UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ: МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

11 ноября 1918 года. В этот день подписанием перемирия между побежденной Германией и государствами, к...

Автор: Виктор Гусев

11 ноября 1918 года. В этот день подписанием перемирия между побежденной Германией и государствами, которые воевали против нее, поставлена последняя точка в вооруженном конфликте планетарного значения - первой мировой войне. Она продолжалась более четырех лет, в нее втянуто 38 стран из 59 тогда существовавших, 1,5 млрд. чел., что составляло три четвертых человечества. Под ружье поставлено 65 млн. солдат, из которых 10 млн. погибло, 20 млн. ранено, почти такие же жертвы имелись среди мирного населения. Антанта могла диктовать свои условия мира Четверному союзу в разделе чужих территорий, захвате колоний, освоении рынков сбыта, источников сырья, разорении чужих наций, из-за чего разгорелся этот давно созревавший между ними кровавый конфликт.

Накануне и в ходе первой мировой войны великие государства Запада имели свои виды на Украину. Ей отводилось определенное место в стратегических планах германской буржуазии и крупных землевладельцев по созданию «Великой Германии». Она должна стать колонией, из которой предполагалось черпать сельскохозяйственную продукцию, уголь, руду, другое сырье, а также сбывать на ее территории промышленные изделия. О захвате всей Украины мечтали правящие круги Австро-Венгрии, надеясь превратить ее в составную часть «Великоавстрии» и решать за ее счет собственные проблемы, которых к тому времени накопилось немало. Не могло быть и речи о предоставлении ей возможности самостоятельно распоряжаться своей судьбой, строить национальную государственность.

Российский царизм, поддерживаемый шовинистическими и милитаристскими силами, ставил перед собой задачу присоединить Галицию, Буковину и Закарпатскую Украину как законно принадлежавшие ей земли. Прежде всего для того, чтобы максимально использовать их материальный и человеческий потенциал для усиления экономики дряхлеющей империи. При этом идеологи самодержавия умело спекулировали на популярной идее воссоединения украинского народа, создания ему необходимых условий для национального процветания.

Для народов, втянутых в вооруженный конфликт, участие в ней всегда оборачивается тяжелыми последствиями. Для украинцев, находившихся на положении угнетенной нации, лишенных собственной государственности, война стала настоящей трагедией. Они, пребывающие под властью династии Романовых, должны были поставить в российскую армию 3,5 млн. солдат, а австро-венгерское войско пополнялось 250 тыс. чел., мобилизованных из Галиции. Молодым представителям украинского народа предстояло смотреть через ружейный прицел друг на друга как на врагов, находясь в окопах враждебных воюющих сторон, умирать за чуждые им интересы.

В сложном положении оказались украинские политические партии. Им, действовавшим как в России, так и в Австро-Венгрии, необходимо было выработать определенную позицию по отношению к начавшемуся вооруженному конфликту. Как известно, социалисты Германии, Франции, Бельгии проголосовали за предоставление военных кредитов своим правительствам и вошли в их составы, а российские большевики провозгласили лозунг поражения царскому самодержавию и превращения войны из империалистической в гражданскую. «Сначала поражают выступления социалистов Франции, Германии, Бельгии за войну, - отмечал в «Дневнике» В.Винниченко. - Но нужно согласиться, что другого выхода нет. Но как быть угнетенной нации какого-либо государства?»

Среди различных политических группировок начались поиски рациональной ориентации. В Российской Украине среди национальных общественных деятелей выделялся С.Петлюра, редактор «Украинской жизни», издаваемой в Москве. В передовой статье «Война и украинцы», опубликованной в журнале в июне 1914 года, он убеждал читателя, что «украинцы должны выполнить свое обязательство граждан России в это тяжелое время до конца», и заверял, что среди них нет приверженцев «австрийской ориентации». Вместе с тем, автор выражал надежду, что российская власть оценит такой благородный шаг и украинцы после победы над врагом смогут рассчитывать на предоставление им соответствующих прав. Киевская «Рада», предпринимая попытки возбудить политические чувства у честного населения, также призывала его защищать государство от супостата, вести борьбу до его полного разгрома. Ведь «мы oбopoняем наши дома, наши тихие рощи» - такими словами заканчивалась статья, помещенная в одном из ее номеров. Очевидно, также предполагалось, что у царизма хорошая память на добрые дела.

