UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУРИЗМ В ЗАКОНЕ

Отправляясь в путь, опытный турист обязательно попытается детально разузнать маршрут. Пути же проекта новой редакции закона «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О туризме» тернисты и… неисповедимы...

Автор: Ирина Бажал

Отправляясь в путь, опытный турист обязательно попытается детально разузнать маршрут. Пути же проекта новой редакции закона «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О туризме» тернисты и… неисповедимы. Вместо того, чтобы обострить конкурентную борьбу между туристическими предприятиями, он заставил их консолидироваться. Проект стимулировал работников туристической сферы повышать свою юридическую грамотность и даже самых молчаливых побудил к открытому обсуждению. Вокруг этого документа ломаются копья, не утихают ожесточенные споры.

Дискуссии в общественных региональных туристических объединениях и прессе вскрыли в этой сфере такое количество проблем, что впору задаться вопросом, а хватит ли для их решения одного закона?

Туризм в нашем представлении прежде всего ассоциируется с путешествием. Коль так, отправимся же по маршруту проекта новой редакции, в котором есть пункт отправки, где представлена точка зрения разработчиков законопроекта, а также остановки и промежуточные станции, где высказаны мнения его оппонентов.

Пункт отправки. Государственная
туристическая администрация Украины

На вопросы отвечает Анатолий МАТВИЕНКО, первый заместитель главы Гостурадминистрации.

— Украина первой из стран СНГ в 1995 году приняла Закон «О туризме». Чем вызвано появление его новой редакции сегодня?

— Действующий Закон «О туризме» с точки зрения практики туристической деятельности, международного законодательства, участия Украины в международных организациях на сегодняшний день носит декларативный характер. Не говоря уже о том, что наше туристическое законодательство настолько несовершенно, что не воспринимается международным сообществом. Нельзя сказать, чтобы это мешало иностранцам посещать Украину, но ведь посольства иностранных государств изучают наши законы и дают рекомендации своим гражданам, ехать к нам или не ехать. В прошлом году народный депутат Александр Пухкал внес на рассмотрение Верховной Рады проект «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О туризме». В октябре того же года проект приняли в первом чтении. В его адрес поступали предложения и, поскольку в отрасли остается много нерешенных проблем, возникла необходимость в доработке и расширении законопроекта. На этом этапе подключилась Гостурадминистрация. Летом объединенные предложения мы поместили на своем веб-сайте для широкого обсуждения. На прошлой неделе новую редакцию законопроекта зарегистрировала в ВР народный депутат Екатерина Самойлик.

— Какие основные положения нужно внести в закон, чтобы соответствовать международным стандартам?

— Украина — единственная среди стран, в том числе СНГ, где еще законодательно не определена туроператорская и турагентская деятельность. И туроператор, и турагент — посредники между туристом и тем, кто непосредственно оказывает услуги. Кто же в конечном счете должен отвечать перед туристом? Туристический оператор — это структура, которая формирует турпродукт, комплектует и реализует его. А турагент — сродни небольшому магазину, который созданный туроператором продукт продает туристу. У него ответственность совсем другая. На сегодняшний день все 5300 наших зарегистрированных турпредприятий могут осуществлять туроператорскую деятельность. По факту большинство из них ее не ведет, поэтому соответствующая позиция нового законопроекта как раз и не находит понимания у многих турфирм.

— На туристическое законодательство каких стран вы прежде всего ориентировались при подготовке законопроекта?

— На директивы Европейского экономического сообщества, законодательство Италии, эстонский закон о туристической деятельности. Изучали обзор мирового законодательства, сделанный учеными из российской Академии туризма.

— Деятельность туристической отрасли регулирует по меньшей мере добрый десяток других законов, в том числе «О предпринимательстве», «О защите прав потребителей», «О внешнеэкономической деятельности», «О порядке осуществления расчетов в инвалюте», «О пересечении границы»… В любом случае часть проблем отрасли осталась за бортом нового законопроекта и решать их придется путем внесения соответствующих поправок в законы, регулирующие туристическую деятельность опосредованно. А, возможно, именно они бы улучшили ситуацию?

