UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЙ КРЫМ К 50-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ КРЫМСКОЙ ОБЛАСТИ В УССР

19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»...

Автор: Станислав Кульчицкий

19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Этот день раньше ассоциировался с царским указом об отмене крепостного права. Сегодня же в России его вспоминают чаще как день потери Крыма. Передача полуострова Украине воспринимается как ничем не мотивированное решение Никиты Хрущева, направленное против российских национальных интересов.

В действительности Н.Хрущев, выражая волю о передаче Крыма Украине, руководствовался объективными факторами. Через 50 лет после указа стоит задуматься, почему и при каких обстоятельствах появление этого документа стало возможным.

Крым до 1954 года

С 1802 г. Крым существовал в составе Таврической губернии. В начале ХХ столетия губерния состояла из пяти крымских уездов (площадью 25,6 тыс. кв. км с 740 тыс. жителей) и трех уездов Северной Таврии (площадью 35,1 тыс. кв. км с 1760 тыс. жителей). В материковой части губернии украинцы составляли большинство населения, но на полуострове — меньшинство.

Инициативу по разделу Таврической губернии проявила Центральная Рада. При провозглашении УНР в ноябре 1917 года она заявила претензии только на материковые уезды. Позже министр иностранных дел в правительстве гетмана П.Скоропадского Д.Дорошенко указывал на то, что Центральная Рада напрасно отказалась от Крыма.

И правда, руководители Рады могли бы рассматривать Таврию как единый хозяйственный организм. Таким она стала за 115 лет существования. В пределах всей губернии украинцы составляли, как показала первая всероссийская перепись населения 1897 г., 60 процентов населения. Победил, однако, не экономический, а этнографический подход.

М.Грушевского и его коллег можно понять. В 1917 году они отстаивали у центрального российского правительства автономные права, и эту борьбу вынуждены были начинать с элементарного: показать свою Украину на карте. Привлеченные Временным правительством к переговорам об автономии эксперты утверждали, что Украина — это земли Войска Запорожского, с которыми гетман Богдан Хмельницкий пришел на Переяславскую раду. И наоборот, украинская делегация в Петрограде во главе с В.Винниченко выдвигала не исторический, а этнографический подход к определению границ Украины. Она утверждала, что автономия должна распространяться на территории, где украинцев большинство. В связи с этим Центральная Рада готова была отказаться от Крыма, где украинцы составляли меньшинство.

Советские войска впервые захватили Крым в марте 1918 года. Была провозглашена Республика Таврида, просуществовавшая около месяца. После заключенного в Брест-Литовске мира с УНР Крым оккупировали немецкие войска. На полуострове появилось краевое правительство, возглавляемое царским генералом С.Сулькевичем. Последний хотел сохранить Крым для белогвардейской России. Однако П.Скоропадский был убежден, что Крым — это часть Украины. Когда Сулькевич возразил, гетман объявил экономическую блокаду и парализовал хозяйственную жизнь полуострова. Краевое правительство капитулировало, и осенью 1918 года была достигнута договоренность о вхождении Крыма в состав Украины на правах территориальной автономии. Падение гетманского режима помешало ее реализации.

После отступления немецкой армии в Крыму высадились французские и белогвардейские войска. Возникло краевое белогвардейское правительство, существовавшее недолго. В апреле 1919 года советские войска снова пришли на полуостров. Правительство Крымской советской республики возглавил брат В.Ленина Д.Ульянов. Республика просуществовала около двух месяцев. Десантом с моря в июне 1919 года Крымом снова завладели белогвардейцы, продержавшиеся тут до ноября следующего года.

После расформирования Южного фронта в декабре 1920 года М.Фрунзе стал командующим войсками Украины и Крыма. Из самого названия этой должности следовало, что Россия намерена оставить Крым за собой. Впервые план создания крымской автономии в составе РСФСР был объявлен на совместном заседании Крымского областного ревкома и обкома РКП(б) в январе 1921 года. Декрет об образовании Крымской автономной республики В.Ленин и М.Калинин подписали 18 октября 1921 года.

Принципиально важным является вопрос о том, какой характер имела крымская автономия — национальный или территориальный? Ленинский совнарком сначала создавал автономии обоих типов, но со временем остались только национальные. Крымская АССР стала уникальным автономным образованием, и в дальнейшем сохранявшим территориальный характер. Вместе с тем, заигрывая с кемалистской Турцией, на ведущие должности в этой республике Кремль выдвигал в основном людей крымскотатарского происхождения. Складывалось обманчивое впечатление, что крымская автономия была, как и все другие, национальной, то есть крымскотатарской.