Острые дебаты об отношении к первой мировой войне разгорелись среди руководителей Товарищества украинских поступовцев. В изданной в декабре 1916 года декларации «Наша позиция» они заявили о своем негативном отношении к этой кровавой бойне, как «чужом для себя деле, вредной украинскому да и всем другим народам империи». Вместе с тем, осторожные туповцы заняли «нейтральную позицию относительно сторон в борьбе».

В то же время по-иному рассматривали данную проблему представители украинской общественности в Галиции. Они полностью поддержали Австро-Венгрию в ее борьбе против царской России. «Ненасытность царской империи угрожает нашей национальной жизни, которая нашла защиту в конституционном устройстве австрийской империи», - поддерживалось в Манифесте Главной Украинской Рады, созданной в начале августа 1914 года (с мая I915 года - Всеобщая Украинская Рада) во Львове из представителей национально-демократической, радикальной и социал-демократической партий во главе с К.Левицким. Вскоре она образовала национальное военное подразделение - Украинский легион, позже стал именоваться как легион украинских сичевых стрельцов, в состав которого вошло 2 тыс. юношей из организации «Ciч», «Пласт», «Сокіл». Тогда же группа деятелей украинского национального движения, вынужденная уехать из Российской Украины, создала во Львове «Союз визволення України». По мнению его фундаторов Д.Донцова, В.Дорошенко, А.Жука, М.Зализняка, М.Меленевского, А.Скорописа-Йолтуховского, эта организация поставила перед собой цель образовать на территории Российской империи самостоятельное монархическое государство, для осуществления которой было решено наладить сотрудничество с Германией и Австро-Венгрией. А москвофилы, убежавшие из западноукраинских земель, после того как началась война, в свою очередь основали в Киеве «Карпатско-русский освободительный комитет», который призывал галицийских украинцев встречать российскую армию под звон колоколов как освободительницу.

Уже в начальный период войны украинское национально-освободительное движение подверглось жестоким преследованиям со стороны царского самодержавия. «Русские украинцы - предатели и изменники, - писала газета «Киев», - и желают только гибели России, чтобы на ее развалинах создать самостоятельную независимую Украину». Под аккомпанемент таких обвинений были закрыты «Пpocвiтa», украинские издания, в том числе газеты «Рада», за тем - «Дзвін», «Україна», «Рідний край», «Літературно-науковий вicник», «Записки українського наукового товариства» и другие. М.Грушевский, который возвратился из Австрии в Киев, был арестован и сослан сначала в Симбирск, Казань и наконец - в Москву, где он и проживал до февраля 1917 года.

Царизм планировал, захватив Галицию, уничтожить в ней средоточие «украинского сепаратизма», «мазепинства». Как известно, начиная с августа 1914 и по апрель 1915 годов российская армия, преодолевая сопротивление австрийских войск, в составе которой были украинские сичевые стрельцы, заняли Восточную Галицию, почти всю Буковину, вступили в Карпаты. Положение России на этих территориях было настолько крепким, что в начале апреля 1915 года Николай II посетил Львов, а затем - Перемышль.

По поводу одержанных побед русского воинства бил издан специальный манифест, в котором выражалась всеобщая радость населения империи, что наконец-то русский народ объединился и завершил «дело Ивана Калиты».

С приходом царских войск на западноукраинские земли на территории Галиции и Буковины было создано военное генерал-губернаторство во главе с графом Бобринским, который подтвердил, что «Галиция и Лемковщина - это исконно коренная часть единой великой Руси. Все устройство должно быть основано на русских началах». Он заверил, что на этих землях будет «введен русский язык, закон и устройство».

Путем террора и жестоких репрессий царская администрация, которая прибыла в этот край, стала превращать украинское население в «настоящих русских». Были закрыты украинские школы, культурно-образовательные, кооперативные учреждения, хотя польские продолжали существовать. Вместе с тем, начали открываться курсы русского языка для учителей, издаваться учебники и другая литература на pyccком языке. Осуществлялись массовые депортации в далекую Сибирь представителей украинской интеллигенции, которые проявили себя как борцы за национальное возрождение.

Особым преследованиям подвергалась греко-католическая церковь, многие ее служители были отправлены в глубь России, проводилась работа по превращению ее приверженцев в православных. В сентябре 1914 года из Львова был вывезен и заключен в Суздальский монастырь А.Шептицкий, где он находился до свержения царского самодержавия, снискав себе авторитет у своих земляков бесстрашным поведением. Шовинистическая политика царской оккупационной администрации в Галиции вызвала возмущение демократической общественности. Выступая с трибуны IV Государственной думы, П.Милюков назвал ее «европейским скандалом», логическим продолжением политики правительства в отношении к украинскому движению в империи.

