UA / RU
Поддержать ZN.ua

УДАРИМ КОНЦЕПЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ПО РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

В Украине сформировалась объективная необходимость в страховании — одном из наиболее эффективных инструментов защиты имущественных интересов...

Автор: Родион Морозов

В Украине сформировалась объективная необходимость в страховании — одном из наиболее эффективных инструментов защиты имущественных интересов. Свою основную задачу на сегодняшний день Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности видит в подготовке комплексной концепции развития страховой отрасли на последующие годы. Главной целью такой концепции является создание в отрасли благоприятных условий для ее дальнейшего развития.

К краткосрочным планам возглавляемого мной подкомитета относится совершенствование существующей законодательной базы, регулирующей страховую деятельность. Речь идет, например, о внесении поправок в законы Украины «О милиции», «О прокуратуре», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О статусе народного депутата Украины» и ряд других нормативных актов относительно так называемого «обязательного государственного страхования». Очевидно, что такая система компенсационных выплат ничего общего с классическим страхованием не имеет.

Поправки, призванные внести ясность в данный вопрос, рассматриваются уже не один год и, на наш взгляд, требуют скорейшего принятия. Целесообразно было бы рекомендовать страховщикам подготовить свой вариант закона об обязательном государственном страховании.

Важной задачей на ближайшее время является и внедрение системы обязательного страхования владельцев транспортных средств, а это предполагает серьезную доработку существующего законопроекта, а также внесение необходимых поправок в действующие нормативные акты, — в частности, в Закон Украины «О дорожном движении».

Дело в том, что в существующей форме законопроект сильно проигрывает не только западноевропейским аналогам, но и недавно принятому российскому закону. Если последний берет за основу многолетний опыт развитых стран, то его украинский собрат продолжает опираться на принятое еще в 1996 году Положение о порядке и условиях проведения «автогражданки». В итоге жестко фиксированные тарифы все так же не отражают реальную природу риска. Также кажется странным, что двенадцать месячных полисов будут обходиться страхователю дешевле одного годового. Помимо этого, лимиты ответственности остались неизменными с 1996 года, а человеческая жизнь и здоровье оценены в три раза дешевле материального имущества. Законопроект предусматривает создание параллельно существующему Моторному бюро Гарантийного фонда — общественной организации с уставом, утверждаемым Кабинетом министров. Создание такой организации противоречит целому ряду норм украинского законодательства.

Словом, хотелось как лучше…

Необходима работа над поправками в законодательные акты, регулирующие налогообложение в страховой отрасли. В частности:

— отмена 30-процентного налога со средств, полученных страховщиком в качестве компенсации по регрессному иску;

— расширение перечня видов страхования (в первую очередь это касается личного страхования), страховые платежи, по которым разрешено было бы относить на валовые расходы предприятия, что позволило бы предоставить работающим гражданам Украины дополнительную социальную помощь.

В центре внимания подкомитета — работа над законопроектами, так или иначе затрагивающими сферу страхования, среди которых законы «О медицинском страховании», «О негосударственном пенсионном обеспечении», «Об экологическом страховании» и другие.

Но все же главная задача на ближайшие три года для подкомитета — это подготовка и принятие Страхового кодекса, который позволил бы комплексно охватить все аспекты страховой деятельности. В Страховой кодекс должны войти разделы, четко регулирующие деятельность страховых посредников, порядок осуществления обязательного страхования, порядок формирования страхового договора, осуществление долгосрочных видов страхования. Как показывает практика, существующей нормативной базе катастрофически не хватает комплексности. Масса законов (помимо основного Закона «О страховании»), постановлений и других нормативных документов, зачастую вступающих в противоречие друг с другом, не благоприятствуют развитию страховой отрасли. Страховой кодекс позволит упорядочить нормативную базу, придать ей логическую направленность и завершенность.

В подкомитете обсуждается идея временного возложения функций государственного контроля страховой деятельности на Национальный банк Украины, подразделением (департаментом) которого могла бы стать Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины.

Страхование как отдельная отрасль финансовых услуг в перспективе должно иметь автономный орган управления. Сегодня сфера банковских услуг в Украине развивается гораздо быстрее страховой. В отличие от банков, страхование еще не заняло свою нишу, его влияние на экономику страны ограничено. К страховым компаниям и к банкам применимы похожие методы контроля. И что самое главное, на сегодняшний день НБУ в большей степени обладает необходимым как трудовым, так и финансовым ресурсом для полноценного осуществления роли государства на страховом рынке. Кроме того, предыдущий опыт создания межбанковской сети и финансовые ресурсы НБУ могут быть полезны, к примеру, при создании всеукраинской компьютерной базы данных, без которой невозможно будет функционирование системы страхования ответственности владельцев транспортных средств. Упомянутый выше закон, увы, не решает всех проблем, и с данной ситуацией уже столкнулись наши соседи-россияне. Там закон был принят почти год назад, а о необходимости создания базы данных и выделении под это бюджетных средств государство уже забыло.

Повышение уровня доверия населения к страховой отрасли — одна из наиболее актуальных задач для законодателей. Увы, общеизвестно, что далеко не все компании, называющие себя «страховыми», сегодня оправдывают свое название. Это относится не только к мелким компаниям, но и к некоторым «лидерам» украинского рынка. В страховании видят что угодно — от хитрого способа «оптимизации» налогообложения предприятий до банального канала обналичивания денег. Такая ситуация, при которой страхование преподносится как «серый» бизнес, только понижает и без того невысокий уровень доверия граждан страны к финансовым институтам.

Параллельно с сокращением числа фиктивных страховщиков, а также повышением открытости и публичности отрасли, доверие к страхованию нужно возвращать путем воспитания страховой культуры в обществе. Ведь если с накопительным страхованием население более или менее знакомо по предыдущему (не совсем, правда, удачному) советскому опыту, то природу краткосрочного страхования понимают еще далеко не все. В сути страхования не всегда разбираются даже высшие руководители. К примеру, некоторые ведомства утверждают, что определенные обязательные виды страхования снижают заинтересованность собственников в сохранении своего имущества, и этим пытаются аргументировать требования об отмене такого страхования. Совершенно ясно, что подобные аргументы в корне противоречат основным принципам страхования, которое (при правильном подходе, разумеется) не только не понижает, но и всячески стимулирует страхователей бережнее относиться к имуществу.

Нынешний состав Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности профессионально и прагматично подходит к законодательному процессу в области финансов. А это, в свою очередь, значительно повышает шансы воплощения в жизнь вышеизложенных планов.