Накануне гостила теща. Как обычно, посещала Лавру. Не на экскурсию какую-нибудь сбегала, а степенно, на весь день пошла. Ну а там свой круг общения, своя тематика.
Но духовное без мирского — блюдо весьма пресное, кто бы его ни подавал. Да и рассчитано на узкий круг ценителей. Поэтому — слово за слово…
Оказалось, что, по совершенно достоверным данным этой тусовки, мать президента скончалась оттого, что ей явилась Богородица и что-то неприятное сказала про связь ее сына с Антихристом. У первоисточника переспросить трудно. Но связь эта была, судя по обсуждению, какая-то случайная. Потому что лично потерпевшего лаврские богомолки жалели. Ну примерно как человека, попавшего в астральное ДТП. Хотя в остальном, ясное дело, и не привечали. Кроме того, сам Антихрист в этой версии слуха был какой-то сильно уставший. Поэтому ему пришлось прибегнуть к квалифицированной помощи ЦРУ. Естественно, влиял через жену пострадавшего. Незатейливая такая цепочка, вполне в духе Дэна Брауна.
Теща, как опытный сельский либерал, информацию бесконфликтно зафиксировала и обещала подумать. Предлагаемая планка интриги ее, как и всех нормальных людей, ведущих натуральное хозяйство, нисколько не интересовала. Вот если бы знание конспирологии повышало урожайность, а борьба с Антихристом по ходу уничтожала колорадского жука — это да, важно.
Историям таким, мракобесным, гламурным, светским, «голубым» и просто анекдотическим, с разными сюжетами и персонажами — несть числа. Но в них, объединенных страхами, суевериями и предрассудками, можно выделить такие составляющие.
Во-первых, предрассудок — это основанное на вере суждение, не имеющее фактического подтверждения и не соответствующее действительности или недоказуемое, но при этом принимаемое человеком за истину.
Во-вторых, украинский предрассудок — это совокупность страхов и суеверий, в основе которых обычно лежит «теория заговора». Стало быть, он заведомо политический. Почему? Да потому, что демократия так приблизила к народу фигуры политиков, что они уверенно потеснили «маленьких зеленых человечков» в рейтинге космических угроз. Мифологически соединяется это в прозвище киевского мэра, что и вовсе превратило его в персонаж из «аниме» и таким образом вывело из-под общественной критики. Потому что ирреальное осуждаемо, но непреодолимо.
А в-третьих, наш предрассудок — всегда псевдорелигиозный. Видели пафосные церковные телетрансляции с участием разных политических «подсвечников»? Или как главная героиня синхрона «Пропало все!» поспешно и размашисто «гоняет мух» всей пятерней в области лба и правого плеча? Она наверняка полагает (как и множество сограждан), что совершает таким образом крестное знамение и что устное обращение к Богу с просьбой о помощи предоставляет очередной моральный транш. Но к религиозной практике все это не имеет ни малейшего отношения.
В этом смысле Украина — предрассудок Европы. Выдающийся психолог Эрих Фромм считал, что христианизация Европы была в значительной мере мистификацией, в лучшем случае можно говорить лишь об ограниченной христианизации между XII и XVI веками. В основном же история Европы — «это история завоеваний, эксплуатации, насилия и покорения». Европа на словах верила в любовь, которая лежит в основе учения Христа, а на деле исповедовала силу, то есть именно идея силы составляла в Европе «эмоциональную матрицу». Украине самой силенок, впрочем, не хватает. Но идея силы есть, на уровне вполне казацко-гайдамацком. То есть, чтобы кто-то реализовал, а мы по телевизору посмотрели.
Семантика слова «предрассудок» говорит о точке зрения, которая существовала прежде как единственно верная, но в силу изменившихся обстоятельств устарела. И тем не менее продолжает влиять на массовое сознание. Украина быстро проскочила этот период «ограниченной христианизации» за последние два десятка лет, а затем так же стремительно вломилась в эпоху Возрождения с ее тягой к научным и одновременно дохристианским, античным знаниям. Стилистика речи (не говорим о содержании) самых-самых продвинутых наших политиков соответствует лучшим трибунным образцам прошлых веков — от Вашингтона до Димитрова. И она соответствует уровню общественного запроса на такую риторику.
Устойчивый рвотный рефлекс незначительной части (в основном столичных) интеллектуалов на эту социал-демагогию не изменит общество никак. Пока естественным образом мутить не начнет всю страну. Тем временем все совокупные попытки очистить народу если не сознание, то хотя бы желудок приводят лишь к голодным спазмам.
Когда-то было модно бороться со «стереотипами мышления». Борьба увенчалась таким успехом, что жалобные всхлипы о верности идеалам, нравственности и традициям каждый раз перекрывает массовый здоровый мефистофельский хохот. Какие такие, блин, моральные ценности?
Ну, это пока лишь громкий кураж юных городских либералов, познавших с помощью Интернета нетрадиционную культурную ориентацию. А так предрассудки расовые и этнические определяют наше реальное политическое поведение значительно сильнее, чем об этом принято говорить. В качестве примеров распространенных этнических стереотипов, которые оказывают сильное воздействие на диалог культур, можно привести стереотипы «русской пятой колонны в Украине» и «единого народа русских и украинцев». Первый — излюбленный сюжет патриотов, второй — сторонников объединения Украины и России в одно государство. Копнешь каждый из них — сверху всегда мистическая конспирология. Но внутри — обязательно какая-нибудь ресурсная конкуренция: газ, пенсии, жилплощадь, льготы. А в итоге получается — «если в кране нет воды…».
