UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЛИЦА, СЕМЬЯ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

В ноябрьские дни классиков марксизма-ленинизма поминают особенно часто. И все чаще в их многотомн...

Автор: Оксана Приходько

В ноябрьские дни классиков марксизма-ленинизма поминают особенно часто. И все чаще в их многотомных трудах - а вернее, в наших смутных воспоминаниях о знакомстве с ними- выискиваются непреложные истины, которые оказались неподвластными даже всеразъедающей ржавчине заштампованности и политической демагогии. На этот раз речь идет о тезисе «бытие определяет сознание» и о его роли в формировании самых передовых психолого-педагогических концепций. С легкой руки Фрейда на самоотверженных родителей был навешен непомерный груз ответственности за все неподвластные контролю разума комплексы, которые только могли возникнуть у ребенка по мере его взросления. Но теперь родителям, похоже, можно вздохнуть свободнее и отказаться от ежедневных изматывающих сражений по поводу зубной щетки и профилактики ранней беременности и заняться, наконец, решением своих собственных проблем. По крайней мере, так утверждает Джудит Харрис, автор еретического учебника по психологическим аспектам семейной педагогики, опубликование которого в Америке произвело эффект, сопоставимый с обнародованием доклада Кеннета Старра.

Сама Джудит до сих пор удивляется, что аннотацию на ее учебник опубликовал ведущий академический журнал Psychological Review, а Американская ассоциация психологов присудила ей свою ежегодную награду за вклад в развитие психологии. А ее дочка тихо радуется тому, что в наше время еретиков уже не сжигают на костре.

60-летняя Джудит не является ни профессиональным психологом, ни ученым, завершившим многолетние научные изыскания, ни даже профессиональным педагогом. Она занимается тем, что пишет учебники. Но именно ее взгляды, которые она изложила в своем последнем учебнике «Завышенная роль воспитания: почему дети становятся такими, какими они становятся», вызвали наиболее бурную дискуссию как в научных кругах, так и среди большинства американских родителей, педагогов и психологов.

Джудит в течение многих лет тщательно анализировала те факторы, которые оказывают максимальное влияние на становление личности ребенка. В своих первых учебниках она вполне благочинно придерживалась общепринятой точки зрения, что именно воспитание играет решающую роль и что именно родители могут помочь своему ребенку стать добрым и великодушным, дисциплинированным и собранным, интеллектуально продвинутым и эмоционально обогащенным. Но затем более пристально стала присматриваться к тем ситуациям, в которых при одном и том же воспитании результаты оказывались диаметрально противоположными. Джудит начала задаваться вопросами: «Почему приемные дети, выращенные одними и теми же родителями, так сильно отличаются по характеру? И почему близнецы, выросшие в самых разных условиях, сохраняют свое феноменальное сходство? Почему дети из иммигрантских семей так легко перенимают и язык, и все местные обычаи? Какую роль в формировании личности играет наследственность, а какую - воспитание?»

Ответы, которые она получила, полностью перечеркнули все ее предыдущие труды. Джудит саму удочерили в раннем возрасте, и она не переставала удивляться своему абсолютному несходству с сестрой, которая для приемных родителей Джудит была родной дочерью. Как оказалось, своим характером, умственным развитием и даже судьбой она напоминала своих собственных родителей. Другими словами, именно наследственность, а не воспитание оказали решающее значение при формировании ее как личности. Склонность к агрессии, предрасположенность к алкоголизму, умственные способности, общительность и обидчивость - все это закладывается в человеке задолго до его рождения.

Еще не успев полностью признать правоту Джудит, американские психологи тут же развернули общенациональную кампанию по предотвращению формирования новых комплексов вины у чересчур озабоченных родителей. «Ведь никто не испытывает вины за то, что передает своему ребенку предрасположенность к полноте или сахарному диабету, - утверждает Гарольд Коплевич, директор нью-йоркского центра по исследованию ребенка. - Почему же люди должны казнить себя за то, что они передают своим детям предрасположенность к агрессивности или к психиатрическим заболеваниям?»

Провозгласив доминанту наследственности, Джудит тем не менее не отвергает и роль бытия в формировании личности. Именно ей принадлежит теория групповой социализации, согласно которой ролевое поведение окружающих ребенка сверстников во много раз перевешивает те ролевые модели, которые пытаются навязать ему родители и педагоги. Сколько бы ни твердили родители о пользе вегетарианства, но если вся компания, в которой вращается подросток, кормится исключительно чипсами и гамбургерами, то лучше даже не пытаться запрещать ему посещение «Мак-Дональдса».

Бурные дебаты, которые вызвала в Америке публикация книги Джудит Харрис, уже принесли свои первые плоды. Даже в том случае, если Джудит окажется абсолютно правой, родителям не придется довольствоваться исключительно пассивной ролью при формировании личности своего ребенка. Правда, основные подходы к семейному воспитанию придется пересмотреть. Прежде всего необходимо научиться подбирать для своих детей адекватную среду сверстников, выбор ими друзей не пускать на самотек. И обращать внимание при этом не на благородство семейства кандидата в приятели, а на личностные качества и на особенности поведения самого ребенка. Музыкальные школы, кружки по изучению иностранных языков, компьютерной грамотности хороши не только получением новых знаний и занятием свободного времени ребенка, но и тем, что таким образом ребенок попадает в социальную группу подростков с заданными ролевыми параметрами.

В то же время даже те психологи, которые уже успели принять на веру теорию групповой социализации, утверждают, что ее действие сохраняется лишь до момента создания своей собственной семьи. Став мужем или женой, а тем более - отцом или матерью, наши дети с абсолютной точностью начинают воспроизводить все те технологии семейной жизни, которые они испытали на себе. Так что, по всей видимости, в процессе формирования личности наблюдается противопоставление не роли родителей и роли сверстников, а вербального и ролевого воздействий на наших детей. Иными словами, если бы мы не читали им нотации, пусть даже в самой приемлемой с психологической точки зрения форме, а вместе с ними зубрили уроки и влюблялись, тащились от компьютерных игр и отрывались на дискотеках, то они воспроизводили бы именно наши ролевые модели.