— Все названные законы общие и распространяются на всех, а особенности деятельности отдельных отраслей для туризма должны быть отражены в специфическом законодательстве. Туризм отличается от других отраслей. В большинстве своем туристические компании вначале получают средства от туриста, а затем предоставляют ему услуги. То есть субъект хозяйствования аккумулирует средства, на которые делает заказы, — выступает как финансовая структура. И на сегодняшний день собранные средства этот субъект может использовать не только на предоставление услуг туристам, а, скажем, на рекламную деятельность, производство колбасы, молока и т.д., то есть в интересах иного бизнеса, не связанного с туризмом. Так отчасти и бывает. Не секрет, что некоторые предприятия открывают туротделы именно с этой целью.

А если эти средства использовать для другого бизнеса, а туристу потом услуги не предоставить? Ведь что турист покупает у туристической компании? Воздух. Турпредприятие — посредник. Что у посредника в активах? У многих на сегодня уставный фонд равен нулю, помещение, компьютеры арендованные. Бегите в суд — предлагают туристу оппоненты законопроекта. Но если суд признает турпредприятие банкротом, а активов «ноль», турист теряет свои деньги.

— Вы ведете статистику, как часты в отрасли подобные случаи?

— Статистику таких событий мы не ведем, но информацию имеем. Свежайший пример — есть такая туристическая компания «Світ подорожей», по состоянию на сегодня к ней имеют претензии 16 или 17 человек на общую сумму где-то в 90 тыс. грн.

— Гостурадминистрация имеет право проверить наличие уставного фонда у таких предприятий, лишить их лицензии или не возобновить ее? Кстати, лицензия же выдается только на три года…

— При выдаче лицензии мы можем потребовать только документы, предусмотренные законодательством, а именно свидетельство о регистрации, документы об образовании, копию трудовой книжки руководителя. Законодательство о лицензировании построено таким образом, что если субъект хозяйственной деятельности подал все документы, лицензию ему обязаны выдать на заявительной основе. Кроме того, лицензию получили 750 частных предпринимателей — какой у них уставный фонд?

— В варианте законопроекта, первым помещенном на сайте, был V раздел, который вызывает решительный протест работников туристической отрасли — о гарантийном фонде, который создается при центральном органе исполнительной власти в области туризма с целью защиты имущественных интересов туристов. В соответствии с ним туроператор должен внести денежный залог в сумме 130 тыс. грн., а турагент — 13 тыс. грн. Но теперь предложен другой вариант законопроекта, где раздел о гарантийном фонде полностью изъят, а вместо него появилась статья 19, в которой указывается, что «порядок и механизм финансовых гарантий для субъектов туристической деятельности устанавливается Кабинетом министров Украины».

— Девяносто процентов всех предложений к законопроекту касаются гарантийного фонда. Говорят, что это за выдумки Гостурадминистрации? Но, во-первых, обсуждаемый законопроект готовили народные депутаты, а представители Гостурадминистрации принимают участие в работе над ним только для того, чтобы учитывалась и их точка зрения, чтобы потом не было вето и т.д. У нас есть поручение Кабинета министров сотрудничать с народными депутатами по вопросам, которые так или иначе входят в нашу компетенцию.

Во-вторых, гарантийный фонд — это один из вариантов обеспечения финансовых гарантий, принятых во всех цивилизованных странах.

Во всем мире, по информации, которая у меня имеется, существуют четыре варианта обеспечения финансовых гарантий — банковский депозит, банковская гарантия, гарантийный фонд, страхование ответственности субъектов туристической деятельности. Гарантийный фонд, например, используется в туристическом законодательстве Италии. Сумма залога — 0,5% от объема услуг.

— А как вы высчитывали сумму залога в 130 тыс. грн.?

— Каждая турфирма предоставляет нам статистическую отчетность. Есть средний объем реализованных услуг, которые приходятся на каждое предприятие. Если взять 30% от среднего объема услуг за 2001 год, которые, например, по чешскому законодательству, должны быть обеспечены гарантиями, получится сумма залога для туроператора. Агентская сумма — 10% от операторской.

— Сколько туроператоров из зарегистрированных 5300 могли бы заплатить эти 130 тыс. грн.?

— Около сотни.

— И все же какой вариант обеспечения финансовых гарантий будет выбран и кто будет это определять?

— Во-первых, Верховная Рада, а там 450 депутатов. А какой механизм будет использован — банковский депозит или банковская гарантия, страхование ответственности, так у каждого из этих вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки.

— Закон упрекают в ориентации на выездной туризм...

— Безусловно, законодательство любой страны строится по принципу защиты интересов собственного гражданина. За границей же действуют законодательства других стран. Поэтому процедуру защиты своего гражданина, который выезжает за границу, в законе нужно выписать очень тщательно.