По всесоюзной переписи 1939 года россияне в составе населения Крыма составляли 49,6 процента, крымские татары — 19,4, украинцы — 13,7, евреи — 5,8, немцы — 4,6 процента. Во время войны общая численность населения резко сократилась, а его этнический состав претерпел коренные изменения.

В августе 1941 года чекисты провели первую депортацию по национальному признаку. Они вывезли из Крыма до 50 тыс. немцев, поселившихся тут в основном во времена Екатерины ІІ. Формулировка обвинения была на всех одна: «пособничество гитлеровским захватчикам».

Во время оккупации гитлеровцы уничтожили 25 тыс. евреев. Погибли практически все, кто не смог или не захотел эвакуироваться. Вместе с евреями уничтожались люди уникальной малочисленной национальности — крымчаки. Нацисты относили их к «еврейской расе», поскольку с давних времен они исповедовали иудаизм.

В соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны от 11 мая и 2 июня 1944 года были выселены крымские татары, а также болгары, греки и армяне. Суммарное количество высланных на спецпоселение в Узбекистане составляло 228 тыс. человек.

В составе населения стали преобладать россияне и украинцы. Если раньше были объективные предпосылки для территориальной автономии Крыма, то они исчезли. В 1945 году Крымская АССР была превращена в область в составе РСФСР.

Передача Крыма Украине

Выдающийся украинский мыслитель ХХ ст. И.Лысяк-Рудницкий напечатал в 1956 году в журнале «Культура», издававшемся на польском языке в Париже, статью «Новый Переяслав», посвященную анализу курса Кремля в отношении Украины после смерти Сталина. Лысяк-Рудницкий назвал три обстоятельства, дававшие право утверждать о радикальном изменении курса. Во-первых, руководящие посты в республике оказались преимущественно в руках местных людей, а ЦК Компартии Украины возглавил украинец — А.Кириченко. Во-вторых, образование совнархозов существенно расширило компетенцию местных управленческих аппаратов, особенно в хозяйственной и культурной сферах. В-третьих, в связи с празднованием 300-летия Переяславской рады Крымская область была присоединена к УССР.

Американский профессор украинского происхождения был полностью прав, связывая указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма Украине с празднованием юбилея «воссоединения» Украины и России. Но в самом тексте указа от 19 февраля 1954 года такой связи нет. В пропагандистских кампаниях, развернувшихся в связи с юбилеем Переяславской рады и передачей Крыма Украине, обосновывался один основной тезис — о «судьбоносном» для Украины значении ее извечных связей с Россией.

Размышляя над эволюцией кремлевского курса в связи с передачей Украине Крыма, Лысяк-Рудницкий воспользовался широкими обобщениями. В частности, он сделал вывод, что вся предыдущая политика сводилась к попытке сломать сопротивление украинского народа с помощью средств физического насилия, но со смертью Сталина возможности для осуществления такого курса иссякли. Украину нужно было удерживать в пределах империи, опираясь больше на пропагандистские, а не силовые средства.

Соглашаясь с такой интерпретацией радикального изменения политики в отношении Украины, стоит подчеркнуть ее безопасность для новых хозяев Кремля. Возможность действовать на главных направлениях национальной политики с помощью пропаганды, а не террора появилась вследствие отсутствия уничтоженной Сталиным оппозиции. Как свидетельствуют опубликованные в последнее время документы, инициативу в либерализации национальной политики проявил даже не Н.Хрущев, а демонизированный его пропагандистами Л.Берия. Между тремя основными преемниками Сталина (третьим был Г.Маленков) развернулось настоящее соревнование в либерализме. Победителем оказался Н.Хрущев.

По инициативе Хрущева ЦК КПСС развернул с конца 1953 года пропагандистскую кампанию в связи с 300-летием Переяславской рады. 18 января 1954 года юбилей был торжественно отпразднован, но пропагандистская кампания не прекратилась. Своего крещендо она достигла в связи с передачей Украине Крымской области.

По разработанному сценарию первый шаг сделал Президиум Верховного Совета РСФСР. Имея принципиальное согласие Президиума Верховного Совета УССР, он рассмотрел этот вопрос в присутствии представителей Крымского облсовета и Севастопольского горсовета. Было принято положительное решение, в пользу которого выдвигались такие аргументы: общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи Крыма и Украины. Соответствующее постановление было направлено в Верховный Совет СССР.

Через несколько дней этот вопрос включил в повестку дня Президиум Верховного Совета УССР. Акт передачи Крыма он рассматривал как «новое яркое проявление безграничного доверия и искренней любви российского народа, новое свидетельство незыблемой братской дружбы между российским и украинским народами». Постановление с ходатайством о передаче также было направлено в Верховный Совет СССР.

