UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украиногенезис в силках мифотворчества

Наболело. Таким словом можно квалифицировать реакцию ученых на ползучую и в целом, к сожалению, по...

Автор: Сергей Махун

Наболело. Таким словом можно квалифицировать реакцию ученых на ползучую и в целом, к сожалению, победоносную экспансию (не в последнюю очередь благодаря СМИ и протекции высоких чиновников) «специалистов» по вопросам происхождения украинского народа. Если посетить киевскую Петровку, то бросается в глаза не только доминирование русскоязычной книжки различного уровня, но и внушительный массив литературы по «этногенезису» украинцев вроде опусов Юрия Каныгина, Юрия Шилова, Сергея Плачинды... Массмедиа своей неразборчивостью, желанием заполучить сенсацию любой ценой, приложили немало усилий, дабы выпестовать и распространить этот вирус. На крючок мистификаторов, бессовестно эксплуатирующих искренний патриотизм украинцев, попадаются и политики, и рядовые граждане. Это зачастую вызывает соответствующую реакцию в мире — ну что взять с нации, страдающей комплексом неполноценности? Но все ли согласны со столь нелицеприятным диагнозом?

Участники круглого стола «Мифологизация происхождения украинцев», состоявшегося в КиевоМогилянской академии и организованного Центром социогуманитарных исследований имени Вячеслава Липинского и магистерской программой «Археология и древняя история Украины» НаУКМА, попытались сделать первые шаги к координации усилий в противостоянии с псевдонаучной тусовкой, в авангарде которой не только мастера «изящной словесности», но и известные политики, «трипольеведы», «араттоведы», адепты черной археологии, рядящиеся в одежды блюстителей самоидентификации нации.

Ученые (а это известные археологи, историки, языковеды, антропологи) были настроены довольно агрессивно, не всегда подбирали выражения, но в целом старались обосновывать свои тезисы. Дабы иметь представление о писаниях апологетов «трипольеведения» и «араттоведения», процитируем всего лишь несколько небольших отрывков. Так, «народный академик» (как он себя называет) Юрий Шилов в книге «Победа» пишет: «Не следует братья-славяне срывать с себя ветхозаветные, новозаветные и прочие чужеродные, но к плоти прикипевшие формы… Если русский, славянский, индоевропейский, аратский корень откроется токам весны — то пробьются свои и листва, и цветы, сбрасывая с кроны ожившего дерева мишуру зловредных омел». Быть может, поэтому доктор исторических наук Наталья Яковенко (НаУКМА) отвечает на подобную «концепцию» создания государства без сантиментов: «Писания Шилова, мягко говоря, неославянофильского толка с соответствующим уклоном и поиском пракорней там, где их нет, но где их положено искать, исходя из славянской идеи».

«Чиста українська мова, яка сьогодні формується в Україні, — це новий санскрит. Така аналогія має підстави ще й тому, що українська мова є найближчою до ведичного санскриту, який було створено на території сучасної України», — пишет в «Арийском стандарте» Игорь Каганец, главный редактор журнала «Перехід-IV». Как видим, продолжается линия на самовозвеличивание, украинцы являются самым умным, самым талантливым народом... А чего стоят «сенсации» Сергея Плачинды, считающего Иисуса Христа украинцем из этрусского племени, осевшего в Палестине. Юрий Каныгин более радикален, поскольку считает родиной христианства... Украину.

Отдельная тема с привкусом «клиники» — «Велесовая книга». Абсо­лютно все научное сообщество на постсоветском пространстве придерживается мысли, что это блестящая подделка. «Через Министерство образования в нормативные программы школьного учебника попала «Велесовая книга». И это такого масштаба скандал, который показывает — кто сидит в Министерстве образования, каков уровень образования членов научно-методического совета по школьному учебнику», — справедливо замечает Наталья Яковенко.

Ученые подчеркивают и мощный заряд ксенофобии, которым пропитаны опусы мифологизаторов. Так, доктор исторических наук Виталий От­рощенко (Ин­ститут археологии НАН Украины) цитирует Юрия Шилова, который на «Соборе народов Беларуси, России, Украины» в Запорожье в 2004 году выдает на-гора ерунду, граничащую с Уголовным кодексом: «Следует признать, что три революции, гражданская и как минимум Вторая мировая война, по крайней мере, два голодомора — есть Холокост, проводимый (поныне!) евреями против славян... Блаватская, Рерихи, Шилов — уже свое слово сказали: концептуальное, идеологическое тоже... Слово теперь за политиками, за военными, за экономистами». В 2006 году Ю.Шилов называет и единственного «в государстве и мире» политика, «который имеет мужество указывать на смертоносность сионизма и противопоставлять ему животворность украинства — это Г.В.Щёкин, основатель МАУП». Всем читателям хорошо известны откровенно ксенофобские, антисемитские писания, полноводной рекой выходящие из-под пера «достойників» МАУП. Виталий Отрощенко заметил, что «как только арийскую нить начинают вплетать в венок национальной идеи, сразу же появляется выразительный антисемитский мотив…»

Доктор исторических наук Леонид Зализняк подчеркивает: «После длительного пребывания в статусе «младшего брата» нам очень хочется быть старейшим из народов мира, коему все они должны быть благодарны светом цивилизации. Известный археолог и поэт Борис Мозолевский (именно он нашел в 1977 году в кургане Толстая Могила всемирно известный шедевр ювелирного искусства — золотую пектораль. — С.М.) незадолго до смерти высказался насчет трипольской версии происхождения украинцев: «Почему мы так неразумны, что хотим быть старше всех? Ведь чем старше, тем ближе к могиле». Народы, как и люди, не живут вечно. Это хорошо известно археологам, исследующим остатки культур десятков народов, проживавших на территории нашей страны до появления здесь украинцев. Где эти киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы? Они прошли свой жизненный цикл от рождения через пассионарный расцвет (по Л.Гумилеву), состарились и уступили место младшим этносам… Так стоит ли всеми правдами и неправдами записывать украинцев в число дряхлеющих народов-пенсионеров?» Трудно не согласиться. И очень важно продолжать разговор, стремясь сломать пока что непробиваемый лед околонаучных писаний, до сих пор находящих преданных читателей.

Автор благодарит Центр социогуманитарных исследований имени Вячеслава Липинского (директор — Кирилл Галушко) и Национальный университет «Киево-Могилянская академия» за помощь в подготовке материала.