Но закон не должен делить туриста на нашего и не нашего, поэтому на территории Украины он будет действовать и для иностранцев.

Говорят, что в законопроекте не выписаны положения о приеме иностранных туристов. Почему же нет предложений? Было только одно — от госпожи Волошиной (вице-президента Туристической ассоциации Украины. — Прим. авт.), чтобы турагент только через пять лет деятельности мог получить право стать туроператором. Интересное предложение. Но гарантийный фонд по сравнению с ним — детский лепет на лужайке. Если представить, что какая-нибудь крупная компания делится, часть профессионалов уходит в другую компанию, неужели они должны ждать пять лет, чтобы стать туроператорами?

— Сколько туристических фирм работают на въезд и возможно ли в законопроекте обозначить для них льготы?

— О подобной деятельности отчитывались около 400 фирм, вплотную же ею занимаются около 20. Слово «льготы» там, где речь идет об экономической составной, не очень кстати. Должна быть экономическая логика для ведения того или иного вида деятельности. Наше законодательство построено так, что именно налоговые льготы в законе о туризме мы прописать не можем. Для этого существует налоговое законодательство. Но, с точки зрения экономического стимулирования, такие вещи должны быть, и они сегодня есть. Если туристическая компания принимает иностранцев в Украине и получает средства по безналичному расчету в валюте за рубежом, может применяться нулевая ставка НДС. А, значит, она имеет право на бюджетное возмещение НДС, уплаченного на территории Украины. Другое дело, насколько легко получить такое возмещение.

Проблема из проблем, которая дискриминирует отрасль — гостиничный сбор в размере 20%. В ВР внесен законопроект о его упразднении, он был рассмотрен и на нашем профильном комитете, и на комитете по вопросам финансовой и банковской деятельности, в ближайшем времени будет вынесен на обсуждение ВР. Наши коллеги из Минфина и налоговики возражают — их аргумент, что бюджет и так недополучает средств.

— В действующем законе «О туризме» государство провозглашает туризм «одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики». В новой редакции законопроекта на первое место поставили экономику, потеснив культуру. Так чего же в туризме больше — экономики или культуры?

— С точки зрения законопроекта, на 90% — экономики. Кто-то платит за услуги, а кто-то на этом зарабатывает: бизнес-отношения. Но и когда речь идет о льготах для детского, молодежного, инвалидного туризма, все равно подразумеваются деньги, ведь за услуги кто-то платит.

— Просчитывался ли экономический эффект от введения закона в новой редакции?

— Не зная, какой механизм финансовых гарантий будет использован, мы его просчитать не можем. Но то, что это приведет к структуризации отрасли, — безусловно. Каждое предприятие должно четко определиться, кем оно будет — оператором или агентом.

— Что выиграет в этом случае турист?

— Турист будет четко знать правила и процедуру: что должен делать он и что туристическая компания должна сделать для него. Он будет знать, кто отвечает перед ним за те или иные действия — агент или оператор.

— А работники отрасли?

— В Америке ежегодно обновляются 24% предприятий — одни закрываются, поскольку их существование признается экономически нецелесообразным, другие открываются. Говорят, что в случае принятия закона в новой редакции без работы останутся 113 тыс. работников нашей туристической отрасли. Должен сказать, что эта цифра — общее количество занятых в ней: работников 3300 санаториев, профилакториев, баз отдыха, 1250 отелей. То есть непосредственно численность работающих в туристических фирмах составляет 13 тыс. человек. 100 самых больших наших турфирм обеспечивают 51% занятости в отрасли.

Из 5300 лицензированных субъектов хозяйствования за девять месяцев отчиталось 3600, а что делали 1700 — непонятно. За последние десять дней я подписал где-то 500 или 600 распоряжений о нарушении лицензионных условий — тем, кто не подал отчетность. Из 3600 почти 800 субъектов деятельности не вели. Под угрозой, если считать это именно угрозой, остаются 2800 предприятий. Но сотня самых больших из них дает 71% объемов предоставляемых услуг, 96% платежей в бюджет, 51% занятости. В остальных в среднем работают три человека, 50 грн. в месяц они платят в бюджет. Но если платить минимальную зарплату трем работникам, то отчисления в фонд оплаты труда будут больше, чем 50 грн., а значит, люди недополучают даже минимальную зарплату, предусмотренную законом.