Если наш премьер является в парламент с распущенными косами — это вернейший признак того, что грядут великие потрясения. Если с заплетенными — тем более. В качестве веского обоснования этого называют магнетизм женских волос, магические ритуалы и НЛП. Если другая женщина-политик тоже распускает волосы, то исключительно для того, чтобы захватить часть этой магической силы себе.
А что? В романе Марка Твена «Принц и нищий» тоже одну женщину сочли ведьмой, потому что она вызывала дождь, снимая чулки. Правда, юный герой в этом усомнился. И спас ее от костра.
Если премьер умыкнет ручку президента, то не сувенира ради. Это же не чайное ситечко. А, как всем известно, для того, чтобы произвести над чернильным пером колдовские действия. Лишить его владельца воли и заставить подписать что-нибудь совсем непотребное.
Если приходить вовремя на встречи с народом или по делу — это предрассудок, моветон и заискивание перед толпой. Потому что нужно выдерживать паузу и нагнетать атмосферу ожидания. Это современно и высокотехнологично.
Если депутат ставит иконку возле кнопки для голосования, а его сосед тайком скрещивает пальцы, то каждый пытается наколдовать себе удачу и успех у лидера фракции. И все у них получается.
Остальных политиков постоянно облучают из психотронных пушек, отчего они на следующий день не помнят, что обещали вчера, а их карточки для голосования зловеще не срабатывают.
А если двое политиков одновременно заходят в туалет Рады — они или «голубые», или передают друг другу взятку.
Да и не только наше поведение меняют предрассудки. Посмотрите на результаты выборов в Евросоюз. Убедительная тенденция возврата к прошлому. А если это так убедительно, не означает ли, что значительной части общественных убеждений, суеверий, страхов еще очень рано уходить только потому, что на дворе ХХI век?
Да, у нас же есть прогресс и демократия. А прогрессивным демократам считаться с консервативным мнением большинства — вроде как глупо или безнравственно. Надо это мнение по-мичурински переделывать, не ожидая милостей от Кабмина. Но люди бывают удивительно непонятливы и упрямы.
Поэтому, например, лозунгу «мир разноцветный, а не коричневый» они вполне могут противопоставить лозунг «мир разноцветный, а не голубой». И так далее, по всему спектру.
Нет, предрассудки, определяющие бытие, развитию не способствуют. Но если в кровеносной системе завелся тромб, кто скажет, что нужно увеличить давление, чтобы сдвинуть его с места? Только сантехник.
Основой преодоления предрассудков может быть обеспечение полного равенства возможностей. То есть свободы. Но…
Точно так же, как у нас в свободном обращении ходят разные валюты, в массовом сознании существует на одном уровне разное понимание свободы. В христианском мире к группе, чьи члены считались «свободными», относились все те, кто верил в Христа. А эпоха Возрождения принесла с собой чувство несвободы человека, неспособного выбирать место и время своего рождения.
На Западе религия выступала традиционным балансиром светской власти и играла важную роль в развитии идеологии гражданских прав и свобод. На византийском Востоке духовенство способствовало укреплению власти. Что продолжает оказывать влияние и на наше общественное сознание. Иногда трагикомическое, предрассудочное. Но оказывает же!
Вот пример совершенно другого масштаба. Папа Римский Иоанн Павел II в книге «Память и культура» в 2004 году признал по поводу коммунизма, что «...это зло в какой-то степени необходимо миру и человеку». Что это не просто язва вселенского масштаба, «вывих времени», а фундаментально мотивированное проявление какого-то глобального запроса. Коммунизм с его мистическим культом кровавого насилия, голодом и диктатурой так или иначе был востребован историей. Сегодня это предрассудок, тревожащий людей всерьез лишь в своей северокорейской версии.
Что объединяет нелепую мистико-политическую сплетню и трагическое, унизительное для многих народов бремя большевизма?
Предрассудок необходим, пока он не изжит естественным путем. Это способ решения проблемы, бывший когда-то (сто, двести или больше лет назад) эффективным. Это очень неприятная, но все же реальная точка отсчета. Его можно не любить и нужно критиковать, но с ним нельзя не считаться.
В политическом пиаре «отстраивание от бренда» является первоочередной задачей. Но как можно стать непохожим на другого, не поняв, что он на самом деле собой представляет? Как можно изменить общество, не называя честно, на каком уровне развития оно находится? При этом власть может оказаться прогрессивнее или реакционнее общества. И даже иметь собственные корпоративные предрассудки.
Совокупность нелепых представлений о мире и себе в головах наших сограждан обусловлена исторически. Никакой Интернет и Министерство культуры, даже вкупе с туризмом, этого в одночасье не изменят. Потому что постоянные ссылки на «разруху в головах» от профессора Преображенского не учитывают, что булгаковский персонаж уже тогда был вымирающим дворянским видом. А дело шариковых живет и процветает. «Пока пролетариат безграмотен, после цирка важнейшим из всех искусств для нас является кино», — говорил «дворянский бич» Ленин.
Кино скончалось, цирк остался. А безграмотность и ее плоды — предрассудки — снова востребованы политиками.