UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЕ СТРАНСТВИЯ ОРДЫ

В далеком 1862 году из-под небольшого белорусского имения Вороцевичи, что возле городка Иваново, отправился в Украину художник Наполеон Орда...

Автор: Феодосий Мандзюк
Наполеон Орда (1807—1883 гг.)

В далеком 1862 году из-под небольшого белорусского имения Вороцевичи, что возле городка Иваново, отправился в Украину художник Наполеон Орда. Особенно ему пришлась по душе Волынь. Второе путешествие в наш край художник предпринял в 1871—76 годах, когда ему было уже за 60. Кроме Волыни, он посетил Подолье, Галичину, Киевщину. Несмотря на возраст, ехал от города к городу, проходил десятки километров пешком, посещая глубинку и забытые места, собирал народные предания и легенды и рисовал...

Золотые ворота в Киеве

В Киеве, остановившись на берегу Днепра, Наполеон Орда был поражен удивительными златоверхими куполами многочисленных православных храмов, в Луцке восхищался величием высившегося на холме замка Любарта, а в древнем Остроге с изумлением осматривал руины высоких старинных башен, любовался парковыми ансамблями «Александрии», часовнями и монастырями, княжескими и помещичьими дворцами во многих других городах и селах. И все это затем запечатлевалось на его прекрасных рисунках.

Творческое путешествие художника в Украину было не первым. В 1840—42 годах он прошел по Франции и Рейнской области, за два следующих года привез цикл рисунков из Испании, Португалии и Алжира, на которых запечатлел достопримечательности Мадрида, Лиссабона. Рисовал в Беларуси, Литве, Польше. Художник-путешественник побывал в девяти губерниях тогдашней Российской империи, где создал более 800 рисунков, на которых изображены архитектурные пейзажи городов, усадьбы известных людей, садово-парковые ансамбли. Исследователи считают, что творческое наследие Орды насчитывает более 2000 рисунков. Многие из них связаны с известными людьми, современниками художника и его друзьями: Адамом Мицкевичем, Станиславом Монюшко, Адамом Нарушевичем, Тадеушем Костюшко, Юлианом Немцевичем, Элизой Ожешко и другими деятелями польской культуры.

До наших дней дошло лишь немногим более 1000 рисунков. Оригиналы их хранятся в Национальном музее Кракова и Национальной библиотеке Варшавы.

Только на склоне лет Наполеону Орде удалось за собственные средства издать в Варшаве восемь серий альбомов своих рисунков. Их встретили с восторгом. Просмотрев один из них, известный польский писатель и историк Юзеф Игнаци Крашевский, долгое время живший на Волыни, писал в письме Орде: «Эти пейзажи — единственное собрание такого рода. Не знаю человека, которому удалось бы сделать что-то подобное. Мы наслаждались, рассматривая их и вспоминая родные места. Благодарю вас за эту выдающуюся работу. Если альбом еще пополнится, как вы обещаете, то будет счастливо завершена еще одна огромная задача, которая многих соблазняла, но которую никто не смог выполнить».

***

В Беларуси и Польше знают Наполеона Орду не только как художника, но и как прекрасного музыканта, композитора. На его жизненном пути были и романтические юношеские увлечения, и тюрьмы, и военные баталии, и изгнания, и дальние путешествия.

Родился Наполеон Орда 19 февраля 1807 года в родовом имении Вороцевичи возле городка Иваново в Беларуси. Отец его был инженером-фортификатором, строил на Полесье дороги и каналы. Фамилия их, очевидно, татарского происхождения, а имя сыну Михаил Орда дал в честь французского императора. Мать Юзефина Бутримович — талантливая пианистка, дочь Пинского старосты Матея Бутримовича, известного общественного деятеля того времени.