19 февраля 1954 года состоялось торжественное заседание Президиума Верховного Совета СССР с участием руководителей законодательных и правительственных органов России и Украины, первого зампреда исполкома Крымского облсовета П.Лялина, а также председателей исполкомов Симферопольского и Севастопольского горсоветов Н.Каткова и С.Сосницкого. Первым выступил председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М.Тарасов. Указав на то, что Крым является как бы естественным продолжением южных степей Украины, он сделал такой вывод: «Из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». После него выступил председатель Президиума Верховного Совета УССР Д.Коротченко, а затем — О.Куусинен, Ш.Рашидов, Н.Шверник и другие члены Президиума Верховного Совета СССР. Обсуждение подытожил председатель законодательного органа К.Ворошилов. Появилось решение, оформленное соответствующим указом. В его тексте буквально повторялись аргументы из постановления Президиума Верховного Совета РСФСР.

26 апреля 1954 года указ поступил на утверждение сессии Верховного Совета СССР. Последняя приняла закон из двух пунктов: утвердить указ от 19 февраля; внести соответствующие изменения в статьи Конституции СССР. Передача области произошла с соблюдением всех предусмотренных Конституцией процедур.

Концепция «царского подарка»

Унаследованная от УНР территория УССР расширилась при советской власти в западном и сокращалась в восточном направлении. На западе Кремль беспокоился о воссоединении с УССР западноукраинских земель в составе Польши, Румынии и Чехословакии, а на востоке отрывал от УССР и присоединял к Российской Федерации смежные территории, на которых по переписи 1926 года проживало более 2 млн. украинцев.

Правда, и на западе УССР потеряла при окончательном определении польско-советской границы исконные украинские земли — Холмщину, Надсянье, Подляшье, Лемковщину. В 1940 году она утратила Приднестровье, когда образованная в ее составе Молдавская автономная республика стала союзной.

Разновекторность в формировании территории УССР продолжалась с марта 1918 года, когда большевики образовали вне пределов Советской Украины Республику Тавриду, и до 1954 года. Передача Крыма из состава России в состав Украины нарушала эту закономерность. Чем можно объяснить аномалию?

И.Лысяк-Рудницкий в названной выше статье отмечал, что Кремль ничего не терял от передачи Крыма, так как вся Украина 300 лет подчинялась империи. На самом деле, никто не мог предвидеть, что Крым когда-нибудь оторвется от России вместе с Украиной. Компартийно-советские вожди при решении украинско-российских территориальных вопросов всегда принимали во внимание российские национальные интересы. Имея всю Украину в своем кармане, они не интересовались украинскими национальными интересами. Собственно, они не воспринимали саму категорию специфически украинских интересов. Такая специфика отождествлялась в политике Кремля с «украинским буржуазным национализмом».

Из сказанного выше следует, что подброшенная в средства массовой информации концепция «царского подарка» Н.Хрущева Украине безосновательна. Представлять Хрущева как «агента влияния» порабощенной Украины в Кремле просто бессмысленно. Н.Хрущев так же отстаивал имперские, то есть российские национальные интересы, как и его предшественники В.Ленин и И.Сталин. Его решения в национальной политике, в том числе эпизод с Крымом, следовали из интересов защиты империи в изменившихся обстоятельствах.

Другое дело, что Хрущев опирался на политиков, которых хорошо знал, а это были, разумеется, политики из Украины. В конце его правления президиум ЦК КПСС почти наполовину состоял из людей, связанных с Украиной рождением или работой. Именно эти политики, и прежде всего Л.Брежнев, сыграли важную роль в устранении Хрущева от власти.

Крымская проблема
в украино-российских отношениях

1 декабря 1991 года украинский народ на референдуме поддержал Акт провозглашения независимости Украины. Для российской правящей элиты результаты референдума оказались неожиданными. Пресс-секретарь президента РФ П.Вощанов заявил 3 декабря, что Россия оставляет за собой право поднять неразрешимую, по ее мнению, проблему границ с провозгласившими независимость республиками. Администрация президента РФ после запроса МИД Украины дезавуировала заявление. Однако на следующий день по Центральному телевидению выступил мэр Москвы Г.Попов, который не только поддержал выдвинутую территориальную проблему, но и конкретизировал ее. Под сомнение ставился суверенитет Украины в отношении Крыма и Одесской области. Украинская сторона отреагировала чрезвычайно остро, и Б.Ельцин немедленно направил в Киев официальную делегацию во главе с вице-президентом А.Руцким, чтобы погасить конфликт.

Тем не менее подавляющее большинство россиян с огромной болью восприняли то, что Украина отделилась. Штампы типа «Донбасс — всесоюзная кочегарка» или «Крым — всесоюзная здравница» нельзя было быстро преодолеть. Свою враждебность к украинской независимости российские политики-популисты часто демонстрировали лишь для того, чтобы поднять свой рейтинг.

