UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинское общество слепых: вчера и сегодня

Почти каждый украинец, независимо от того, есть ли у него проблемы со зрением, если не сталкивался, то, по крайней мере, слышал об УОС (Украинском обществе слепых) - одной из самых старых общественных организаций нашего государства, которой 4 июня исполняется 84 года.

Автор: Владимир Петровский

Почти каждый украинец, независимо от того, есть ли у него проблемы со зрением, если не сталкивался, то, по крайней мере, слышал об УОС (Украинском обществе слепых) - одной из самых старых общественных организаций нашего государства, которой 4 июня исполняется 84 года.

Попробуем понять, зачем и в каких условиях она была создана.

Основная сюжетная линия снятого отечественным режиссером Олесем Саниным художественного фильма "Поводырь" (одним из консультантов которого я, кстати, удостоился чести быть) базируется на реальных событиях, произошедших в 30-е годы прошлого века. Под предлогом проведения съезда в Харьков свезли слепых кобзарей, арестовали и со временем расстреляли где-то за городом. Спастись смогли единицы. На протяжении многих десятилетий эта "героическая операция" НКВД проходила под грифом "совершенно секретно".

Кинофильм едва ли не впервые правдиво обнародовал реальный исторический факт - уничтожение советской властью невидящих бандуристов за песенное творчество и образовательно-патриотическую деятельность. К сожалению, по понятным причинам украинские историки до сих пор не знакомы со всеми деталями, которые позволили бы воссоздать достоверную картину циничного убийства советской властью беззащитных и безоружных слепых людей.

Советское общество было четко структурировано и разделено на классы, группы, слои по политическим взглядам, профессиям и социальному положению граждан. Для максимально эффективной эксплуатации, а главное - для продуктивного контроля над моральным состоянием всех классов, слоев и групп общества понадобились четкие и действенные механизмы. Наиболее действенным из них стало объединение в группы по понятным типичным признакам.

Поэтому параллельно с колхозами - для крестьян, заводами и фабриками - для рабочих, советская власть создала союзы ученых, писателей, архитекторов, кинематографистов и т.п. для интеллигенции, научные площадки - для ученых, учреждения и клубы - для спортсменов. Союзы, общества, другие сообщества в СССР постепенно охватили все общество по возрастным группам (пионеры, комсомольцы), увлечениям (ОСОАВИАХИМ, спортивные клубы), сферам деятельности (профсоюзы) и т.п.

Не избежали объединения и невидящие и глухие граждане. С середины 30-х годов прошлого века они прекратили бесконтрольно заниматься артельной, а следовательно - не выдержанной идеологически деятельностью, и цивилизованно, как все общество, влились в общегосударственный экономический процесс, перестав угрожать официальной идеологии государства и общества.

УОС и УОГ (Украинское общество глухих) были созданы постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров УССР от 4 июня 1933 г. "Об украинском обществе слепых и украинском обществе глухонемых в СССР и УССР", завершив процесс объединения инвалидов, которых, вследствие Первой мировой, Гражданской войны и процесса насаждения советского порядка, насчитывалось более чем достаточно.

Приведенный поверхностный исторический экскурс вовсе не случаен. Обратим внимание на одну деталь. Все перечисленные организации, в частности и спортивные клубы, не были государственными структурами, однако содержались (одни - в большей, другие - в меньшей степени) на средства государства. То есть хотя по форме это были общественные организации, функции, ими выполняемые, не относились к функциям общественных объединений граждан. В сущности, эти новообразования прежде всего выполняли функции проводника партийной идеологии в массы - через конкретных людей, с помощью якобы ими созданных и четко управляемых общественных образований. И хотя советской власти уже нет, рожденное ею дело до сих пор живет и мутирует, приобретая совершенно безобразные формы.

Создание в 1933 г. системы УОС нуждалось в механизмах, с помощью которых можно было бы решать весь комплекс его социальных, экономических и политических задач. Наиболее эффективным аргументом могли быть (и стали) новые рабочие места, а следовательно - обеспечение собственных нужд за счет создания сети таких ячеек (предприятий обществ слепых и глухих) по всей территории государства. В свою очередь, упомянутые предприятия создали экономические принципы для жизнедеятельности невидящих, компенсировав затраты на их (то есть предприятий) содержание тотальным контролем и направлением воли граждан в идеологически и политически выверенное русло.

Для обеспечения этих предприятий всем необходимым, прежде всего - для их экономической деятельности, советская власть создала все условия. Основой для экономического развития УОС, которое было устойчивым и во времена советской власти постоянно росло, выступали госзаказы за бюджетные средства, которые гарантировали инвалидам работу и прибыль (а следовательно - возможности для развития) их предприятиям. Льготное налогообложение производственной деятельности, кроме обеспечения социальной защиты и культурно-реабилитационных нужд невидящих и глухих, укрепляло экономически-финансовую мощь УОС и УОГ. Это, с одной стороны, делало систему верной советской власти, а с другой - постепенно создало фактически независимое, в экономическом смысле, государство в государстве.

По похожим сценариям, с учетом определенных особенностей, но, так или иначе, с помощью государственных средств и преференций формировались отношения и с другими негосударственными учреждениями общественных объединений.

Самым эффективным было решение проблем социальной защиты слепых. Кроме строительства новых предприятий и цехов, в которых создавалась социальная инфраструктура (столовые, культурно-художественные и спортивные клубы, библиотеки), строился жилищный фонд. Невидящие бесплатно получали собственные квартиры, читали озвученные и печатанные шрифтом Брайля книги, играли, пели, мастерили в клубах, занимались разными видами спорта, даже получали заочное образование. Вот только все это происходило, так сказать, "в собственном соку", то есть подальше от физически здорового общества. В Советском Союзе не было инвалидов, по крайней мере их никто не видел.

