UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский менталитет как способ достижения успеха

Оказывается, можно сидеть на двух стульях, плыть на двух лодках: если их хорошо приладить друг к другу — выходит широкий насест или катамаран с двойной устойчивостью.....

Автор: Владимир Коскин

Оказывается, можно сидеть на двух стульях, плыть на двух лодках: если их хорошо приладить друг к другу — выходит широкий насест или катамаран с двойной устойчивостью...

Об этом — исследование «Украинский менталитет: иллюзии – мифы — реальность», в котором врач-психотерапевт, член Ассоциации украинских писателей Александр Стражный рассматривает особенности мировоззрения украинцев, плюсы, минусы и неврозы украинской нации. Заглядывает в историю едва ли не на миллион лет до нашей эры, но, естественно, отталкивается от трипольской культуры. Автор, капитально копнув в глубь времен Киевской Руси, исследует повороты истории украинцев XIV—XX веков. Постепенно перед нами вырисовывается мозаика украинской души, в которой основными «камешками» оказались оседлость, хозяйственность, консерватизм, универсальность, миролюбие, смелость, свободолюбие, демократичность, духовность, одаренность, сентиментальность, мистицизм, сердечность, открытость, барочное мышление, сообразительность, хитрость, лукавство, своеволие, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора, поклонение женщине, уважение к семье, эротичность. Вот такой предлинный список вроде бы положительных черт.

Автор диагностировал также «отголоски забытых недугов», среди которых провинциальность, заниженная самооценка, «совковость», наивность, инфантильность, небрежность, замкнутость в своей группе, недостаток целеустремленности, скупость, жадность, неуважение к себе и окружению, анархичность, непоследовательность, слабая любознательность, беззаботность, амурный авантюризм. Стражный акцентированно раскрывает природу гетманства, культа предательства, принципов «моя хата с краю» и «якщо не з’їм, то понадкушую». Страшновато носить такие «вериги»? Как с ними идти в светлое будущее? Какие выгоды можем извлечь из своего менталитета? Кто такой украинец? Чем он отличается от русского, поляка, француза?.. Какие в его ментальности козыри, а какие масти биты?

— В поисках ответов я перелопатил кипы литературы. Оказалось, что научно-популярных изданий по украинскому менталитету — мизер. И они, условно говоря, подразделяются на три типа, — рассказывает Александр Стражный. — Первый я бы назвал так: параноидально-патриотические мантры. Что-то вроде: «Москали пошли от Мосоха, а казаки от первого сына Иафета — Гомера». Круто, не правда ли? Одним словом, Украина — родина слонов. Ну, если не слонов, то по крайней мере самых умных, самых хитрых обезьян.

Второе направление диаметрально противоположное. Его основная идея: украинец — это маргинал, человек, невротизированный комплексом неполноценности, невостребованности, нереализованности... В таких исследованиях, причем своих же, украинских авторов красной нитью проходит вывод: «Нас гнобили, гнобят и будут гнобить».

И третий вариант публикаций на эту тему — глубокомысленные философские трактаты, в которых трудно что-то понять.

Оказывается, даже теперь, в XXI веке, в украинской культуре нет четкого представления о том, что же оно такое — национальный менталитет. Скажем прямо: мы себя не знаем! А не зная — не понимаем.

Не найдя ответ на этот вопрос, я попробовал ответить на него сам. Причем постарался быть непредубежденным, не выдвигать каких-то собственных гипотез, а объективно (насколько это возможно) описать все, как есть.

Такая позиция заведомо проигрышная. Поскольку во время раздела нации на бютовцев и регионалов, помаранчевых и бело-голубых, «свідомих» и русскоязычных мне, пожалуй, следовало бы — для успеха книги — принять способ мышления одной из сторон: той, которая убеждена, что на дискотеках нужно танцевать исключительно гопак, или той, которая искренне верит телеканалу «Россия».

Каждый может выбрать себе бога. Каждый может выбрать себе национальность. Даже историю! Однако никто не может выбрать себе менталитет. Каждый, кто живет в Украине, независимо от национальности, попадает под влияние украинской энергетики, ее эгрегора. Так что мировоззрение формируется под влиянием всего, что происходит в стране.

— Можно ли утверждать, что украинский менталитет, формировавшийся тысячелетиями, феерически быстро приобрел за годы независимости новые черты?