В разгар войны, в 1916 году, Максим Горький на собрании прогрессивной общественности Москвы заявил, что «украинский народ пронес через столетия рабства и неволи драгоценное богатство своего гения... Украинский трудовой народ переживает теперь великую драму. Царские палачи не дают развиваться его языку, литературе, творчеству. То, что делает правительство с украинцами, как и с другими угнетенными народами, - это преступление, которому нет названия.

Свой голос в защиту обездоленных украинцев из далекого Красноярска подал епископ Никон. В июне 1915 года в известной газете «Биржевые ведомости» он опубликовал открытое письмо под названием «Орлы и вороны», в котором резко осуждал так называемых «черных воронов», имея в виду представителей русского духовенства и администрации, которые особенно усердствовали в проведении русификаторской политики в Галиции и уничтожали там украинскую национальную жизнь.

В чрезвычайно тяжелом положении оказалось украинское население, которое оставалось под властью Австро-Венгрии. Начались обвинения его в тайных симпатиях русским и помощи им, подогреваемыми чиновниками -поляками, в измене династии Габсбургов, что привело к поражениям ее доблестной армии. Тысячи украинцев - москвофилов и немосквофилов - были схвачены и брошены в концлагеря, печальной славой среди которых пользовался Талергоф. На его территории в ужасных условиях содержались 30 тыс. человек, которые тысячами погибали от болезней. Австрийские и венгерские солдаты при малейшем подозрении, при наличии доносов, без судебного разбирательства физически уничтожали людей, часто ни в чем не повинных, что усугубляло трагическую судьбу народа, разъединенного и не имеющего своего государства, которое могло бы о нем позаботиться.

Царская Россия, страна экономически отсталая, не подготовленная к продолжительной войне, несмотря на стойкость и мужество солдат и офицеров, не могла рассчитывать на стабильные успехи в боевых действиях. В апреле 1915 года под ударами вражеских войск российские армии, не имея в достаточном количестве боеприпасов и другого снаряжения, чтобы избежать окружения, вынуждены были оставить Перемышль, в июне сдать Львов, а в июле - всю Галицию и значительную часть Волыни. Отступление русских из захваченных западноукраинских земель принесло новые тяжелые испытания населению Галиции, откуда оккупационными властями начались массовые выселения украинцев. Значительная часть из них без необходимого обеспечения, продуктов питания, медицинского обслуживания, элементарных бытовых условий по дороге к Уралу и еще дальше погибла.

Поражения 1915 года вынудили царское правительство пересмотреть свое отношение к украинскому движению, не дали возможность, как заявлял министр иностранных дел С.Сазонов, «раз и навсегда» избавиться от него. Оно согласилось на предоставление помощи армии со стороны общественных организаций, таких, как «Военно-промышленный комитет», «Союз городов», «Земский союз», которые в это время возникали. Удалось получить разрешение властей на открытие в Киеве «Общества помощи населению Юга России, пострадавшему от военных действий». В этих учреждениях работали тысячи представителей украинской интеллигенции, студенческой молодежи, инженеры, врачи. Снова были открыты украинские книжные магазины, кооперативные учреждения, научные общества, а также выходили несколько газет на родном языке. Возобновило деятельность запрещенное в начале войны Товарищество украинских поступовцев.

Успехи Австро-Венгрии в войне с Россией в 1915 году улучшили условия для деятельности Всеобщей Украинской Рады на территории Галиции. Она объявила своей целью провозгласить независимость Российской Украины, а в пределах Габсбургской империи создать территориально-национальную область. Но после того, как в 1916 году Вена пообещала влиятельным полякам еще большую власть в Галиции, Рада в знак протеста прекратила свою работу и самораспустилась. Интересы западноукраинских земель стала представлять украинская парламентская Рада в столице империи, возглавляемая Ю.Романчуком и Е.Петрушкевичем.

В мае 1916 года русская армия, действовавшая на Юго-Западном фронте под командованием генерала А.Брусилова, нанесла австрийцам тяжелое поражение и вступила в Галицию, а также заняла Буковину. В середине этого года царские войска подошли к Карпатским перевалам. На захваченной территории было создано Галицийско-Буковинское генерал-губернаторство во главе с А.Треповым. В отличие от 1914-1915 годов местное украинское население не подвергалось значительному национальному и религиозному угнетению, но отношение к нему было достаточно подозрительным. Считалось, что влияние «мазепинщины» по-прежнему остается заметным. Уже после свержения самодержавия, в марте 1917 года, временное правительство утвердило Д.Дорошенко краевым комиссаром Галиции и Буковины, который назначал на административные должности украинцев, содействовал возрождению сельского и городского самоуправления, открытию кооперативов: национальных школ, благотворительных учреждений.

