UA / RU
Поддержать ZN.ua

Турция начинает, Египет продолжает, Украина... отдыхает?

Новогодние каникулы — традиционный повод для подведения итогов и оценки перспектив развития как страны, так и ее экономических отраслей...

Автор: Сергей Захарин

Новогодние каникулы — традиционный повод для подведения итогов и оценки перспектив развития как страны, так и ее экономических отраслей. Особенно остро в серьезных аналитических и прогностических наработках нуждается туристическая сфера. Так как, во-первых, лишь около года назад начали работать на полную мощность Министерство культуры и туризма и Государственная служба туризма и курортов и пока эффективность работы этих ведомств, скажу прямо, восторга не вызывает. Во-вторых, в масштабах планеты туризм дает около 10% валового продукта, а в нашей стране — раз в десять меньше. В-третьих, Украина обладает курортно-рекреационным потенциалом мирового уровня, но используется он крайне неграмотно и не по-хозяйски.

Давайте попытаемся вспомнить, чем жил украинский туризм в 2006 году.

Первое. Начала действовать Государственная служба туризма и курортов. Ведомству дали деньги только на оплату труда и коммунальные платежи, поэтому эффективность его работы ограничивалась лишь тем, что чиновники были согласны делать за зарплату.

Второе. В 2006-м — впервые за последние годы — количество отдохнувших в Крыму граждан уменьшилось. Пусть ненамного (2%), но все-таки. Чиновники называли разные причины — начиная от политической нестабильности на полуострове и заканчивая антикрымской кампанией, развернутой северным соседом. Однако главная причина, наверное, все-таки в другом — совершенно немотивированный рост цен (около 30—40%) при откровенно низком уровне туристического обслуживания. Антисанитария на пляжах, отсутствие горячей воды в пансионатах, огромные торговые и ресторанные накрутки стали для АРК, увы, нормой. Здесь по-прежнему хотят вкладывать меньше, а получать больше. Стенания крымских туроператоров — мол, сезон длится всего два месяца — в расчет не принимаются: во многих украинских городах и поселках вообще нет никакого «сезона», однако это не мешает отелям, ресторанам и сфере развлечений работать более-менее прибыльно.

Третье. Отсутствие снега в начале зимы стало приятной неожиданностью лишь для жилищно-коммунального начальства, а руководители горнолыжных курортов еще в декабре заговорили об убытках. Люди стали массово отказываться от забронированных туров. Те же, кто все-таки приехал, либо быстренько «сворачивали удочки» и уезжали раньше времени, либо просто любовались природой, не оставляя местной «горнолыжно-ориентированной» туристической индустрии дохода.

Четвертое. Гипертрофированный рост числа турфирм. По нашим оценкам, количество туроператоров и турагентов за последний год увеличилось на треть — до 4,5 тысячи (окончательные цифры еще не обнародованы). Оно и немудрено: расходы на создание фирмы, включая получение лицензии, обходятся примерно в 200 у.е. Купил лицензию, поставил стол, подключил компьютер к базе бронирования — туркомпания работает! Процедура лицензирования и получения банковской гарантии превратилась в обычную формальность. При этом 25% структур отчитываются либо об отсутствии деятельности, либо вообще не отчитываются.

Пятое. Значительный рост выездного сегмента, прежде всего по массовым направлениям — Турция и Египет. Чартеры в эти страны летают не только из Киева, но уже из всех городов, где есть «трудоспособный» аэропорт. Количество рейсов в неделю исчисляется десятками. И это логично: отдых на побережьях теплых морей в условиях «пятизвездочного» проживания ничуть не дороже отечественного. Вот только наши условия в подавляющем большинстве случаев не дотягивают даже до «трех звезд». Плюс многие отечественные отели, санатории и пансионаты даже не прошли обязательную проверку на безопасность.

