UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинцы в первых боях с фашизмом

С самого начала Второй мировой войны Украина была втянута в водоворот военных событий. Ее земли то...

Автор: Владимир Шевченко

С самого начала Второй мировой войны Украина была втянута в водоворот военных событий. Ее земли тогда находились под властью различных государств: Украинская ССР — в Советском Союзе; Закарпатье — в Чехо-Словакии, а потом — в Венгрии; Северная Буковина и Измаильщина — в Румынии, затем — в СССР; Галичина и Волынь — в Польше, а потом — в СССР. Сотни тысяч наших соотечественников проживали в других странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии. И какую бы политику ни проводили правительства этих государств, большинство украинцев выступали против нацизма и фашизма, многие из них с оружием в руках в рядах армий соответствующих государств или собственных добровольческих военных формирований поднимались на смертельный поединок с поработителями.

Еще до 1 сентября 1939 г., считающегося официальной датой начала Второй мировой войны, украинцы вместе с другими народами боролись против фашистских агрессоров во время немецко-итальянской интервенции в Испании (1936—1939 гг.), японского нашествия в Китае (1937—1945 гг.), советско-японских конфликтов (1938 и 1939 гг.), венгерской экспансии в Закарпатье (1939 г.) и т.д.

Эти события, которые постепенно втягивали разные страны во Вторую мировую войну, неразрывно связаны с ней и стали частью планетарного вооруженного противостояния. В 1936 —1939 гг. (до нападения Германии на Польшу) военные действия разворачивались на территориях Европы, Азии, Африки, они охватили более 500 млн. человек — четверть тогдашнего населения земного шара. Их зачинщиками были те же агрессоры — немецкие нацисты, итальянские фашисты, японские милитаристы.

Символично, что первые вооруженные выступления украинцев против фашизма связаны с именем Великого Кобзаря. Создавая плацдарм для дальнейшей экспансии, Германия и Италия в 1936—1939 гг. вмешались в гражданскую войну в Испании. В самом ее начале сюда был переброшен немецкий легион «Кондор» (10 тысяч чел.), 25 тысяч итальянских солдат в составе экспедиционного корпуса. До конца
1936 г. на Пиренейском полуострове уже воевали 50 тысяч немецких и итальянских военнослужащих. А всего в 1936—1939 гг. в Испании действовали 300 тыс. фашистских солдат и офицеров — немцев, итальянцев, марокканцев, португальцев. За это время Германия и Италия направили сюда 1150 танков и бронемашин, 1650 самолетов, 2700 орудий, свыше 7600 автомобилей, много стрелкового оружия, военного снаряжения.

Испания стала первой жертвой немецкой и итальянской агрессии, ареной международного противостояния «коричневой чумы» с демократическими силами мира. Десятки тысяч добровольцев из 53 стран откликнулись на призыв испанского правительства о помощи.

Первые украинцы прибыли в Испанию вместе с французскими, бельгийскими и польскими антифашистами. В большинстве своем это были шахтеры и металлурги, попавшие во Францию, Бельгию из западноукраинских земель в поисках работы. Бойцы, командиры, политработники украинского происхождения в составе интернациональных бригад имени Домбровского, Чапаева, Линкольна и других защищали Мадрид, воевали под Гвадалахарой, Толедо, на других фронтах.

Из многочисленных примеров героической борьбы украинцев на полях Испании вспомним хотя бы капитана Кореневского — бывшего бойца армии УНР под командованием Симона Петлюры. После поражения национальной революции в Украине он эмигрировал во Францию. А с началом войны в Испании в 1936 г. приехал сюда для помощи республиканцам. По характеристике советника испанской армии Малино (псевдоним будущего маршала СССР, уроженца Одессы Р.Малиновского), Кореневский «был невероятно храбрым человеком. Он самоотверженно бился с фашистами». Будучи комендантом штаба 14-й интернациональной бригады, а затем — 35-й дивизии под командованием Вальтера (Кароля Сверчевского), Кореневский в сложной, временами хаотической обстановке беспрерывных боев никогда не терял самообладания, умело организовывал действия подчиненных. Погиб в бою с колонной итальянского корпуса.

