UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТЫ НАМ НЕ РОДНОЙ...»

Сегодня 140 тыс. детей в стране — сироты и те, кто лишен родительской опеки. 62 тыс. из них опекают родственники и просто сердобольные соотечественники, а остальные живут в детских домах и надеются...

Автор: Татьяна Галковская

Сегодня 140 тыс. детей в стране — сироты и те, кто лишен родительской опеки. 62 тыс. из них опекают родственники и просто сердобольные соотечественники, а остальные живут в детских домах и надеются. Надеются, что когда-нибудь обязательно появится человек, неравнодушный к их судьбе.

— Если бы сегодня каждая административная единица области, района или города взяла на себя заботу хотя бы о пяти детях, помогла бы определить их в семьи, то проблема наполовину была бы решена, — говорит директор Центра по усыновлению детей Министерства образования и науки Тамара Кунько. — Один центр и органы опеки на местах не могут сделать то, что должно сделать все общество. При этом не обязательно усыновлять, можно взять под опеку. В таком случае даже предусмотрена помощь от государства — 60 грн. в месяц.

— В СССР, помнится, существовала длиннющая очередь на усыновление.

— Сейчас такого нет. Каждый, кто хочет взять ребенка на воспитание, может сделать это в любой момент.

— Усыновители — обязательно семейная пара?

— Нет, могут быть и одинокие. Причем не только женщины, но и мужчины. За все время существования нашего центра одинокие мужчины усыновили около двух десятков детей.

— Какие требования предъявляются к усыновителю?

— Орган опеки никогда не передаст на воспитание ребенка человеку, лишенному родительских прав, либо тому, кто уже усыновлял и по своей вине потерял это право. Также не сможет усыновить ребенка человек, делающий это из корыстных побуждений (например, для заработка), подавший о себе неверные сведения либо психически больной.

— Какие необходимы документы и как вообще выглядит процедура усыновления?

— К заявлению нужно приложить медицинское заключение о состоянии здоровья и справку с места работы о занимаемой должности и зарплате или копию декларации о доходах. Доходы должны быть достаточными для содержания ребенка: где-то на уровне прожиточного минимума либо чуть меньше, если, к примеру, имеется приусадебное хозяйство.

— Наверное, усыновляют только обеспеченные?

— Скорее, люди среднего достатка. Богатые и даже просто обеспеченные у нас никого не усыновляют. Далее, если заявители супруги, то понадобится копия свидетельства о браке. После подачи документов органами опеки будут изучены жилищные условия и составлен акт, в котором также будут отражены данные биографии, состав семьи, наличие собственных детей и так далее. Только на основании всех этих данных готовится (в течение десяти дней) заключение о возможности данного человека или семейной пары стать усыновителями. Если все в порядке, то дело передается в суд, который и выносит окончательное решение.

— Когда можно познакомиться с ребенком?

— Как только будет подготовлено заключение и потенциального усыновителя поставят на учет. Такому человеку отдел образования предоставит всю необходимую информацию о ребенке, которого хотели бы усыновить, в том числе, естественно, и медицинского характера.

— Требуется ли согласие самого ребенка?

— Конечно, мнение ребенка учитывается, но официально требуется согласие лишь ребенка старше 10 лет.

— Вы каким-то образом проверяете, как обращаются с приемными детьми в дальнейшем?

— В течение трех лет и только опосредованно — ведь это, по сути, уже родные дети. Беседуем с соседями, с воспитателями в детском садике или учителями в школе, с самим ребенком (естественно так, чтобы он не понял причины такого интереса к нему), смотрим, как он одет, как общается со сверстниками и так далее.

— И много таких счастливчиков, попавших в приемные семьи?

— За пять с половиной лет работы центра усыновлено 24 тыс. детей, в том числе 7 тыс. иностранцами из развитых стран Европы, США, Канады и Израиля.

— А сколько детей возвращают?

— В 2000 г. вернули 67 детей, а в прошлом — 44. Чаще всего возвращают ребят постарше. Из тех сорока четырех вернули двух малышей до трех лет, десять — в возрасте от 3 до 7 и тридцать два ребенка от 7 до 18 лет. Основные причины две: ухудшение состояния здоровья и психологическая несовместимость.

Конечно, ребенка воспитывать нелегко, даже своего собственного. Что уж говорить о чужом, в особенности если он оказался совсем не таким, как ожидали приемные родители. Но и ребенок не виноват, что родился именно таким, у таких родителей и в такой стране. За каждой цифрой из статистики возврата стоит самая настоящая человеческая трагедия, трагедия отвергнутого маленького человечка, надолго потерявшего веру в себя и в этот жестокий мир. Чтобы увидеть ее, достаточно лишь чуть внимательнее заглянуть в глаза хотя бы одного из них.