— Несомненно. Причем этот процесс поражает своей колоритностью. Несмотря на отсутствие экономических реформ, в Украине за последние полтора десятка лет произошли просто колоссальные изменения. Будто тихий хутор проснулся от летаргического сна и начал возводить на месте сельсовета, памятника Ленину и недостроенного клуба небоскребы, супермаркеты, банки, картинные галереи. Освободившись от коммунистических иллюзий, украинцы, с одной стороны, устремились к фарватеру мировой цивилизации, а с другой, вернулись к своим извечным ценностям и архетипам. Вместе с обломками советской империи остались в прошлом ее утопические упования, надежда на дармовое светлое будущее, имитация трудовой деятельности, тотальный дефицит, повальное пьянство. Из великого множества проблем, с которых невозможно было выкарабкаться, осталась одна: где раздобыть определенное количество купюр. Других проблем, по большому счету, нет. И это показатель того, что к «фарватеру мировой цивилизации» украинцы уже подошли. Вступлению Украины в Европейский союз мешает «маленькое препятствие»: по правилам ЕС, зарплата бюджетника — библиотекаря, учителя, клерка — должна быть равной эквиваленту четырехсот евро.

— На этом пути, как видим, мы теряем не только вредные иллюзии, но и некоторые положительные качества.

— С каждым годом восприятие украинцами жизни «вестернизируется» — отношения между людьми все чаще строятся на европейском прагматизме, увеличилось личност­ное пространство, в квартирах вместо книг на полках и стеллажах выстроились DVD с американскими боевиками. В характере украинца заметно ослабли такие черты, как бескорыстие, открытость, сентиментальность. Довольно скоро мы можем лишиться одного из самых гуманных украинских качеств — гостеприимности.

Но, с другой стороны, сегодня в Украине намного меньше люмпеновской зависти к тем, кто добился в жизни материальной стабильности и успеха.

— Какие черты национального менталитета тормозят экономическое развитие Украины?

— У украинца не очень развиты такие черты характера, как целеустремленность и решительность. Ему присуща осторожность, инертность, медлительность. Он не любит рисковать, живет по принципу «якось воно буде», долго взвешивает все «за» и «против», долго советуется и решения принимает половинчатые. Даже при наличии знаний, эрудиции, опыта нерешительность значительно снижает «коэффициент полезности». В целом, Украине не хватает инициативных харизматичных личностей, а те, которые есть, обычно идут не в бизнесмены, а в чиновники.

Мало у кого из украинцев есть амбиция своим делом покорить мир. Украинец — консерватор, не доверяющий переменам, он стремится не найти что-то новое, а сохранить уже созданное. Это определяет его неумение, а может, и нежелание идти в ногу со временем.

Украинской ментальности не присуща доминанта закона — это видно хотя бы в поведении первых лиц государства. А уж каждый официант или строитель не сможет заснуть, если в течение рабочего дня ему не удалось что-нибудь украсть.

Любая экономическая деятельность является следствием стремления к собственной выгоде. У украинца этого стремления более чем достаточно. Но сегодня именно оно парадоксальным образом является не катализатором, а тормозом развития экономики. Объясню, что я имею в виду. Мир украинца всегда был ограничен собственной усадьбой. В переносном смысле он ею ограничен и теперь. Это означает, что украинцу в принципе начхать на все, что не касается непосредственно его, — собственные интересы намного выше интересов страны. Это и понятно — ведь страны у него никогда не было. Стоит ли удивляться, что политики, дорвавшиеся до власти, тоже проникаются лишь собственными интересами. Патриотизм для них — лишь случайный аксессуар. И к тому же не хватает государственного мышления. Оно у них клановое. В отличие, скажем, от мышления лидеров России, Японии или стран ЕС, где выпестован глубокий корень государственности. Незаинтересованность украинских политиков в реформах — один из главных тормозов развития экономики. Ни в одной из политических программ любой партии определенно не осмыслен и не прописан конкретный выход из экономического тупика. Собственно, народ об этом и не спрашивает — политические игры он воспринимает как футбол (ура! наши ненашим забили!). Власть это устраивает, поэтому она не мудрствует над экономикой, а ведет себя так, как ее воспринимают «низы».