Гражданину, не знакомому с тонкостями финансовой деятельности УОС, трудно представить прежний уровень обеспеченности этой организации. Ярчайшей иллюстрацией упомянутого уровня стали первые годы "перестройки" (1985–1990) в СССР. Экономическое состояние страны было столь затруднительным, что не было чем выплачивать пенсии. Тогда государство обратилось за помощью к УОС и за счет средств, ссуженных обществом, смогло своевременно выплатить пенсии. Это была, так сказать, последняя, "лебединая" песня могущественной системы, которая несколько покачнулась, но смогла устоять под финансовым грузом.

Можно лишь представить, какой уровень образования, квалификации, реабилитации, степень социализации, самореализации (ведь инвалидов зрения, в целом, не так много в процентном соотношении ко всему обществу) могли бы получить инвалиды этой нозологии, если бы финансовый ресурс, заработанный их трудом, был инвестирован в них же. На самом деле среди невидящих есть ученые с кандидатскими и докторскими степенями, юристы и врачи, выдающиеся деятели культуры и искусства, но их мало, поскольку все они достигали своих вершин своими силами, не только без поддержки, но и вопреки препятствиям как со стороны общества слепых, так и со стороны общества в целом.

Именно то, что система игнорировала людей, благодаря которым она была создана и развита, в конце концов и стало одной из причин ее разрушения. Безусловно, развал Советского Союза разрушил монополию УОС на определенных производственных участках, оставив, правда, льготное налогообложение. Постепенно исчезли госзаказы. Но самое главное - из УОСа массово ушла молодежь, а люди преклонного возраста естественным путем прореживают его ряды. Игнорирование интересов собственного будущего все же стало фатальным. И теперь, когда от социальных гарантий, некогда предоставляемых инвалидам, остались жалкие крохи, о них напоминают только продуктовые наборы к праздникам.

Несмотря на налоговые льготы, из 79 предприятий УОС реально работает не более десяти. Зарплату выше минимальной получают на нескольких из них. Но эти проблемы касаются рядовых членов общества. Руководство Центрального правления УОС и директора учебно-производственных предприятий вовсе не бедствуют. Почему? Оказывается, земля и имущество, приобретенное поколениями слепых, приносят неплохую прибыль руководителям как общества, так и предприятий УОС.

Постоянные скандалы и суды с попытками, намерениями или реальной продажей имущества предприятий, баз отдыха, "левые" договора аренды, доведение до развала предприятий, возникновение многочисленных "недоразумений" при попытках найти общий язык с бюджетными средствами вызывают негодование невидящих и, далеко не всегда, - радость контролирующих служб. Однако это вовсе не мешает одним и тем же должностным лицам в УОС продолжать руководить и подыматься по карьерной лестнице.

Незнание, нежелание, а главное - невозможность покорных, неспособных защищать собственные права, наученных годами полностью подчиняться воле сверху невидящих, которые не сопротивляясь, как норму и должное, воспринимают и развал предприятий, и отсутствие зарплаты, в итоге ведут к развалу системы УОС.

Как ни странно, но Центральное правление и руководители УОС действуют во вполне правовом русле. И узурпируют власть над землей, имуществом, финансовым ресурсом, приобретенным за десятки лет рядовыми членами общества, которые сейчас лишены реального влияния на положение дел, вполне законным путем, ну разве что с мелкими помарками, которые и нарушениями считать нельзя, потому как никто ничего против не имеет.

Итак, решение принимает съезд, между съездами - пленум с президиумом. На съезд по квоте избираются делегаты из первичных организаций. В территориальных "первичках" выбирают лидеров Центрального правления и городских руководителей общества, в первичных организациях предприятий - директоров. Не избрать директора предприятия - нонсенс, поскольку от него зависит зарплата рядовых сотрудников, и потому большинство будет всегда. Если же территориальные звенья где-то ошибутся, то городские конференции откорректируют, там местный актив "правильный". А то, что директора как работодатели, по закону, не имеют права находиться в руководящих выборных органах, давно уже никого не волнует.

Хотя и на съезде подавляющее большинство - это сработанная команда. Руководящие органы общества, одновременно являющиеся директорами предприятий и должностными лицами УОС, и неизменная команда аппарата Центрального правления, которое годами контролирует их правильное поведение, стерегут землю, имущество и средства от посягательств невидящих, которые, в свою очередь, предпочли бы знать, кто и как ими распоряжается.

Было бы странно, если бы узурпатор этой власти и имущества не защищал доверенное ему покорным большинством добро. Однако же и государство, вероятно, для чего-то существует. Никто не отменял выполнения обязанностей, которые оно на себя взяло, в том числе насчет равенства и недискриминации как физических, так и юридических лиц, согласно ратифицированной Украиной Конвенции о правах инвалидов и других международных норм и стандартов. Именно согласно обозначенным нормам и стандартам Украина обязана предоставить равные возможности всем физическим и юридическим лицам, обеспечив недискриминационные условия объединениям граждан, занимающимся проблемами лиц с инвалидностью. Такой подход даст возможность продемонстрировать достижения одних общественных объединений инвалидов в решении проблем лиц с инвалидностью, и полное отсутствие таких усилий и результатов - в других, если, конечно, не считать результатом освоение бюджетных средств. Именно так может быть определен и реальный коэффициент полезного действия работы УОС. Построение гражданского общества по принципу отказа от советского и постсоветского наследия бросает объединениям граждан новые вызовы.

Надеемся, что каждый сделает выводы из всего сказанного, и эти выводы подтолкнут всех нас к строительству цивилизованного гражданского общества по мировым демократическим стандартам.