...Наверное, в каждом классе есть такой ребенок, которого все любят, а учителя называют «золотым»: добрый, отзывчивый, послушный, покладистый. Вот и герой этой истории (назовем его Сережа) до 11 лет был примером любимого, любящего, а значит, вполне счастливого ребенка. Единственное, что удивляло учителей, так это то, что на все школьные мероприятия приходил папа — маму в школе не видели. Трагедия, полностью перечеркнувшая безоблачную жизнь мальчика, произошла весной: умер его отец, погиб в автокатастрофе. Через некоторое время мама вышла замуж, а еще через пару месяцев Сережа начал невероятно меняться. Мальчик стал «взрывным», начал огрызаться, грубить, бить детей и на всех кричать.

— Это все гены виноваты, — бросила вызванная в школу мама.

«Какие гены, — недоумевали учителя, — если до недавних пор ребенок был полностью благополучный?». Но и после беседы с мамой ситуация не изменилась. В конце концов директор школы не выдержал и в очередной беседе с мамой заявил:

— Будем подавать на комиссию: вы явно издеваетесь над ребенком.

— Да это не мой ребенок, — пояснила женщина. — У меня детей не было, а первый муж очень хотел сына. Вот и взял в больнице это.

Она так и сказала «это» — со смешанным чувством брезгливости и злобы, даже не замечая, как «передернуло» всех присутствующих в директорском кабинете от этого междометия.

— Когда муж умер, — продолжала она как ни в чем не бывало, — я вышла замуж за любимого человека. Как-то он сказал, что не любит детей. Я призналась, что тоже не люблю их, да и никогда не имела, так как не могу родить, а сын приемный. В тот же вечер муж заявил Сереже: ты нам не родной, тебя взяли из детского дома, а потому ты должен быть нам благодарен.

Добром все не кончилось: Сереже пришлось вернуться в детский дом, и там следы его затерялись.

Прокомментировали эту историю научные сотрудники Института психологии им. Г.Костюка АПНУ Леся Богуславская и Лариса Кондратенко:

— Подобное происходит, когда ребенка берут не ради него самого, а с какой-то определенной целью, пусть даже и вполне благородной: для скрепления семьи, в качестве опоры в жизни либо для выполнения собственной биологической программы (реализации материнской функции). Когда же семья все равно распадается или рождается собственный ребенок, приемный становится не нужен.

Вообще каждый выстраивает свой жизненный сценарий, иногда он даже неосознан. Если ребенок вписывается в этот сценарий, то все складывается хорошо, если нет (как, например, у многих актрис, балерин и других людей, одержимых профессией), то начинаются проблемы. Причем не только с усыновленными, но и с родными детьми.

У этой женщины ребенка «по сценарию» не должно было быть, но до некоторых пор она его терпела как необходимое условие первого брака. Муж умер и необходимость в ребенке отпала. Проблемы могут возникнуть и по другим причинам. К примеру, супружеская пара хочет иметь ребенка, но тихого и послушного, здорового. Когда же у усыновленного ребенка обнаруживаются заболевания или оказывается, что у него вовсе не ангельский характер, также появляются определенные сложности. Нередко именно по этим причинам и возвращают детей. В идеале процедуре усыновления должна предшествовать работа с психологом, который определит, смогут ли эти люди жить вместе, не возникнет ли психологическая несовместимость.

— Какие еще проблемы возникают в семьях с усыновленными детьми?

— Точно такие же, как и в обычных семьях. По крайней мере вопросы психологам они задают одинаковые. Ведь с усыновленным ребенком может установиться очень тесная психологическая и эмоциональная связь, когда он становится родным человеком. Тем более что на усыновление в большинстве своем решаются люди, которые очень хотят ребенка и затем буквально «обрушивают» на малыша заботу и тепло. По американским данным, у усыновленных детей индекс счастья даже выше, чем у родных. Специфические же проблемы возникают в таких семьях лишь тогда, когда ребенок не вовремя узнает, что он не родной.

— Что лучше: скрыть этот факт или рассказать все как есть?

— Если после усыновления семья переехала на совершенно иное место жительства, отношения между родителями нормальные, то можно ребенку ничего и не говорить. В психологии существует такое понятие, как ранняя детская амнезия, когда человек во взрослом возрасте не запоминает события, происходившие с ним до трехлетнего возраста. Если родители хотят сохранить тайну, то лучше брать совсем маленького ребенка. Хотя в более старшем возрасте лучше виден характер, легче определяется психологическая совместимость.

