UA / RU
Поддержать ZN.ua

У УСЛОВНОЙ ЛЮБВИ СВОИ ПРАВИЛА

Миша рос в интеллигентной семье. Его родители - оба ведущие ученые в своих областях - были творческими, талантливыми людьми...

Автор: Любовь Бургина

Миша рос в интеллигентной семье. Его родители - оба ведущие ученые в своих областях - были творческими, талантливыми людьми. Старший брат Андрей учился в одном из престижных колледжей Великобритании: его математическая работа заняла первое место на международном конкурсе, и мальчик получил стипендию для продолжения образования за рубежом. Родители, конечно, очень скучали по Андрею, но еще больше гордились им. Во всех комнатах повесили его большие портреты, что как бы создавало эффект присутствия сына в доме.

А Миша был самым заурядным мальчиком. Болезненный, физически плохо развитый, он не просто не был первым учеником в классе, как его старший брат, что само по себе в глазах родителей было почти преступлением - он даже не мог хорошо и быстро читать! Уже в первом классе мальчик имел две тройки. Родители были в состоянии шока. Как такое возможно - неужели это их сын и брат талантливого Андрея!?

Ежедневно, по нескольку раз на день, Миша слышал от родных: «Ну почему ты так не похож на Андрея?», «Вот если бы ты был способнее (умнее, вежливее, лучше учился ...), как бы мы тебя любили!» «Как ты говоришь (думаешь, делаешь, учишься, читаешь...), вот Андрей это делал намного лучше тебя! Постарайся делать, как он!». И взгляд взрослых с обожанием останавливался на портрете старшего сына.

Прошло несколько лет. Андрей остался работать за границей. Миша вырос, стал юношей. Учиться он стал лучше, но в нем появилось нечто такое, что пугало его родителей значительно больше плохой учебы. Мальчик полностью закрылся от них, стал совершенно чужим. Он как бы жил в своем собственном мире, очень далеким от всех. Почти не разговаривал, не интересовался тем, что происходит в доме. Однажды у отца был сильный приступ почечно-каменной болезни, вызвали скорую помощь. Выяснилось - нужна срочная операция. Испуганная мать попросила Мишу поехать с ней в больницу. Миша абсолютно спокойно ответил, что он приглашен на день рождения к однокласснице и ему нужны деньги на подарок и цветы. Просьбу матери он даже не посчитал нужным обсуждать...

Вот тогда она ясно поняла - сын для нее потерян. Может быть, навсегда...

Но в реальности вышло значительно хуже. Миша оказался потерян не только для нее. Женившись, он так и не смог снять с себя «панцирь», которым отгородился от мира еще в детстве. Не вытерпев равнодушия и отчуждения, от него ушла жена с годовалым сыном. Больше попыток создать семью Миша не делал - понимал, что не способен дать тепло и радость даже тому, кого полюбит. Да и мог ли он вообще любить, если с детства понял: любовь - это то, что приносит лишь страдание, боль и обиду.

Эта невыдуманная история поможет нам разобраться в очень важном психологическом правиле, без соблюдения которого все попытки наладить взаимоотношения с ребенком оказываются безуспешными. Для полноценного развития ребенку совершенно необходима безусловная любовь. Что это означает? Не более чем принятие своего чада со всеми его особенностями, недостатками, промахами, проблемами, бедами. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он умный, красивый, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он ваш ребенок и что он вот такой у вас есть!

Однако важно не только принимать своего ребенка безусловно, но и вести себя с ним так, чтобы он это почувствовал! А зачастую родители, даже любя своего ребенка всей душой, из «воспитательных соображений» постоянно дают понять, что принимают его только условно. То есть, что «будут любить его, только если он будет хорошим мальчиком, перестанет...(лениться, драться), начнет...( хорошо учиться, помогать по дому), будет таким же одаренным... ( способным, трудолюбивым), как... старший брат (сестра, соседский мальчик)». В общем, вариантов много, а суть одна - «не будь собой - будь другим».

Давайте попробуем представить, что же происходит при этом в душе ребенка? Оказывается, ощущая условную природу проявляемой к нему любви, он начинает восставать против... собственной природы. «Я не хороший, раз я никому не нравлюсь. И я не хочу быть таким»! - к такому выводу приходит маленький человек, терзаемый страхом перед негативными оценками окружающих и собственной незащищенностью. Далее часто происходит как в истории с Мишей, когда мальчик пришел к выводу, что если он не будет подпускать к себе никого близко, даже родных ему людей, то сможет скрыть свои недостатки и будет казаться лучше, чем есть на самом деле. И, наконец-то, избавится от постоянной критики и сравнения с «высоким стандартом», в данном примере, старшим братом.

Его отчужденность и замкнутость постепенно растут. Мальчик надевает «маску» безразличия ко всему. «Никто не должен знать моих истинных чувств - тогда я буду неуязвим».

Но «маска» имеет свойство становиться настоящим лицом: и Миша по-настоящему утратил свою привязанность к близким людям, ушел в себя.

Он даже не смог преодолеть холодность и отчужденность, когда попытался создать собственную семью - и все это только потому, что ощущал себя нелюбимым в детстве.

Условная любовь превращает ребенка в человека, который впоследствии «отталкивает» любовь, «закрывается» от нее, не может или не хочет любить и быть любимым. Тогда как принимая ребенка таким, каким он есть, вы помогаете ему поверить, что он безусловно достоин любви и уважения. Такие люди значительно более восприимчивы к достоинствам других, открыты, жизнерадостны, теплы и счастливы.