Тот же Руцкой 30 января 1992 года в газете «Правда» выступил со статьей, в которой позволил себе такие выражения: «Историческое сознание россиян не позволит никому провести механическое совмещение границ России и Российской Федерации, отказавшись от того, что составляло славные страницы российской истории... Демаркация границ и только демаркация границ расставит точки над «і» и определит Россию как государство, а не нищего в пределах СНГ. И это будет сделано непременно ради славы России, как бы ни старались политические лидеры национал-карьеризма вогнать ее в границы ХІІ ст.».

Уважая волю населения Крымской области, высказанную на референдуме, Верховный Совет УССР принял в феврале 1991 года постановление о восстановлении Крымской АССР (после 24 августа 1991 года — Автономной Республики Крым, АРК). В мае 1992 года Верховный Совет РФ сделал официальное заявление о том, что акты передачи Крымской области Украине не имеют юридической силы с момента их принятия. Следуя «доброжелательным» советам из Москвы, Верховная Рада АРК 5 мая приняла Акт провозглашения государственной самостоятельности. Была принята Конституция АРК, ключевые положения которой противоречили Основному Закону Украины.

Уважая международные соглашения о нерушимости границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны, а также достигнутые при ликвидации СССР договоренности о превращении административных границ союзных республик в государственные, Б.Ельцин не поддержал территориальные претензии российских законодателей к Украине. Вместе с тем он перенес остроту крымского вопроса на проблему Черноморского флота. Президент РФ не стремился к быстрому ее решению, чтобы иметь повод для вмешательства в крымские дела на законных основаниях. Ведь существование военного флота объективно связано с береговой инфраструктурой.

На встречах в июне и в сентябре 1992 года Л.Кравчук и Б.Ельцин достигли договоренности об установлении двойного контроля над Черноморским флотом на пятилетний период. Договоренность не решила проблемы, но уменьшила напряженность между двумя странами. Соответственно и крымские политики начали вести себя более сдержанно. В сентябре 1992 года Верховная Рада АРК привела в соответствие с Конституцией Украины конфликтные статьи Конституции Крыма.

Российских законодателей продолжала беспокоить крымская проблема, хотя в Украине Крым не рассматривался в качестве объекта украино-российских отношений. Съезд народных депутатов РФ в декабре 1992 года поручил Верховному Совету рассмотреть вопрос о статусе Севастополя.

Севастополь с 1948 года имел статус города республиканского подчинения. До 1954 года Крымская область и Севастополь подчинялись Москве как столице Российской Федерации. При передаче Крыма из состава России в состав Украины отдельные решения по Севастополю не принимались. На этом попытался сыграть Верховный Совет РФ. В июле 1993 года он принял популистское решение о предоставлении Севастополю статуса города Российской Федерации.

Однако это решение было юридически безграмотным. В советском законодательстве города республиканского подчинения рассматривались как интегральная часть области, на территории которой они расположены. Поэтому Севастополь с 1954 года автоматически стал подчиняться Киеву как столице УССР. Это удостоверяло, например, официальное издание «СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 марта 1954 года». В нем указывалось, что Севастополь подчинялся Киеву, а не Москве.

Президент РФ был вынужден дезавуировать решение своего законодательного органа. 20 июля 1993 года в дело вмешался Совет Безопасности ООН, квалифицировав это решение как юридически несостоятельное. Вынесение украино-российских отношений на уровень ООН заставило российских политиков опомниться. Они почувствовали, что явно хватили через край.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который должен был учитывать факт распада СССР, разрабатывался много лет и с большими сложностями. Камнем преткновения в переговорах был пункт о взаимном признании существующих между двумя странами государственных границ. Только в апреле 1999 года договор вступил в силу. Это стабилизировало украино-российские отношения. Российские политики и их сторонники в АРК признали бесперспективным и дальше разыгрывать крымскую карту.

В связи с возвращением крымских татар на историческую родину этническая карта Крыма снова начала меняться. Между переписями населения в 1989-м и 2001 году удельный вес россиян сократился с 65,6 до 58,3 процента, а украинцев — с 26,7 до 24,3 процента. При этом доля крымских татар возросла с 1,9 до 12 процентов. Украине приходится самостоятельно решать экономические проблемы, возникающие в связи с возвращением крымских татар из Узбекистана.

Хотя Крым является регионом с чрезвычайно острыми проблемами, их решение сегодня возможно с участием российских партнеров. В конце концов все в Украине понимают экономическую выгоду превращения бывшей «всесоюзной здравницы» во «всероссийскую здравницу». Но Крым останется украинским.