UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина маргинальная

Относительность человеческой психики бесконечна: немцы сетуют на дорожные колдобины; бельгийцы ...

Автор: Олесь Андрийчук

Относительность человеческой психики бесконечна: немцы сетуют на дорожные колдобины; бельгийцы — на качество пива; итальянцы ощущают «мыло» в своих спагетти; французы вместо истины находят в вине «бурду»; для швейцарцев неправильно идут часы; испанцам не угодила «Барселона»... Никто в Европе не доволен тем, что имеет, всегда хочется чего-то большего! Точно так же «по-европейски» неблагодарны и украинцы, которые словно и не были сотни лет без государства, будто бы не получили только полтора года назад долгожданную Свободу, о которой мечтали миллионы сердец.

А с другой стороны, недовольство — это путь к улучшению: главное, чтобы не было огульного критиканства, самолюбования собственной прозорливостью, эдакого «А я ведь давно говорил! Я же давно предупреждал!» В свою очередь, искреннее желание перемен — естественно для каждого неравнодушного. Быть может, острая критика даже эффективнее: когда сгущаются краски, подбираются надуманные ситуации, тогда как-то нагляднее все видится, легче постигается и даже быстрее меняется...

Автор должен заранее извиниться перед аудиторией за жесткость примеров и категоричность выводов, делаемых в этой статье: это не потому, что «накипело», а скорее потому, что «лучше горькая правда...»!

«Фирма предлагает для работы украинцев»

Ей-богу, сегодня своими глазами читал вот такой чешский интернет-сайт. Причем речь идет не об объявлении, а о целом веб-ресурсе, и к тому же хорошо разрекламированном в поисковых системах. После такого заглавия читателю на прекрасном чешском языке объясняют преимущества найма на работу украинцев: «Они готовы добросовестно и тяжело работать, приветствуют каждый дополнительный рабочий час. С ними ваша работа не будет нарушать Трудовой кодекс. Можем порекомендовать вам даже одного работника, например... для ремонта семейного домика». Цинизм улавливаете?

Далее клиента уверяют, что фирма имеет большую базу данных, а потому, если он не будет удовлетворен одним работником, через несколько часов будет предоставлен другой. И в конце непременное предостережение о необходимых в таких случаях мерах безопасности: «С каждым работником фирма имеет личный контакт, поэтому клиент не должен переживать по поводу возникновения каких бы то ни было проблем, которые сразу же устранят». В переводе с языка символов это означает: «У нас есть их паспорта и адреса. Они, как огня, боятся депортации, поэтому будут с вами смирными, как ягнята».

Кто хоть немного знает Прагу, подтвердит, что здесь (как и в любом другом чешском городе) существует по крайней мере несколько «точек», где с утра до вечера стоят украинские заробитчане и куда наведываются чешские работодатели с деловыми предложениями. Но, собственно, какие это предложения! Это похоже, скорее, на рынок рабов, ожидающих унизительного заглядывания им в рот. Сидят наши люди взмокшие, настороженно-насупленные, семечки грызут, пиво чешское пьют, разговаривают на малопонятном закарпатском диалекте. Если кто-то скажет шутку — все хохочут; если кто-то вспугнет — быстро расходятся. Но их никто не трогает, система отработана уже не один год: все налажено, все договорено — только сиди и жди работодателя. Горожане проходят мимо этого людского торжища с подчеркнуто отстраненными лицами, ведь в сердце завелся червь сомнения, что не годится так, что не по-людски это, не по-европейски, но сразу совесть находит успокоительное: «А чего они вообще ехали сюда? Пусть бы сидели себе в своей Украине. Их никто не звал — нам и самим тут работы не хватает».

А чему вы удивляетесь? В Чехии украинцы — это не столько нация, сколько синоним разнорабочего: эдакого, знаете ли, золотозубого загорелого сельского парня, остриженного, надутого и забитого. На чешском языке даже само слово «украинцы» звучит как-то жгуче-констатирующе, как диагноз. Радует, правда, что не только мы такие — есть у нас еще два «сотоварища» по имиджу: молдаване и цыгане.