Экономические традиции украинцев основаны на «семейном» сельском хозяйстве и усадебной торговле. Нынче, при мощном промышленном потенциале, начать широкое производство товаров мешает отсутствие традиций производства. Из социализма в сегодняшний день перешли небрежность, халтура, лень. А традиционное украинское «свободолюбие» и самоволие в экономической плоскости перерастают в производственную анархию, в неподчинение начальнику.

Украинец думает одно, говорит другое, а делает третье. Ему присущи такие черты, как сообразительность, хитрость, лукавство. Однако в бизнесе последствием этих качеств являются непоследовательность, ненадежность, стремление обвести партнера вокруг пальца. Собственно, никуда не делось и «совковое» представление о бизнесе, для которого характерны низкий уровень предприимчивости, имитация деятельности, теневые схемы, коррупция, кумовство, стремление урвать все и сразу, но так, чтобы ничего не делать. Такое впечатление, что в Украине никак не может закончиться «итальянская забастовка» — все на своих местах, но никто ничего не делает.

Говоря о факторах, которые не способствуют экономическому развитию Украины, следует также учитывать, что в нашей стране нет природных запасов нефти. И к тому же православие, в отличие от католицизма или протестантизма, осуждает богатство — по сути, проповедует бедность и аскетизм.

— Так какие украинские черты могут вывести наше государство на уровень экономически развитых стран?

— Прежде всего нужно отметить такую национальную черту, как хозяйственность. В народных пословицах и поговорках понятия «хозяин», «хозяйка», «хозяйский ребенок» звучат не иначе, как похвала. Большинство высших руководителей Советского Союза были выходцами из Украины. У украинца в генах заложено все упорядочить, наладить, отремонтировать. Дай ему свободу, он горы свернет! Канадцы не сомневаются, что своим возрождением их аграрно-промышленный комплекс обязан именно украинцам. То же самое можно услышать и в Латинской Америке.

Украинец — универсал. Он легко овладевает несколькими смежными профессиями, в затруднительных ситуациях умеет быстро найти нестандартное решение. В этом ему помогает его особое мироощущение — с витиевато-оптимистическим началом, образностью и стремлением все украшать. Это — мироощущение в стиле барокко. Оно присуще не только украинским архитекторам, художникам, писателям, но и каждому украинцу. Этот стиль мышления отличал и запорожских казаков, побеждавших благодаря не силе, рациональной тактике или «железной» дисциплине, а действиям, которых от них никто не ожидал. Живость, нестандартные ходы, несимметричные ответы — все это проявляется как в украинской экономике, так и в геополитике. И в этом наш психологический козырь. Ведь эти черты не присущи ни европейцам, ни американцам. Западная (готическая) психокультура исповедует узконаправленную специализацию и четкое соблюдение инструкций. Меж тем барочность предусматривает не схематизм, а «красивость». Украинским «экономическим коньком» вполне может стать мода, производство новых видов одежды, дизайн. Мир завален безликими телевизорами, компьютерами, автомобилями. Украинец же стремится сделать все «красиво». Может, это и есть наша экономическая ниша?

Украинцу присущ здоровый прагматизм. Условно говоря, он все досконально просчитывает. Для развития экономики это отнюдь не плохо! Даже пресловутая украинская «жадность» здесь может сыграть положительную роль.

Миролюбие, неагрессивность, умение избегать столкновений — это фактор стабильности. А стабильность — залог доверия со стороны инвесторов, хорошая возможность для размещения в Украине производств западных корпораций. Низкая, по сравнению с Европой, заработная плата тоже фактор положительный. Скромность украинца, его стремление к зажиточности, но не богатству, в макроэкономическом плане рано или поздно сыграют свою роль, а тем более — традиционно высокий украинский интеллект, который пока что, из-за невостребованности, спит.

И последнее. Есть надежда, что экономические изменения, если они, конечно, начнутся, в нашем жизнелюбивом обществе пойдут быстро и с огоньком. Украинцы долго запрягают, но потом их не остановить!

Хотя мгновенный прорыв вряд ли возможен. «Нельзя из плохой футбольной команды сделать чемпиона мира. Из плохой команды можно сделать хорошую, из хорошей — очень хорошую, а из нее уже и чемпиона мира», — это сказал Валерий Лобановский. Украина однажды смогла попасть в высший эшелон мирового футбола. И ей вполне по силам попасть в высший эшелон мировой экономики. Главное — поставить перед собою такую цель и делать все, чтобы ее достичь.