Субъективные социально-психологические факторы влияют на развитие общества не менее ощутимо, чем социально-экономические или политические. К такому выводу пришли научные сотрудники Института социологии НАН Украины в результате исследования «Общественная трансформация: формирование нового образно-символического пространства в индивидуальном и массовом сознании населения Украины».
Разрушение устоявшихся социальных связей расширяет пространство неизвестного, территорию неопределенности, которые заполняются новыми мифами, социальными образами и символами, в том числе жизненного пространства, успеха и социальных ролей личностей. В этих противоречивых процессах, по мнению Елены Злобиной, заведующей отделом социальной психологии, феномен «субъективной реальности» срабатывает особенно активно.
В ходе исследования социологи попытались выяснить, какие же символические конструкты представляют современное украинское общество, какие типичные образы определяют восприятие населением современных реалий жизни.
Образ украинского общества строился при помощи 12 признаков, имевших обобщенно-символическую природу и в равной степени передающих как позитивные, так и негативные ощущения респондентов, что дало возможность получить проекции личного взгляда человека без предварительной «привязки» к традиционной системе социальных координат.
Так, в 2003 году образы украинского общества ассоциировались у опрошенных прежде всего с экономическими проблемами (бедностью, разрухой) и почти в такой же степени с неупорядоченностью социального пространства (беспорядком). Еще одной составляющей образов было представление о негативной динамике развития страны, что ассоциировалось с тупиком, в котором пребывает общество, и внутренней конфликтностью социальных связей (противостояние и давление). Позитивные признаки не оказывали значительного влияния на представления людей о социуме.
Опрос 2005 года хотя и сохранил среди приоритетных главную тройку негативных ассоциаций, но все же засвидетельствовал значительное уменьшение количества респондентов, в сознании которых образ украинского общества имеет упор на негатив. Позитивная ориентация на будущее резко возросла. Можно сказать, что в тот момент Украина наконец получила определенные перспективы, во всяком случае в представлениях населения, поскольку более четверти опрошенных ассоциировали образ государства именно с понятием «перспектива». Образ тупика заметно потерял свою актуальность в массовом сознании. «Подъем», «сплоченность», «свобода», практически отсутствовавшие в восприятии общества в 2003 году, в 2005-м имели значительное количество приверженцев. Внутренняя конфликтность изменилась незначительно, хотя оранжевая революция активизировала в массовом сознании тему противостояния.
2006 год опять внес в образ украинского общества заметные коррективы: доля негативных ассоциаций резко увеличилась. Хотя общая их выраженность в массовом сознании была меньшей, чем в 2003 году, позитивных представлений также стало меньше. Украинское общество-2006 — это прежде всего беспорядок: обновление власти, на которое надеялась по крайней мере часть населения, сопровождалось постоянным противостоянием, что усиливало ощущение беспорядка в обществе. Интересно, что ситуация характеризовалась респондентами как бедность и разруха. Хотя о какой разрухе тогда могла идти речь? Важным и небезопасным было постоянное углубление темы противостояния.
Ощущения сплоченности, подъема и перспективы 2005 года сменились падением этих признаков в массовом сознании населения. Особенно показательно это для характеристики «перспектива». В 2003 году ее ассоциировали с украинским обществом более 5% опрошенных, в 2005-м — 28, в 2006-м — лишь 8. Горизонты ожиданий быстро сузились, вместо этого утвердился образ тупика. Тема светлого будущего растворилась в образе проблемного настоящего. Однако любая проблемность социальной ситуации для кого-то в обществе превращается в трудности, а для кого-то — в преимущества. Социальные условия всегда создают благоприятный климат для продуцирования соответствующих социальных типов. Каковы же «герои» нашего времени?
Самые заметные персонажи — те, кто в атмосфере «беспорядка» чувствует себя как рыба в воде. Это прежде всего мошенники, устанавливающие для себя «особые» правила, а также те, кто формирует новые общественные правила и способен по ним играть (политики, бюрократы, приспособленцы). «Героями» нашего времени являются и авантюристы, вообще не обращающие внимания на правила. Образ современного украинского общества связан в массовом сознании не только с теми, кто хорошо «вписался» в современные условия, но и с теми, кто не смог к ним приспособиться, — нищими. В то же время фигуры, традиционно представляющие нормативный мир, — труженики, профессионалы, таланты, моральные авторитеты — в современную картину украинского общества явно не вписываются. Им отведена весьма незначительная роль.
Результаты исследования засвидетельствовали, что построение демократического общества требует не только целенаправленных организационных усилий, но и самоорганизационных, которые развиваются стихийно, подпитываясь чувственно-образными феноменами. Они могут служить возникновению организационных механизмов при условии, что в чувственной стихии формируется та или иная социальная доминанта, которая перерастает в общественный и гражданский интерес, осознанную потребность социальных изменений, структурных или даже системных преобразований в государстве.