UA / RU
Поддержать ZN.ua

Умны ли женщины? Эмоционально-научные заметки

В августе в одном из номеров «Зеркала недели» в статье, посвященной «женской теме», прозвучал выпад феминистки в адрес украинских женщин...

Автор: Анатолий Чуприков

В августе в одном из номеров «Зеркала недели» в статье, посвященной «женской теме», прозвучал выпад феминистки в адрес украинских женщин. Он звучал примерно так: так ярко, как сегодня одеваются и прихорашиваются украинские женщины, никто в цивилизованном мире, кроме проституток, не позволяет себе; господствует унисекс и в повседневной одежде, и в поведении. Надо сказать, что многие иностранцы, с которыми мне приходилось общаться, восторгались миловидностью наших девушек и женщин и их умением выгодно преподнести себя. С сожалением приходится констатировать, что никто из читателей пока не среагировал на этот выпад в отношении украинок. Вынужден я, мужчина, ради привлечения восторженного (по мнению автора — «похотливого») внимания которого украинки прибегают к ярким одеждам и косметике, выступить в их защиту. Основной аргумент в защиту моих землячек следующий: украинки, представительницы юго-восточных славян, по темпераменту и образу поведения отличаются от женщин Англии, Германии, США и Канады (сам сравнивал!). Отличаются настолько издавна, что эти особенности поведения, возмутившие автора статьи, прочно вошли в менталитет народа, стали его отличительной особенностью. Кто из наших современников может сказать нам, когда, в каком веке украинские девчата и молодицы стали в праздничные дни наряжаться в вышиванки, венки и ленты? Думается, что это возникло несколько столетий назад, может быть, не только предшествовало, но и вызвало появление украинской нации. Сегодня женщины в Украине одеваются иначе, чем раньше, но даже в искусственно состаренной «джинсе» и других одежках они выглядят изящно (привлекательно).

Похоже, что процитированный выпад против привлекательности украинок отдает отсутствием интеллигентности и типичным стремлением феминисток к обезличиванию полов.

После такого вступления хочу дополнить заметки Оксаны Приходько (по материалам зарубежной прессы; «Зеркало недели» №32 от 26.08.06), освещающих дискуссию в научно-популярной прессе о том, кто умнее — мужчины или женщины. Надо сказать, что эта дискуссия началась в научных кругах задолго до опрометчивого высказывания Ларри Самерса о том, что более скромное представительство женщин в академическом мире может быть объяснено различным уровнем врожденных умственных способностей. Неосторожный Ларри поплатился за эти высказывания уходом с поста президента Гарвардского университета.

Сегодня ученые с разных позиций освещают этот сложный вопрос — кто умнее?

В дискуссии об уме, вероятно, уместно договориться о том, что мы подразумеваем под ним. Если ограничиться рамками способности овладевать абстрактно-символическими знаниями, т.е. преимущественно левополушарными функциями, то в этом случае я принадлежу к кругу ученых, которые безоговорочно отдают первенство популяции женщин.

Когда рассуждают о распределении вариантов IQ в мужской и женской популяции, большом разбросе данных среди мужчин (от гениев до идиотов) и более усредненно-монолитных показателях женщин, то не учитывают следующего обстоятельства. Количество гениев среди мужчин минимально, а вот количество лиц с низким IQ четко превышает аналогичные показатели среди женщин. В условиях бесплатного и равного доступа к высшему образованию (многолетний эксперимент проведен в СССР) количество женщин с высшим образованием было достоверно выше по сравнению с мужчинами. При этом равный доступ к высшему образованию обоих полов можно назвать лишь относительно. К примеру, при поступлении в медицинские вузы юношей «тянули за уши», а умным девушкам завышали проходной балл. Стране нужны были на случай войны хирурги и военные врачи. Естественно, я не исключаю для мужчин возможности эффективно использовать свои посредственные умственные способности за счет волевой целеустремленности и энергетики (заслуга тестостерона!) и... мужского шовинизма. В Верховной Раде, как известно, число женщин не пропорционально их проценту в электорате.

Создается впечатление, что природа специально «изобрела» феномен левополушарного превосходства женщин. Оно ярко выступает в сроках появления первых слов и фразовой речи у девочек по сравнению с мальчиками. Девочки, как правило, лепечут первые слова и начинают пользоваться предложениями на четыре-шесть месяцев раньше мальчиков. В свое время мы перепроверяли данные англичан Оунстеда и Тейлора в нашей популяции детей. Оказалось, что они правы, когда говорят о том, что уязвимость левого полушария у девочек по отношению к поражению психоневрологическими расстройствами правого и в сравнении с уязвимостью обоих полушарий у мальчиков резко снижается на втором году жизни. Т.е. тогда, когда у девочек начинают функционировать речевые зоны левого полушария.

Неужели этот левополушарный феномен создан природой исключительно для того, чтобы женщины более активно эксплуатировали телефон и «заговаривали» нас, мужчин? Вероятно, ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Разговорчивость женщин, несомненно, сама по себе важна, например, в первые годы воспитания ребенка — для овладения речью и социализации детей. В близкой форме это находят и у других млекопитающих. К примеру, за рубежом попытки обучить обезьян жестовой речи глухих оказались успешными прежде всего у самок, и именно последние пытались передать эти навыки своему потомству.

Но научные данные последнего десятилетия свидетельствуют также о том, что к левополушарным мозговым функциям у женщин относится создание и сохранение «генеративной доминанты», или доминанты воспроизведения потомства, т.е. нервных механизмов воспроизведения потомства.

Так вот, по данным многолетних исследований авторитетных российских ученых, расположение генеративной доминанты в ходе овуляторно-месячного цикла и в ходе течения беременности наиболее оптимально и чаще заканчивается рождением здорового потомства в том случае, если она расположена в левом мозге. Научный смысл этих комплексных акушерско-нейрофизиологических исследований весьма сложен, поэтому мы ограничимся центральным выводом. Может быть, то, что природа сотворила нас разными (по уму, в том числе), заложен высший смысл и для сохранения человечества как вида, не надо этот смысл уничтожать. Когда осуществится великая мечта феминисток и женщины начнут размножаться почкованием (клонированием), это, скорее всего, будет другой вид млекопитающих.

Словом, можно допустить, что более высокие интеллектуальные способности женщин появились в связи с важной левополушарной функцией — созданием «генеративной доминанты». Ради этого стоит быть терпимым к женской разговорчивости. Поэтому я настойчиво предлагаю женщинам — научным работникам в период беременности временно не писать диссертации, научные доклады, дабы не вытеснять из левого полушария столь драгоценную для здоровья матери и будущего ребенка доминанту.

Так что, милые и умные украинки, сопротивляйтесь докатывающимся до нас волнам феминизма, несите и дальше в веках свое женское очарование, берегите и жалейте своих недалеких мужчин, и благодаря вам будет жива Украина!