UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТВОРЧЕСТВО В ЖЕСТКОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ РЕЖИМЕ

Подруга, вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, похвасталась прикупленным там очень стильным летним костюмчиком...

Автор: Ирина Бажал

Подруга, вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, похвасталась прикупленным там очень стильным летним костюмчиком. Выслушав комплименты по поводу ткани, цвета, фасона - «умеют же шить!», она, ничего не говоря, показала ярлычок. «Made in Ukraine» - комментарии были излишни, но вопросов появилось много. Между прочим, в далекой Америке костюм украинского производства стоил вдвое дешевле его иноземных собратьев и, конечно же, покорял ценой на фоне хорошего качества.

Не все имеют возможность покупать за границей. Нам бы дома приодеться. Но - парадокс - отечественный покупатель с небольшими доходами дает возможность развиваться... предприятиям легпрома Польши, Италии, Турции, Кореи. А что же отечественные швейные предприятия?

На «Сезонах моды»-4 впервые был выделен день для демонстрации наработок отечественных швейников. Кстати, он был самым насыщенным по показам - четыре коллекции: фирмы «Парада» (Ужгород), швейной фабрики «Дана» (Киев), фирмы «Украина» (Киев), СП «Вайсе» (Черкассы).

Фабричная мода (назовем ее так условно), кроме понятий «красиво» - «некрасиво», обязательно оперирует еще такими, как «объем», «поток», «товарооборот». А в этих условиях творчество поддается временному и технологическому прессингу. Тем не менее путь один: или пытаться творить в жестких производственных рамках или вылететь с рынка.

Не удивляйтесь, что на представленных фотографиях - пальто и куртки. На время проведения «Сезонов» верхняя одежда была как нельзя более актуальна, а экспонаты прямо с подиума шагали в жизнь, то есть в магазины. Конечно, промышленные коллекции отличались от дизайнерских, тяготея к традиционности и некоторому однообразию, но и оценивать их нужно совсем по другим критериям. В фабричной одежде ходит подавляющее большинство населения. Оно и выставляет оценки - за удобство, практичность, добротность, при этом модный силуэт и цену, доступную массовому потребителю, - покупая отечественное или отдавая предпочтение импортному. Реальность сегодня такова, что наши швейные предприятия зачастую вынуждены работать не на нас. Их основной покупатель - западный. Например, за границу отправляется 70% пошитого «Даной», 60% - «Украиной». Однако названные предприятия работают на увеличение цифры оставляемого для отечественного потребителя:

а) оперативно обновляя ассортимент;

б) используя новые и хорошего качества ткани;

в) не выходя за разумные пределы цены.

На общем фоне выгодно выделялась по стилю, технике исполнения, направленности коллекция, представленная АОЗТ торгово-промышленной фирмы «Украина». Собственно коллекция состояла из двух равноправных частей: группы пальтовой, разработанной собственными художниками, и группы костюмной, созданной при участии Виктории Гресь. Фирма, специализирующаяся на пошиве женских пальто, известна в Европе - изделия с маркой «Украина» отправляются в Германию, Великобританию, Данию, США и другие страны. Модели радовали глаз модными силуэтами, приятной глазу цветовой гаммой, добротным техническим исполнением. Плюс грамотный показ. Во всем чувствовалась уверенность опытного рыночника.

- Наша политика такова: то, что мы шьем, должно быть доступно и в то же время интересно нашему покупателю, - подчеркивает директор фирмы «Украина» Василий Бессчастный. - К Виктории Гресь мы обратились потому, что ее разработки хороши для выполнения в условиях современного производства. Думаем, что и в дальнейшем будем привлекать дизайнеров, работающих в интересующих нас направлениях. (Кстати, пальто с маркой «Украины» стоит в пределах от 230 до 380 грн., костюм - от 110 до 250 грн.)

ЗАО Ужгородская швейная фабрика «Парада» первой из промышленных предприятий проложила дорогу на подиум «Сезонов моды», дебютировав осенью прошлого года и как торговая марка, и как заказчик нескольких коллекций. Участием в «Сезонах» довольны - про «Параду» узнали, ее деятельностью начали интересоваться. Как рассказала заместитель директора Наталия Марценюк, фирма расширяется, к производственным площадям добавилась фабрика в Чопе, идут переговоры по поводу создания большого торгового центра. В плане творческом -освоение новых тканей, разработки моделей для мужчин.

Новая промышленная коллекция швейной фабрики «Дана» (единственная на «Сезонах»-4, не считая нескольких мужских моделей Алексея Залевского) порадовала представителей противоположного пола, представив мужские плащи, куртки, блестящие свитера, брюки из кожи и велюра. Добротно и недорого. Правда, женские пальто, полупальто и пончо, пиджаки и юбки из этой же коллекции, возможно, из-за невыразительных расцветок, возможно, из-за традиционности фасонов такого впечатления не произвели. Правда, руководство фабрики порадовало информацией, что закуплены ткани, отличающиеся большим разнообразием цветов и в будущем возможны также и индивидуальные заказы. За месяц на фабрике может проходить 50-60 моделей. Оборачиваемость высокая, цены демократичные.

Черкасское швейное предприятие СП «Вайсе» имеет

70-летний стаж работы. Обратившись к молодым дизайнерам Виктории Стельмашовой и Юлии Лепиховой, директор «Вайсе» Наталия Сиренко пошла на определенный риск:

- Понимая нужды молодых, мы предоставили девушкам, недавно закончившим вуз, возможность проявить себя. И должна сказать, что хотя у фабрики есть своя программа, мы работали как единое целое.

Насколько дизайнеры вписались в традиционное производство? Ведь часто на поверку свобода оказывается понятием относительным.

- Вначале мы старались сдерживать фантазии, а затем, войдя во вкус, сделали все, что хотели. Нам поверили и разрешали в творческом плане все, - поделились Виктория и Юлия. Коллекция, представленная ими, состояла из 55 (!) моделей. Можно сказать, что пройден некий производственный интенсив.

* * *

Присутствующих на показах весьма интересовал вопрос, в скольких экземплярах будут представлены увиденные модели. Последнее немаловажно, так как мы не хотим выглядеть близнецами. Но руководители предприятий успокоили, что партии небольшие.

А вообще настрой был такой - шить лучше, шить больше, шить для украинского потребителя.