В июне 1937 года из украинцев в составе бригады имени Домбровского была создана рота (компания) имени Тараса Шевченко, в состав которой, кроме наших соотечественников, входили белорусы, поляки, испанцы. Командовал ротой Станислав Томашевич. В связи с созданием роты Юрий Великанович в бригадной газете «Домбровщак» писала, что «первая компания имени Тараса Шевченко с честью выполнит его «Заповіт» в борьбе за свободу и культуру». Несколько позднее этот же автор отмечал: «Украинцы, связывая современность с героической борьбой минувшей эпохи, создали компанию имени Тараса Шевченко... Узник царских казематов, ссыльный диких степей, преследуемый и ненавидимый властью поэт поднимается на широких полях Испании».

Первое боевое крещение рота прошла в июле 1937 г. в ожесточенной битве под Брунете (западнее Мадрида). В составе бригады она атаковала укрепленные позиции франкистов в районе Вилья-Франко-дель Кастильо и Романильос. В жестоких боях рота потеряла почти половину личного состава, но вместе с побратимами по оружию одержала победу.

После пополнения новыми добровольцами рота отважно воевала под Сарагосой (август
1937 г.) на Арагонском фронте. В этих кровопролитных боях в выжженной солнцем местности, не имея достаточного количества боеприпасов, часто в окружении, мужество и героизм проявили украинцы Василий Лозовый, Назар Демьянчук, Станислав Томашевич, Иосиф Коновалюк, Валентин Павлусевич, Иосиф Петраш и многие другие. Боевые заслуги роты были отмечены приказами командования бригады им. Домбровского, Генерального комиссариата интернациональных бригад. Во время короткой передышки между боями бойцы роты помогали испанским крестьянам собирать урожай, ремонтировать школы и школьное оборудование, собирали средства для испанских детей-сирот.

В декабре 1937 — феврале 1938 гг. в горной местности, где отдельные вершины достигали двух тысяч метров, в снежную метель рота вела бои за город Теруэль. 20 декабря 1937 г. в бою погиб пользовавшийся авторитетом среди бойцов комиссар роты Назар Демьянчук, родом с Волыни, в последнее время работавший в Канаде.

С конца 1937 г. в роте начала выходить газета «Боротьба», очень популярная среди воинов. В начале следующего года командир роты С.Томашевич в одной из статей писал: «С точки зрения боевой подготовки рота им. Тараса Шевченко стоит очень высоко благодаря опыту значительной части товарищей, которые раньше уже служили в других армиях. У нас есть украинские офицеры, такие как поручики Иванович и Литвин, у нас есть украинские сержанты и капралы... В испанских селах и городах часто звучит прекрасная украинская песня — это идет рота им. Тараса Шевченко. И во время тяжелых переходов командир батальона обращается к шевченковцам: «А может, украинцы споют?» Гремит мощная песня, а тяжелый переход становится легче».

В газете печатались материалы, посвященные Т.Шевченко, чье творчество и жизнь вдохновляли бойцов на героическую борьбу. В статье «Крепостной-поэт» рассказывалось о произведениях Великого Кобзаря, о его вкладе в дело освобождения своего народа, о любви украинства к своему певцу, уважение к нему во всем мире. «Шевченко умер, — писал неизвестный автор статьи, подписанной инициалами С.П., — но идея его не умерла, идея жива». Статья призывала бороться «за испанский народ, за демократию, за право на жизнь, за победу над фашизмом». В другом материале «Между своими» за подписью Василия Добровольца газета рассказывала о геройском пути роты им. Тараса Шевченко, с глубокой симпатией говорилось о побратимах — поляках, испанцах, бойцах других национальностей роты. Подчеркивалось, что боевые действия роты им. Тараса Шевченко подтверждают ее право носить имя знаменитого поэта, защитника всех обиженных, угнетаемых и порабощенных.

Вести о подвигах бойцов-интернационалистов распространялись далеко за пределы Испании, служили примером, вызывали восторг и гордость на западноукраинских землях. По примеру шевченковцев в Испанию через парижский центр, возглавляемый известным в будущем лидером антифашистского движения в Югославии Иосифом Броз Тито, прибывали новые и новые сотни добровольцев. В конце 1937 года группа волонтеров-украинцев, которые пересекли Пиренеи, писала в бригаду им. Домбровского и в роту им. Тараса Шевченко: «Мы уже на испанской земле... Спешим к вам... Спешим пополнить ваши поредевшие ряды... Сейчас, когда пришло время бороться за интересы трудящихся, спешим на помощь. Уже издали говорим вам: «Держитесь! Слава борцам! Слава героям бригады им. Домбровского! Слава братьям из компании имени Т.Шевченко! За вашу и нашу свободу!»