Ощущая определенную потребность в помощи украинских организаций после тяжелых поражений на фронте, австрийские власти позволили членам «Союза визволення України» работать с украинскими солдатами царской армии, несколько десятков тысяч которых находились в лагерях военнопленных в Австро-Венгрии и Германии. Благодаря предпринятым усилиям улучшались общие условия их жизни, для них создавались библиотеки, открывались школы, церкви, они выделялись в отдельные лагеря. При этом союз предполагал в недалеком будущем образовать из них национальные вооруженные подразделения по примеру Легиона украинских сичевых стрельцов, которые вливались бы в армии Четверного союза. Как известно, это привело к появлению Синежупанной и Серожупанной дивизий, через некоторое время принимавших участие в борьбе за национальную государственность в период освободительного движения 1918-1920 годов.

Затяжная война показала крайне отрицательное влияние на состояние дел в России и Австро-Венгрии, что особенно болезненно отражалось на положении украинских земель, входивших в их состав. В упоминаемой выше декларации Товарищества украинских поступовцев «Наша позиция» отмечалось, что Украине приходится «расплачиваться за чужие грехи, чего не хотят видеть великие государства». На поле боя она теряет лучших своих сыновей, из нее «высасывают все живые соки», а получает взамен она «уничтожение культурных ценностей, экономического благосостояния, десятки тысяч заключенных». Выступая за провозглашение «демократической и автономной Украины», туповцы надеялись достичь этой цели при поддержке «созвучных элементов негосударственных наций России», на основе «автономно-федеративного устройства тех государств, с которыми нас объединяет историческая судьба».

В конце 1916 - начале 1917 годов стало вполне очевидно, что экономика России истощена и находится на грани катастрофы. В частности, к этому времени в Украине металлургические предприятия не давали необходимого количества металла для оборонных заводов, хронически не хватало угля и руды, не были загружены работой другие отрасли промышленности. Железные дороги не справлялись даже с военными перевозками, на предприятиях резко упала производительность труда, снизилось качество производимой продукции, так как квалифицированных рабочих, мобилизованных в действующую армию, заменили женщины, подростки, военнопленные. В сельском хозяйстве не хватало мужчин, инвентаря, лошадей, сокращались посевные площади, сбор урожая зерновых, в плачевном состоянии находилось животноводство. В городах у хлебных лавок выстраивались длинные очереди, начался товарный голод, возросли цены на предметы первой необходимости, процветала спекуляция.

Народные массы все более активно выражали возмущение продолжающейся войной, хозяйственной разрухой в стране, в целом прогнившим и отсталым политическим и социально-экономическим режимом самодержавия. По всей империи развертывались волнения среди различных слоев населения. Обычным явлением в условиях военного времени стали забастовки, охватывающие большое количество рабочих во всех промышленных центрах, основным лозунгом которых были призывы «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Если в 1915 году в Украине состоялось 113 забастовок, в которых принимало участие 48 тыс. чел., то уже в 1916 году их число возросло до 218, а участников соответственно до 193 тыс. человек.

В деревне снова участились поджоги помещичьих усадеб и экономий. С августа 1914-го и до конца 1916 года в Украине было зафиксировано свыше 160 крестьянских выступлений, часть из которых заканчивались столкновениями с полицией и войсками. Антивоенные настроения охватили и солдатские массы, вследствие чего целые полки отказывались идти в бой. В 1916 году в Кременчуге и Харькове вспыхнули восстания мобилизованных в армию, участились случаи дезертирства, убийства ненавистных офицеров, невыполнения приказов начальников.

В ходе войны территория западноукраинских земель превратилась в огромный плацдарм, на котором в 1914-1917 годах разыгрывались одни из самых кровопролитных и крупных боевых сражений на Восточном фронте. Их экономика была полностью разрушена, а население пострадало от страшных опустошений, причиненных российской и австрийской армиями. Галицийским украинцам довелось испытать грубое отношение к себе со стороны их командования и назначаемых гражданских администраторов этого края, что вызывало у них растущее недовольство.

Обе империи, и Российская, и Австро-Венгерская, стояли перед мощными революционными потрясениями, в ходе которых украинскому народу предстояло бороться за возрождение своей национальной государственности, снова испытать горечь поражений, потери лучших своих представителей, но не потерять надежду на будущее.