В 2006-м страна пережила и несколько крупных туристических скандалов. Например, компания «Брама» собрала с 200 болельщиков около 300 тыс. евро за поездку на чемпионат мира по футболу в Германию. И... не выполнила взятые на себя обязательства.

Проколы случались и у куда более авторитетных и уважаемых турфирм. Например, одна из наиболее крупных компаний, работающих на нашем рынке и специализирующихся на массовых направлениях, не заплатила за чартер. В итоге туристы были вынуждены возвращаться домой из Египта на рейсах других турфирм. Нервы, слезы — все было.

Несколько туркомпаний столкнулись с «несговорчивостью» французского консульства. Бывали случаи, когда французы отказывали в выдаче виз сразу всей группе. И без объяснения причин. Заказанные чартеры, забронированные отели — все пришлось отменять. Туристы, естественно, адресовали свои претензии туроператору.

До сих пор Украина не имеет инновационной по сути и индикативно-рациональной по содержанию внятной стратегии развития туризма и курортов на средне- и долгосрочную перспективу. Что будет в отрасли через три года, через пять, десять лет — не знает никто. Экономическое прогнозирование ограничивается бюджетными запросами.

Раньше в государстве работал Научный центр развития туризма. Деньги ему выделялись (хоть и небольшие), он проводил исследования, готовил аналитику, постоянно отчитывался о своей работе на коллегиях и перед общественностью. Работает ли центр сейчас, честно говоря, не знаю. Ибо никаких результатов, никаких отчетов…

Одна из главных бед — теневой сектор в туризме. Не секрет, что многие компании попросту занижают показатели работы, дабы не платить налоги. Отсутствие продвинутого экономического мышления туристических чиновников плюс явное невнимание к проблемам отрасли со стороны законодательной власти — благодатная почва для развития неконтролируемых процессов.

Необходимо взвешенно подходить к проведению информационной и имиджевой политики Украины туристической. Увы, в этой сфере проблем более чем достаточно. Антикрымская кампания — лишь локальная акция, стечение обстоятельств, однако наше чиновничество не смогло подготовить хотя бы адекватный ответный ход, не говоря уж о контрударе.

Большой минус нынешней управленческой вертикали — дефицит квалифицированных кадров. Грамотные специалисты увольнялись и увольняются. Остаются либо «свои», либо те, кому уходить некуда.

Все еще не налажена работа по защите прав потребителей туристических услуг. Даже если чиновники главного турведомства и видят, что какая-то фирма обманула туристов, у них нет полномочий повлиять на ситуацию. Нельзя ни штраф наложить, ни лицензию отобрать... Механизм финансового обеспечения ответственности туроператора и турагента не работает — ведь реальных компенсаций этот механизм как раз и не гарантирует. Да и взыскать деньги можно только через суд и исполнительную службу. Кстати, аннулирование лицензии — не такая уж и страшная кара, поскольку новую получить, как мы уже выяснили, — 200 у.е. и месяц ожидания.

Заместитель министра культуры и туризма Игорь Приставский более года назад предложил замечательную идею — организовать постоянно действующую выставку инвестиционных проектов в туристической и курортной сферах. И не только выставку, но и структурное подразделение, которое бы «сопровождало» приоритетные проекты и помогало инвесторам реализовать намеченные планы. Идея так и осталась идеей. Почему бы ее не реализовать? Ведь для этого огромных затрат не требуется…

Необходимо упростить порядок выделения земельных участков для гостиничных проектов. Об этом много говорил и глава Государственной службы туризма и курортов Анатолий Пахля. Но...

Главная же, на мой взгляд, проблема отечественной индустрии путешествий была и остается неизменной. Речь идет о фактически полном невнимании к ней со стороны государства. В который раз приходится констатировать: пока в сознании власть имущих не произойдет кардинальная переоценка ценностей, пока они не поймут, что туризм — это красивый, экологичный и очень прибыльный, при правильной постановке дела, бизнес, «кина не будет». Точнее, будет, только все больше турецкого, египетского, тайского и иже с ними «производства».