В городе Альбасете, где была создана база для интернационалистов, прибывших из разных стран, издавался бюллетень на украинском языке «Вісті із Західної України». Эпиграфом к нему стояли слова Т.Шевченко:

Поховайте та вставайте,

Кайдани порвіте

І вражою злою кров’ю

Волю окропіте.

В общей борьбе с фашизмом, под флагом Тараса Шевченко объединялись добровольцы разных национальностей, в частности украинцы и поляки. Сейчас, когда во многих публикациях главное внимание уделяется конфликтам, недоразумениям, в прошлом нередко имевшим место между представителями этих двух соседних славянских народов, не меньшего внимания заслуживают и те события, явления, исторические периоды, когда они стояли бок о бок в совместной борьбе с общим врагом. Ярким примером такого боевого сотрудничества, дружбы, единства был и героический путь роты им. Тараса Шевченко на фронтах Испании.

Известный украинский историк Ф.Шевченко, первым исследовав историю роты имени Тараса Шевченко, писал, что ее бойцами «были люди, преисполненные героизма, самопожертвования, они проливали свою кровь, отдавали свою жизнь за светлое будущее человечества. Боевой путь роты им. Тараса Шевченко в борьбе против фашизма в Испании — один из лучших памятников великому поэту-революционеру». Это — яркий пример боевого побратимства украинцев и поляков в борьбе «за вашу и нашу свободу». Традиции дружбы, взаимопонимания в совместной борьбе с угнетателями, фактически заложенные нашим Великим Кобзарем, нашли продолжение уже в 30-е годы ХХ века. Нельзя забывать, что режим санации в ІІІ Речи Посполитой по отношению к украинцам, да и вообще к национальным меньшинствам, был крайне жестким и отнюдь не толерантным.

В феврале 1938 г. рота под командованием Станислава Томашевича, его заместителя Павла Ивановича (украинский рабочий из Франции), комиссара Симона Раевского (летом
1937 г. с группой политзаключенных сбежал из тюрьмы в Дубно на Волыни) принимала участие в битве за высокую горную гряду Сьерра Кемадо. Бойцы роты захватили немало винтовок, орудий, грузовиков, а братья Симон и Поликарп Раевские уничтожили расчет двух вражеских пулеметов и захватили один из них. В этих боях погибли командир роты Томашевич, сержант Серадзский, Поликарп Раевский и др.

В марте 1938 г. рота в составе бригады им. Домбровского ведет тяжелые оборонительные бои на Андалузком фронте. Четыре раза она прорывала окружение, мужественно отбивала атаки фашистов на высотах возле города Каспе. Смертью героев в этих боях полегли вновь назначенный командир роты Воропаев, политкомиссар Симон Краевский и др. Но украинские добровольцы устояли под беспрерывными бомбардировками и стремительными атаками врага. 23 марта 1938 г. в боях за город Лерида прославились шевченковцы Мизюрко, Леончук, многие бойцы погибли. В июле—сентябре 1938 г. рота участвовала в ожесточенных боях на Каталонском фронте; только в течение 2 сентября отразила семь атак фашистов. В боях были смертельно ранены ее командир Ян Гашек, Юрий Великанович; погибли поручик Михаил Литвин, бойцы Стахура, Гусаров и др. Командование бригады отмечало высокую боеспособность шевченковцев, которые придерживались правила «Ищи врага», проводили частые вылазки и контратаки, умело боролись с танками.

Немало украинцев было и в составе трех тысяч советских добровольцев — летчиков, танкистов, моряков и иных специалистов, помогавших испанским республиканцам в подготовке и проведении самых важных операций против мятежников и фашистских интервентов. Уроженец Полтавщины генерал Г.Кулик (будущий маршал Советского Союза) под псевдонимом Купер был военным советником председателя хунты обороны Мадрида. Р.Малиновский активно участвовал в создании регулярной республиканской армии.

