На рубеже XVI и XVII веков ведущим интеллектуальным центром Украины был волынский город Острог.
Этот научный и идеологический центр называли тогда «украинскими Афинами». Именно здесь в 1576 году по инициативе князя Василия-Константина Острожского была основана школа, имевшая самый высокий на то время образовательный уровень среди всех восточнославянских учебных заведений. Впоследствии возник литературно-научный кружок, в который вошли известные отечественные и иностранные переводчики, а еще позже в Остроге под руководством Ивана Федорова появилась типография, ставшая неотъемлемой частью культурного центра.
Подавляющее большинство высших учебных заведений средневековой Европы составляли академии, которые были одной из форм гуманистической организации интеллектуальной жизни и функционировали не как школы в традиционном понимании этого слова, а как общества ученых, художников, учителей и учеников. Такой характер имели Римская академия и Платоновская академия во Флоренции. Западноевропейская концепция гебрейско-греческо-латинского образования по образцу Эразма Роттердамского, который использовал гуманистический практицизм для перевода и редактирования библейских текстов, трансформировалась в Украине в греко-латино-славянское трехъязычие. Основание Острожского коллегиума как славяно-греко-латинского заведения подтвердило переход к новому этапу культурного синтеза.
Наиболее яркое упоминание об Острожской академии изложено в предисловии к Острожскому букварю 1578 года. Рассказывается о том, что основатель академии и типографии Василий-Константин Острожский собрал в городе своего деда знатоков греческого, латинского и русского языков. Принцип трехъязычия впоследствии унаследовали Львовская братская школа и Киево-Могилянская академия.
В тысячелетней истории украинской культуры Острог играл роль интеллектуального центра на рубеже XVI—XVII веков, а академия, действовавшая здесь в 1576—1636 годах, была ведущим научным учреждением Украины. Ее типография прославилась первым в мире изданием Библии на церковнославянском языке (1581). Ренессансная культура Острога и его окрестностей, иконопись и хоровое искусство принадлежат к лучшим образцам того времени.
Основатель академии Василий-Константин Константинович Острожский был одним из самых богатых магнатов государства, меценатом. Как отмечает С. Кардашевич, князь втрое превосходил по богатству самого короля Речи Посполитой. Ему принадлежала треть всей Волыни, имения в Киевском, Владимирском, Белоцерковском, Богуславском, Переяславском, Каневском и Черкасском староствах. Во владениях князя находилось более 3040 городов и сел, торговые дома в Гданьске, Ярославе, Львове, замки в Дубно, Турове, Тарнове, дворы-палаты в Варшаве и Вильно. Известен Острожский в истории и как талантливый полководец.
В истории академии можно четко выделить три периода. Первый из них — время становления (1576—1586). Он характеризуется мощной интеллектуальной вспышкой. Уже в первые годы своего существования академия становится уникальным культурно-образовательным центром с созданным в ней издательством. К работе в заведении привлекались деятели разных конфессий — Герасим Смотрицкий, Иван Федоров, греки Иммануил Мосхопулос, Дионисий Ралли и Евстахий Нафанаил, Симон Пекалид, протестанты белорус Андрей Рымша и украинец Мотовило.
Следующий период деятельности академии (1587—1620) характеризуется высшим ее расцветом. В Острог прибывали выдающиеся личности — украинцы и чужестранцы с богатым европейским научным и педагогическим опытом. Украинец Куприян учился в Падуе и Венеции, Исакий Борискович — в Александрии. Из воспитанников Падуанской академии выделялись греки Никифор Кантакузин и Кирилл Лукарис. Взаимовыгодные культурные связи с монастырями Афона были налажены еще в 70-х годах XVI века. Их посещали Иван Вишенский, Исакий Борискович. В то же время афонские монахи приходили в Острог за местными изданиями, поставляя типографии необходимые рукописи.
С академией активно сотрудничали польские деятели. Одним из них был Ян Лятош — астроном, математик, доктор медицины, выпускник Падуанского и Краковского университетов. Славу Острогу принесли и украинцы-самоучки, признанный православный публицист Герасим Смотрицкий — первый ректор одноименной академии, полемист Иван Вишенский, литератор Демьян Наливайко, его брат, руководитель народного восстания в Украине Северин Наливайко. В бурной деятельности академии определяющую роль играла и сама атмосфера, царившая в Остроге на рубеже двух веков: здесь сосуществовали разные национально-культурные традиции. В городе с населением пять тысяч человек с помощью итальянских архитекторов в стиле Ренессанса были построены замок, три деревянных дворца, ратуша, городские башни. Действовали костел, две синагоги с известной ешибой — духовной и общеобразовательной школой, татарская мечеть, кальвинистский и протестантский храмы. В городе жили, кроме украинцев, поляки, немцы, шотландцы, венгры, греки, татары, евреи.
Собранные материалы, определяющие особенности творческой среды Острога эпохи академии, дают основания вернуть «Украинским Афинам» еще один незаслуженно забытый и весомый аспект истории города. Как и Афины, Острог характеризуется активной художественной жизнью. Среди воспитанников академии — немало деятелей культуры, образования и церкви. Один из них — Иов Княжицкий — основал Манявский скит, где в особом почете было церковное пение, в частности болгарское. Скит на два века стал главным центром культивирования этого яркого музыкально-стилевого явления в Украине. Хорошим знатоком церковного хора считался и будущий киевский митрополит Иов Борецкий, который также учился в Остроге.
