— Что ж твой барин, эмигрант?
— Сам ты эмигрант! В Париж, говорят люди, уехал, в Париж!
Этот диалог из «12 стульев» наглядно иллюстрирует отношение современного украинского общества к эмиграции и эмигрантах.
Превращение кокона в мотылька
Когда в начале прошлого столетия из Украины на Запад выехала вторая, а после Второй мировой войны — третья волна национальной эмиграции, у нас появились основания говорить о рождении украинской диаспоры.
Почему, собственно, вторая и третья волны, а не первая и четвертая? Потому что именно тогда речь шла о выполнении трансцендентной миссии: сохранении национальной идентичности. В Советском Союзе растворялась украинская идея, она исчезала, а потому миссией людей, которые покинули Родину, стало пестование национального духа, его «консервация» для последующих, свободных поколений.
Как первая, так и четвертая (то есть современная) волны украинской эмиграции, к сожалению для них самих и к счастью для Украины как страны, такой миссии не несут. Собственно, и являются они не диаспорой, а, скорее, украинскими гражданами, проживающими за границей или же «изменившими гражданство».
Диаспора — категория духовная. Чтобы называться диаспорой, национальная группа, которая компактно живет на территории другого государства, должна обладать по крайней мере тремя факторами: ощущением опасности для «материнской» земли и основной части народа; пониманием собственной судьбы как ретранслятора народных ценностей и осознанием временности своей задачи с надеждой на непременное (после сорокалетних «моисеевых» блужданий) возвращение на круги своя.
Стоит присмотреться к тенденциям развития украинской диаспоры в Европе, в особенности в Северной Америке и Австралии, чтобы прийти к убеждению: к получению Украиной независимости относительно небольшая группа людей приложила титанический труд. В первые года независимости этот труд по инерции продолжался, однако на пятнадцатом году существования свободной Украины диаспора как явление начала резко угасать.
Очевидно, окончательным взмахом, погасившим украинскую диаспору, стала оранжевая революция. С момента, когда Украина состоялась не только как государство, но и как нация, трансцендентная необходимость в существовании украинской диаспоры отпала бесповоротно.
Ее следующим этапом станет углубление в саму себя, преобразование в группу этнических украинцев за границей. Неправильно было бы говорить об упадке диаспоры: она не приходит в упадок, она исчезает. Этот процесс достаточно быстрый. Со временем она исчезнет вообще. Кокон превратится в мотылька, который возвратится обратно в Украину.
В нашем государстве органично будет возрастать понимание важности миссии, осуществленной украинской диаспорой, будет повышаться интерес к национальным историческим, культурным, идейным источникам, жертвенно собранных и несметно приумноженных диаспорой. «Мотылек» украинского духа неустанно будет курсировать рейсами Киев — Нью-Йорк, Львов — Чикаго, Харьков — Виннипег и будет переносить на своих невидимых крылышках неоценимые сокровища народной экзистенции обратно в Украину.
Миссия закончена — миссия начата
Со счастливым отпадением потребности в существовании диаспоры не отпала, а наоборот, приумножилась потребность в существовании украинских граждан (или их потомков) за границей.
Лишь акценты их призвания смещаются от таких величин, как «пестование языка соловьиного», «духовный форпост» или «а ми тую стрілецькую славу збережемо», к более приземленным категориям — «экономический лоббизм», «культурное сотрудничество», «представительство интересов».
Период, когда все украинцы за границей болели душой за Украину как идею, причем категорически ненавидели ее прямое руководство и янычарское государство, уходит в историю навечно. Отныне главным выразителем украинских интересов выступает именно украинское государство (как французских — государство французское, итальянских — итальянское, а немецких — немецкое).
А следовательно, украинское государство и украинское общество должны понять, что каждый украинец, постоянно или временно проживающий за границей, является потенциальным (и вполне возможным) представителем их интересов в мире.
В настоящее время об этом можем только размышлять, поскольку в самом деле непросто вообразить, как пьяный заробитчанин или замызганный челнок с прикрепленным под мышками блоком сигарет и с пакетиками спирта, извините, в трусах может достойно представлять украинскую позицию в мире. Однако ситуация радикально меняется, когда наш взгляд останавливается на личностях, достигших самых высоких ступеней в общественных иерархиях западных обществ.
Примером народной дипломатии может служить Польша — государство и нация, имевшая значительно более благоприятные условия для беспрерывного пестования национальной идеи среди своих соотечественников.
Да, действительно, бесчисленное количество поляков работают чернорабочими в Северной Америке, особенно в старых странах Европейского Союза (высвобождая рабочие места в Польше для своих украинских коллег), однако даже беглый взгляд на профессорско-преподавательский состав любого приличного университета непременно остановится на польских именах и фамилиях. Если же просмотреть списки студентов этих учебных заведений, или представителей большого бизнеса, или управленческой элиты Европейского Союза — таких имен окажется еще больше.
Общайся свободно — живи мобильно!
Какая же польза польскому государству от польских профессоров или чиновников за границей? Возможно, лучше было бы им сосредоточить усилия на развитии польского государства, а не поднимать чужую экономику? По такой логике, Шевченко, очевидно, лучше было бы оставаться в Моринцах, а не ехать в Санкт-Петербург.
Во времена, когда исчезают границы, когда возрастает важность знаний и информации, полноценное представление национальной элиты в ключевых точках формирования и анализа мировой политики — экономической, культурной, социальной, межгосударственной и т. п., мобильность и способность к адаптации стали определяющими факторами для существования как нации, так и человека-единицы.
Польская элита на Западе не является «агентом Варшавы» — она «агент» своего народа, своей культуры, своего сознания и своего способа видения мира, объяснения логики его бытия. Работая «для себя», они, хочешь не хочешь, распространяют добрую славу о своей нации и своем государстве.
В то же время в Украине до сих пор еще преобладает пренебрежительно-неприязненное отношение к своим соотечественникам, живущим за границей. Слава богу, с падением цивилизационных стен все меньше становится носителей позиции «выехал и катается как сыр в масле», однако до сих пор царит подход: «если ты такой умный, то возвращайся сюда и поднимай свою Украину, а не поучай нас здесь» или «сколько тебе заплатили? за сколько тебя перекупили?». Конечно, речь идет о реликтах советского идеологического штампа «враг не дремлет».
Украинцы, покинувшие родную землю, в разное время выполняли ту или иную миссию. Если до недавнего времени это было сохранение духовного корня народа, то отныне основной задачей является налаживание эффективного культурного представительства украинских интересов в мире. Формат и способы такой трансформации требуют дальнейших размышлений, к которым мы и приобщаем читателя.