Именно с их помощью планировались и проводились операции по обороне Мадрида. Позже Р.Малиновский вспоминал: «Испанские и интернациональные части состояли из храбрых, преданных делу свободы антифашистов, но их знания военного дела абсолютно не соответствовали революционному энтузиазму. И к тому же интернациональные батальоны набирались из бойцов разных национальностей, что усложняло их взаимодействие. На месте необходимо было организовать хорошее наблюдение за врагом, обеспечить фланги и стыки частей, словом, решать ряд вопросов, без которых немыслим любой успех». Именно при таких обстоятельствах Родион Малиновский в гражданской одежде и появился в окопах республиканцев. На пути до передовой, прячась от вражеского пулеметного огня под хлипким мостиком, он встретился здесь с командиром 14-й бригады Вальтером — в будущем знаменитым польским генералом брони Каролем Сверчевским — легендарно храбрым солдатом. Совместно организованные двумя выдающимися военачальниками действия дали возможность сорвать в 1936—1937 гг. наступательные операции фашистов под Мадридом.

Короткой, но яркой была жизнь уроженца села Малая Токмачка Запорожской области летчика Ивана Иосифовича Проскурова. В одном из боев под Мадридом в ноябре 1936 г. самолет Проскурова был изрешечен вражескими пулями и снарядами настолько, что ремонту не подлежал; почти все приборы в кабине были выведены из строя. Но летчику удалось нанести по врагу ощутимые удары и посадить самолет на своей территории так, что почти никто из экипажа не пострадал. Будучи командиром Первой авиаэскадрильи испанской армии, он проявил себя как умный, настойчивый, способный командир, требовательность соединявший с душевностью, за что его любили и начальники, и подчиненные. За подвиги в боях с фашистами в небе Испании И.Проскурову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1939 г. он был назначен заместителем наркома обороны СССР — начальником Пятого Управления Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА), в 1940 г. превращенного в Разведывательное управление Генерального штаба РККА. Проскурову, ставшему уже генерал-лейтенантом, за два года пребывания на этой должности удалось многое сделать в деле восстановления разгромленной сталинскими репрессиями советской разведывательной сети за границей. Но в 1941 г., в возрасте 34 лет, герой первых битв с фашизмом, который никогда не шел против своей совести, погиб в бериевских застенках.

За подвиги в боях в Испании звание Героя Советского Союза получили добровольцы из числа воинов Киевского особого военного округа В.Бочаров, И.Душкин, И.Евсеев, И.Проскуров, П.Рычагов, С.Тархов, Б.Туржанский, М.Шмельков.

Известный журналист, уроженец Киева Михаил Кольцов регулярно публиковал свои репортажи с места боев, собранные в книге «Испанский дневник»; немало сделал он для распространения информации о ходе военных событий, обобщения опыта военных действий в специфических условиях этой страны.

Преимущественно через украинские порты по просьбе испанского правительства кораблями Черноморского флота в сложных условиях Средиземного моря, контролируемого фашистской Италией, было перевезено немало продовольствия, одежды, медикаментов, оборудования, 648 самолетов, 407 танков и бронемашин, 1186 орудий, 205 тысяч пулеметов, почти 500 тыс. винтовок.

Всего в Испании в боях с фашистами участвовало до 50 тысяч добровольцев из разных стран. Но им противостояли, как упоминалось выше, 300 тысяч иностранных фашистских солдат, воевавших на стороне мятежников-франкистов. Силы были слишком неравными. 29 марта 1939 г. враг захватил Мадрид.

Генерал Франко напыщенно провозгласил: «Hay orden en el pais» («В стране порядок»). И тотчас же начал строительство своего мавзолея в Куэль де Марос в Долине павших неподалеку от Мадрида. Это была огромная базилика, больше, чем неф собора Святого Петра в Риме. В это вытянутое в пространстве прямоугольное сооружение можно попасть через проложенный в гранитной горе туннель. На поверхности земли над мавзолеем возвышается самый большой в мире по размерам каменный крест высотой 150 метров и весом 18 740 тонн. Рядом со своей усыпальницей Франко приказал разместить могилы павших в войне.

По его замыслу и трактовкам, распространяемым во многих СМИ уже на протяжении длительного времени, этот жест должен был символизировать примирение. Но, наверное, никто не имеет права забывать, что комплекс в определенном смысле напоминает и о фашизме, поскольку там лежат его жертвы, и сооружался он целых 20 лет рабским трудом бывших военнопленных республиканцев, клейменных буквой «Т» — trabajador (рабочий). Они работали под надзором «Управления искупления вины через труд» — название это очень напоминает лозунги над входом в нацистские концлагеря. Сорок лет Испания находилась в крепких руках каудильо.

Увековечивания и благодарности заслуживают украинские участники первых боев с «коричневой чумой» ХХ века — фашизмом на полях и в небе Испании.