Большую любовь и уважение к церковному пению и музыке проявлял патрон академии князь Острожский. Польский хронист Рафал Янчинский в середине ХVII века писал: «В народе он (князь Острожский) имел авторитет и популярность, особенно из-за своей набожности… умел цитировать псалмы и гимны (церковные), в святынях своего обряда имел хоры…»
Сотрудничество выдающихся людей академии постепенно приводило их к мысли о необходимости поисков альтернативного относительно Запада и православного Востока культурного развития, такого пути, который бы синтезировал достижения византийско-русской духовности с трансформированными на отечественной почве элементами духовной жизни других культур. Острожские книжники впервые в истории украинской мысли осторожно подошли к осуществлению такого синтеза, сочетая его с украинской и грекофильской ориентациями.
Благодаря содействию князя Острожского город стал крупнейшим на Волыни и одним из самых влиятельных в Украине. Важным в жизни города стал 1585 год, когда по просьбе князя Острожского король Стефан Баторий предоставил городу привилегию на магдебургское право. Король позволял «…ратуш будовати, крами, вагу, постригальню, лазню посполитую меть… корчми вольниє держати, ремесла цеховиє…»
За 60 лет существования Острожской академии (1576—1636 гг.) ее выпускниками стали, по самым скромным подсчетам, более 500 человек. Среди них — известные учителя, литераторы, печатники, проповедники. Даже на основе немногочисленных сохранившихся данных можно утверждать, что большинство известных украинских и белорусских деятелей конца XVI — начала XVII века были связаны с Острогом.
Упадок академии, а впоследствии и ее ликвидация, оказались результатом деятельности иезуитов. Они стремились к усилению своей роли в этом регионе, а это было невозможно без ликвидации издательского литературно-научного кружка и всего культурно-идеологического центра. Ведь острожская элита своей активной православной пропагандой препятствовала осуществлению далеко идущих намерений Ватикана и польской шляхты. Поскольку иезуитам не удалось склонить князя Острожского на свою сторону, они направили всю свою энергию на наследников князя. Католиком стал его старший сын Януш, а в 1583 году сменил веру и второй сын — Константин. Еще один сын, Александр, в 1592 году женится на известной покровительнице иезуитов Анне Костчанке. В 1636 году над острожанами был организован шляхетский суд, их жестоко пытали и казнили. Суд ввел унию на Острожчине. Основанный в 1624 году иезуитский коллегиум активно содействовал польско-католической экспансии. Наибольшим проявлением фанатизма Анны-Алоизы Острожской стало ее завещание (1654 г.), по которому многочисленные имения и крупные суммы денег переходили в собственность протежируемого ордена иезуитов, костелов, католических госпиталей.
Национально-православное направление Острожской академии не вызывало восторга в ортодоксальных католических кругах. Имея в виду именно это учебное заведение, польский писатель, иезуит Петр Скарга писал: «…и не было еще на свете и не будет ни одной академии, коллегии, где бы теология, философия и другие освобожденные науки другими языками изучались и понимались. Со славянского языка никто не может быть ученым».
Острогу недавно исполнилось 900 лет. Он и сегодня известен далеко за пределами Украины своим историческим, культурно-политическим и духовным влиянием на общественное развитие Украины в течение XIV—XVIII веков. Начиная с двадцатых годов XVII века, правительства иностранных государств, в состав которых входил Острог, делали все для того, чтобы превратить один из крупнейших культурных центров в провинциальный городок. Несмотря на то, что им в значительной степени это удалось, Острог сохранил свое национально-культурное значение. Сюда, как в «украинский Иерусалим», приезжали выдающиеся украинцы: И.Мазепа, Т.Шевченко, Н.Костомаров, П.Кулиш, И.Нечуй-Левицкий, М.Коцюбинский. В годы независимой Украины свет науки, просвещения и культуры, который зажгла Острожская академия 420 лет назад, появился вновь: 12 апреля 1994 года Президент Украины Леонид Кравчук издал указ о создании Острожского коллегиума, который через два года получил статус академии. Историческая судьба навеки соединила Острожскую академию и Киево-Могилянскую академию, ведь в XVI веке первая стояла у истоков создания второй. Сегодня реставрируются храмы и памятники истории, ученые работают над поисками и обработкой вновь обретенных материалов. Иван Мицко издал обстоятельную монографию по социально-экономической истории города XVI—XVIII вв., в которой исследуется деятельность Острожской академии и раскрывается взаимосвязь культурной жизни с идеологической борьбой в Украине того периода; вышли также основательные работы львовских ученых-историков. Есть надежда, что исследования будут продолжены. Ведь в рамках формирования в Остроге реформационных идей проходило становление идеологии освободительного движения в Украине. Из идеи демократизации Церкви постепенно выкристаллизовались раннебуржуазные политические принципы; свобода совести стала толчком к утверждению принципа интеллектуальной и моральной автономии личности с признаками врожденного равенства, свободного волеизъявления, права бороться за свои убеждения.