего были уроки верховой езды. «Мне приходили мысли о самоубийстве», - признается наследный принц.

Чтобы доказать отцу свою способность на «мужские» поступки, романтичный мягкий Фредерик поступил (пройдя строжайший конкурсный отбор) в самое суровое подразделение датской армии - «Люди-лягушки», боевые пловцы, проходящие еще более жесткую подготовку, чем американские «зеленые береты». Он пережил там много такого, о чем сейчас страшно и тяжело вспоминать. Ему, как и брату, не хватало в детстве обычной нежности и снисхождения. «Хороший шлепок в воспитании не повредит! - говорил Хенрик. - Долг родителей - вести своих детей. Для этого надо иногда быть твердым».

Твердость Хенрика по отношению к собственным детям не укрылась от чадолюбивых датчан и популярности ему не прибавила. Зато он отомстил невзлюбившим его подданным, правда, довольно своеобразно. Перед нынешним юбилеем он выпустил книжку мемуаров, где черным по белому изложил свою уверенность в том, что монархии свое отжили, а следовательно, ни королям народ, ни народу короли не нужны. Празднования частично опровергли его точку зрения - ведь такого моря любви, которое разлилось в праздничной Дании, трудно было не заметить. Портреты королевы, выложенные из живых цветов, украшали витрины магазинов. Копенгаген пел и смеялся, нарядившись во все самое лучшее, - и это продолжается по сей день. Такого количества флагов, шаров и букетов датская столица, наверное, никогда еще не видела. Модным стало слово «смирение». Начались празднества с посещения могил предков королевы. Двести приглашенных особ съехались со всего мира. Не было только шведских короля с королевой - перед самыми датскими торжествами в возрасте 84 лет скончался шведский принц Бертиль, и королевская пара находится в глубоком трауре. Маргрете, не задумываясь, сдвинула «расписание празднеств» и приехала в Швецию на похороны. В Копенгагене же на следующий день Швецию представляла принцесса Кристина. Для праздничного концерта в Королевском театре Маргрете лично составила программу.

Надо признать, что она сама стала и главным украшением торжеств - невероятно привлекательная женщина, во всем не похожая на других, оригинальная и яркая, умеющая в то же время прислушиваться к чужому мнению и восхищаться красотой других. Безусловно, ее можно назвать человеком Ренессанса - множество талантов, яркая индивидуальность, независимость и странность... Весь мир знает ее стиль, ее широченные шляпы «а-ля сороковые», взрывы смеха, ехидные порой шутки, внезапную застенчивость, вечную сигаретку, за которую ее сурово осуждали моралисты-шведы, против которых датчане встали горой. Они любят свою королеву - и когда она бежит десятки километров на лыжах, и когда разрабатывает костюмы и декорации для спектаклей, и когда обрывает слишком «разошедшихся» собеседников, ненавидя фамильярность и дурной тон.