Получив хорошее домашнее образование, Наполеон был принят в популярную тогда среди молодежи Свислочскую гимназию, после окончания которой поступил в Виленский университет на физико-математический факультет. Там он стал участником тайной студенческой организации «Зорями», за что вскоре был исключен из университета и 15 месяцев отсидел в тюрьме. Освободившись, вернулся домой. В 1830 году служил в конном полку Литовского корпуса. Но когда поднялось польское национально-освободительное восстание, капитан Орда сразу перешел на его сторону. Был награжден высшей наградой Польши — золотым крестом «Virtuti militari» («Воинская доблесть»). После подавления восстания ему угрожала ссылка в Сибирь.

И тогда он решает отправиться в эмиграцию. Вместе с товарищем Титом Плонским, выдавая себя за его слугу, Наполеон прошел пешком по дорогам Польши, Австрии, Германии, Швейцарии и Италии и в 1833 году добрался до Парижа. В тогдашней столице европейской культуры проживали многие известные польские, белорусские, русские эмигранты и западноевропейские художники. Композиторы Фридерик Шопен, Ференц Лист, Джоакино Россини, Джузеппе Верди, Шарль Гуно, Гектор Берлиоз, писатели Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Анри Стендаль, Иван Тургенев, певица Полина Виардо — с ними встречался, жил рядом, общался и дружил, в их кругу творил Наполеон Орда. В Париже он написал десятки музыкальных произведений — полонезов, вальсов, мазурок, песен.

В 1843 году Наполеон Орда женился на француженке Ирен Багле. В том же году пришло признание — его назначили директором театра итальянской оперы в Париже, одного из самых знаменитых тогда в Европе.

Орда был не только прекрасным музыкантом, композитором, художником, но и педагогом. Он автор «Грамматики польского языка» для французов, вышедшей в 1856 году в Париже, а вскоре — в 1858 и 1874 годах — в Варшаве. Книга была очень популярна. Итогом многолетнего труда стала «Грамматика музыки», увидевшая свет в 1873 году в Варшаве. О ней восторженно отзывался выдающийся польский композитор Станислав Монюшко.

Но над всеми увлечениями Наполеона Орды возобладало изобразительное искусство. По совету Шопена он стал посещать в Париже студию известного французского мастера архитектурного пейзажа Пьера Жирара. И хотя раньше, еще до эмиграции, Орда тоже много рисовал, здесь получил профессиональную основу для своего творчества. После тринадцати путешествий по странам Европы остались сотни прекрасных рисунков, которые и сегодня украшают туристические путеводители.

Но художника все же тянуло на родину. Узнав, что император Александр II объявил амнистию участникам восстания 1830—31 годов, Наполеон Орда возвращается в свое родовое имение. Но старая привычка путешествовать остается. Начинаются путешествия по родной Беларуси, Польше, а затем по Украине.

***

В нашей стране с творчеством Наполеона Орды мало кто знаком. Есть, правда, статья о нем в «Словаре художников Украины». Однако его имя известно только узкому кругу искусствоведов и историков. С критическим анализом некоторых рисунков Орды, созданных во время путешествий по Украине, выступил культурологический альманах «Хроника 2000» (№ 1, 1995 г.). Свои выводы авторы статьи Валерий Кучеренко, Сергей Швец-Машкара, Сергей Юрченко делают на основе изучения литографий, выполненных с акварелей, собранных в «Альбоме исторических пейзажей», которые хранятся в библиотеках нескольких украинских городов. (Полное название этого уникального издания литографий «Альбом пейзажей Гродненской, Виленской, Ковенской, Волынской, Подольской, Киевской, Витебской и Могилевской губерний в трех сериях, которые представляют исторические места со времен турецких, татарских, крестоносных и казацких войн, а также предысторических, как-то: могила Перипятихи, замок Мамая в Буках и т д., древние руины оборонных замков и красивые резиденции, которые свидетельствуют о прошлом и цивилизации этого края, срисованные с натуры Наполеоном Ордой».)

До нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины. Один из альбомов литографий с рисунков Наполеона Орды хранится в Волынском краеведческом музее. В 1997 году к 190-летию со дня рождения художника в музее была открыта выставка его произведений.

В этом альбоме большинство пейзажей из Беларуси и Польши и шесть украинских: четыре с Волыни — могила князя Пронского и часовенка «Святая Текля» на окраине Берестечка, замок в Дубно, замок Радзивиллов в Олыке, местечко Заслав и два с Подолья. Эти исторические места можно узнать и сегодня. До сих пор около Берестечка стоит памятник на могиле князя Пронского; полностью была разрушена, но отстроена часовенка на могиле трехсот девушек-мучениц, из которых татары, убегая от казаков и переправляясь через небольшой болотистый приток Стыря, сделали живую дамбу. Давно уже нет и живописного озера около замка Радзивиллов в старинном городке Олыке, хотя сам замок, когда-то роскошный и богатый, стоит с ободранными стенами и заброшенными зданиями, в которых разместилась областная психиатрическая больница.

Некоторые из украинских пейзажей Орды публиковались во многих польских изданиях, российских и украинских исторических и краеведческих исследованиях. В частности в пятом томе «Живописной России» (1897 год) есть прекрасные рисунки замков и дворцов в Корце, Вишневке, Дубно, Ровно. Несколько рисунков Наполеона Орды помещены в «Историческом календаре» за 1993 год. Интересен рисунок древнего луцкого замка Любарта. При его реставрации архитекторы и строители ориентировались на рисунок Наполеона Орды.

Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ и многих других архитектурных памятников Украины — Андреевской церкви в Киеве, костела Иоанна Предтечи в Белой Церкви, крепости в Каменце-Подольском, замков в Дубно и Остроге. Но произведения художника ценны еще и потому, что изображенных на них памятников либо уже давно нет, либо они изменены, перестроены. А нужно отметить, что рисовал Наполеон Орда с большой, почти фотографической точностью. На рисунках переданы тонкие архитектурные детали. Но это не просто голые копии, натуралистические зарисовки. В них ощущается не только дух времени, но и удивительная неуловимая романтическая ностальгия по прошлому, присущая, по-видимому, каждому интеллигентному, образованному человеку.

На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди: у Золотых ворот в Киеве прогуливаются мещане, несется конная карета; по Стырю у замка Любарта плывет лодка с гребцами; около замка в Дубно движется одноконная загруженная подвода. Отдаленные фигуры, силуэты присутствуют почти в каждой его работе. Эти вроде бы второстепенные фрагменты и передают атмосферу прошлого.

***

В царской России до последних дней своей жизни Наполеон Орда считался неблагонадежным. За ним следили, и неудивительно, что в 1880 году начальник жандармерии Минска сообщал имперским властям: «...мещанин Орда занимается черчением каких-то планов, ... наших крепостей, которые переправляет за границу».

В последние годы жизни он путешествовал по Галичине, Келецких, Сувалковских и Варшавских землях. И, тяжело заболев, лежал в одном из госпиталей Варшавы, чтобы не причинять хлопот родным, — там и умер в 1883 году. Похоронили его в соответствии с завещанием на родине в родовом склепе в городке Иваново. Здесь стоит ему памятник.

Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Имя художника и его творчество хорошо известны в Беларуси и Польше. Издавались отдельные альбомы его рисунков, каталоги произведений. Но украинский период творчества Орды совсем не исследован и не изучен. Думаю, этим займутся и наши историки и искусствоведы. Но уже сегодня стоит собрать архитектурные пейзажи Наполеона Орды, нарисованные с натуры в Украине, и издать отдельным альбомом. Уверен, что они вызовут интерес не только у специалистов, но и у всех, кто интересуется историей родного края, его прошлым. Ведь это наши далекие предки возводили замки и крепости, храмы и монастырские строения, дворцы, усадьбы и парки, ходили по тропинкам и плавали по рекам, которые увековечил на бумаге художник.