— А по-моему, человек вполне может помнить события, происшедшие и до трехлетнего возраста.

— Это не столько воспоминания, сколько ощущения детства. Они действительно могут запоминаться очень ясно. К нам как-то обращались за консультацией родители девочки, которую они усыновили года в 3,5—4. Ее часто преследовало воспоминание, как ее несут к их дому, но у нее такое впечатление, что видит она этот дом впервые. Родители, не желавшие говорить правды, едва вывернулись, сочинив что-то о тяжелой болезни и амнезии. Словом, в любом случае есть вероятность того, что ребенок узнает правду, причем в самый неподходящий момент. Хуже всего, если это произойдет в подростковом возрасте, когда традиционно нарушается контакт с родителями.

Вот наглядный пример. Муж и жена удочерили в селе девочку из семьи алкоголиков, лишенных родительских прав, и уехали с ней в город. Дочку они искренне полюбили, но боялись, что проявится плохая наследственность, а потому воспитывали в строгости. Когда девочка подросла, по какой-то причине они вновь попали в то село. Там ее опознали односельчане и «просветили», показав ей совершенно потерявшую человеческий облик биологическую мать. После этого девочка, как говорится, «пошла вразнос»: очень быстро научилась пить, начала гулять. Словно пыталась доказать родителям, что она на самом деле такая, как они, вероятно, подозревали, а всю их строгость и контроль стала воспринимать как недоверие и отторжение.

— Получается, не сказать — плохо и сказать — не слава Богу?

— Необходима подготовка. Дело в том, что у каждого ребенка периодически возникает страх, что его бросят. Родители, надо отдать им должное, вовсю им пользуются, постоянно запугивая ребенка: «не будешь слушаться, отдам тебя вон тому дяде», «поменяю на хорошего мальчика», закрывают одних в комнате и так далее. Одни дети явно пугаются, другие внешне свой испуг никак не выражают, но их тоже подобное поведение взрослых очень задевает. Так вот, если на один из рецидивов страха (а он возникает в разные периоды) наложится информация об усыновлении, то это может привести к тяжелым последствиям. Вначале ребенок попытается удостовериться — так ли это, не бросят ли его, продолжают ли его любить. Чуть позже начнет «перебирать» свою жизнь — выискивать факты нелюбви, примеры того, что его не воспринимают. А если поискать, то такие примеры можно найти даже в самой идеальной семье: отыскав их, малыш убеждается, что опасность действительно существует. После этого ребенок может начать вести себя плохо, неосознанно провоцировать родителей, как бы проверяя меру их любви и терпимости. Причем страх того, что от него откажутся, у усыновленного ребенка может быть на подсознательном уровне. Даже не зная, что он приемный, малыш может проверять своих близких на «любовь».

Поэтому сообщение должно быть органично вписано в ситуацию. Возможно, ребенку нужно постепенно внедрять понятие того, что важно не столько кровное родство, сколько духовное, семейные узы. Можно рассказать о разных способах создания семьи и появления в ней ребенка. Сказать, к примеру: «Раньше мама жила в одном месте, папа — в другом, а ты — в третьем, затем мы встретились и решили жить вместе» (то есть, ни один из членов семьи — не только он — не состоит ни с кем в кровном родстве).

Года в 3—4, когда у ребенка только формируются представления о структуре мира, о его месте в этом мире, такая информация может быть воспринята естественно. К тому же для такой крохи важно внешнее проявление чувств — ласки, поцелуи, а не слова. Не принесет разрушительного вреда такая информация и в совсем зрелом возрасте: когда у усыновленного ребенка появится своя собственная семья и дети, тогда он сможет правильно оценить отношения с родителями.

— Насколько я знаю, на Западе вообще не делают тайны из факта усыновления. Почему у нас в большинстве своем пытаются скрыть правду?

— В нашем обществе родители смотрят на ребенка как на свою собственность. Тому есть несколько причин, среди которых традиции воспитания и... страх перед будущим. Многие подсознательно расценивают вложения в ребенка как свое обеспечение в старости. Мы пока что сами еще не обеспечиваем свое будущее. Поэтому приемные родители боятся, что когда ребенок узнает о своем происхождении, то у него перед ними не будет никаких обязательств. Хотя, скорее всего, все было бы иначе. Если, конечно, между ребенком и родителями сложились теплые отношения и они по-настоящему близки духовно. Не исключено, что ребенок оценит их поступок и, наоборот, захочет вернуть любовь и заботу сторицей.