А вот что публично говорит коллега автора из Карлова университета, жалуясь на скверные условия проживания: «...К сожалению, в моем подъезде, как и во всем доме, большинство квартир сняты украинцами, которые вообще не знают, что существует управдом... Он придет к ним, скажет что-то подписать, и они подписывают... А еще украинцы поставили между нашими окнами спутниковую антенну, так я теперь ничего с балкона не вижу...» Заметьте, речь идет о сотруднице университета!

Ответ типа: «Если бы не эти ненавистные вам украинцы в сорок пятом, то исследовали бы чешский язык вместе с другими забытыми славянскими языками где-то в американских университетах» может ненадолго успокоить собственную гордость, но со временем вы заметите, что чешские горожане правы: никому не хочется видеть, как неряшливо ведут себя в вашем ухоженном дворе. Недовольство чешских граждан пришлыми, поселившимися между ними, крайне высоко. Если об этом не говорят открыто, то, по крайней мере, между собой подавляющему большинству «есть что сказать об этих украинцах». Так вот, уважаемые киевляне, харьковчане, львовяне, отправляясь в отпуск в Прагу, не удивляйтесь секундной заминке, когда достаете свой паспорт в аэропорту или отеле: вам тут рады... но не очень.

Дошло, что докатились

Историями-страшилками из жизни украинской мафии, комическими анекдотами о натурализованных соседях, собирающих старые телевизоры на свалках, или сочувственными рассказами о бедолаге-работнике, получающем мизер евро за рабочий день, чтобы прокормить семью, переполнено современное информационное пространство не только Чехии, но и Португалии, Италии, Польши — повсюду, куда занесла судьбина украинских трудовых мигрантов. «Нашого цвіту…», как говорится.

Правдивы эти истории или мифичны — вопрос второстепенный. В данном случае Украина мало чем может помочь своим гражданам, да и не ждут они этой помощи. Задача Украинского государства, а также всех хотя бы минимально осознающих собственное достоинство граждан, — инициировать внутреннюю публичную дискуссию об улучшении имиджа нашей нации в Европе.

Мы до сих пор наивно верим, что оранжевая революция, «Евровидение», Кличко с Шевченко являются визитными карточками нашего государства в мире. Ой, не смешите меня, люди добрые! Да никому тут нет дела ни до Майдана, ни до знаменитой футбольной истории Украины. Европа живет другими темпами. Течение информации бешеное, а Украина в нем не представлена. Не представлена вообще.

Все, что знает рядовой европеец о нашем государстве, это несколько энциклопедических предложений плюс внутренняя оценка людей по уровню маргиналов-заробитчан. И не потому, что он туп или ограничен, а потому, что никакого дела ему до нас нет. Так что Киев для него — это то же самое, что для нас Тирана или Улан-Батор: есть он, нет его — разница небольшая.

Декларируем европейские устремления, претендуем на культурную столицу Европы, а сами за столько лет не можем произвести ревизию собственного имиджа. Пока украинцы наслаждались выдуманными регалиями, имидж государства — без какого-либо креатива, дешево и сердито — создали наши заробитчане, обычно хорошие и тихие поодиночке, но когда вместе — лучше не подходи. Такое создается впечатление, будто взрослые дяди снова почувствовали «свободу» и, как солдат в самоволке, выбираются после продолжительного труда в город «на людей посмотреть» (что само по себе не страшно) и «себя показать» (тут уж похуже). Да и жизнь их в бараках похожа, скорее, на армейскую.

Конечно, то, что создавалось десятками лет, сложно изменить осмысленными действиями за короткое время. Однако первым шагом, который должны осознать все граждане, должна стать констатация того, что в европейском мировоззрении доминирует образ «маргинальной Украины». Чтобы избавиться от проблемы, прежде всего о ней нужно узнать.

Эта статья должна была бы начинаться с сентиментального: «Было время, когда слово «украинец» в Праге являлось синонимом образованности, порядочности и стремления к свободе: ректором Карлова университета был наш земляк, а вся украинская интеллигенция находила гостеприимный приют в «сердце Европы», в живописной Праге и миловидных Подебрадах...». Но слишком горькой кажется сегодняшняя реальность по сравнению с восьмидесятилетней давностью: «Не тот теперь Миргород...».

Хочется верить, что на восстановление собственного положительного реноме украинцам не понадобятся целые десятилетия... Хочется верить...