— Но ведь эти люди все-таки работают, а не стоят в очереди на бирже труда.

— Если они будут агентами, то тоже будут занятыми. Пусть работают, получают свои комиссионные. Кто сказал, что все должны быть операторами? В какой стране есть 5300 туристических операторов? В Италии туроператоров немного, а занятых в туристическом бизнесе огромное количество.

— Работа над законопроектом продолжается, как и его обсуждение. Будут ли использованы предложения работников отрасли в последующей работе над законом?

— С трибун вносится масса предложений, но конкретно только отель «Дніпро» предоставил свой вариант законопроекта. Все остальные предложения были типа убрать-добавить слово, переставить точку — то есть косметические. Если каждый болеет за дело, давайте сядем, обсудим. Я же не утверждаю, что предложенная точка зрения — истина в последней инстанции.

Семилетняя практика использования действующего закона, отсутствие изменений при ситуации, когда на практике что-то происходит, а в законодательстве это ничем не подтверждено, привело к тому, что каждый занял свою нишу на рынке, имеет имя, имидж. Налоговые, таможенные, организационные неурядицы безусловно раздражают, но к ним приспособились. Маленькие турпредприятия начинают с розовых идей о развитии туризма, а потом торгуют потихоньку визами за границу. Норма двойных стандартов настолько въелась в наши души, что люди, дискутируя, не замечают этого. Говоря о том, что к нам в посольствах плохо относятся, мы не можем привести свое законодательство в соответствие с международными нормами…

Должен сказать, что если учесть интересы всех, то законопроекта не будет. Даже если соберутся два руководителя — у одного будет один интерес, у другого другой. Если их объединить, возникнет противоречие.

Закон упрекают в том, что он напоминает инструкцию, вот я вам покажу французское законодательство. Если бы эти 700 страниц просто перевести и ввести в нашей стране, что бы тогда сказали уважаемые руководители о регулировании в отрасли?

Остановка по необходимости

Одними из самых масштабных и представительных в обсуждении законопроекта были общественные слушания, которые провела Туристическая ассоциация Украины совместно с американскими советами по международному образованию ACTR/ACCELS. Кстати, резолюцию с конкретными предложениями участники слушаний отправили на имя председателя ВР Украины, председателей комитетов и руководителей депутатских фракций и групп, а также премьер-министру Украины.

По экспертному выводу специалистов, новый законопроект, особенно в снятом с обсуждения варианте, который содержал раздел о гарантийном фонде, противоречит 18-и статьям Конституции Украины, 107-и статьям 28-и законов Украины, 12-и указам Президента Украины, шести постановлениям Кабинета министров, а также нарушает 11 норм международного права.

Остановка первая. Без компаса?

Степан Романюк, вице-президент Туристической ассоциации Украины, президент международного туристического агентства «Украина-Русь»:

— В последнее время в мировом океане туристического бизнеса украинский туризм плывет без компаса. С одной стороны, у нас нет ни генеральной стратегии развития отечественной туристической отрасли, ни экономической модели въездного и внутреннего туризма, развитие которых приоритетно для каждой страны, ни реальной туристической статистики. С другой стороны, как подчеркивает руководство Гостурадминистрации, более 60% украинского турбизнеса находится за пределами государственного учета и контроля, а большинство лицензированных туристических предприятий, к которым обычно в первую очередь относятся оппоненты законопроекта, вообще работают в тени. Авторы проекта новой редакции во всем этом обвиняют действующий Закон «О туризме», который вроде бы безнадежно устарел, не отвечает требованиям времени и европейского законодательства. В то же время, как отмечают специалисты по туризму, из 17 направлений так называемой новой государственной политики (статья 4 пункт 2 проекта закона) 15 переписаны разработчиками законопроекта практически слово в слово из действующего закона.

Во многих обращениях и резолюциях, а также экспертных выводах юристов, ведущих специалистов в области туризма подчеркивалась нецелесообразность введения в действие нового закона, поскольку действующий закон полностью отвечает современным требованиям устойчивого развития отрасли, лучше подготовлен, не противоречит международному законодательству.

Александр Грабовский, президент Одесской ассоциации туристических агентств:

— Проект закона подрывает устои туристической деятельности, и первыми на себе это почувствуют регионы, потому что их деятельность будет свернута. Туризм в Украине на сегодня слишком монополизирован: шесть предприятий занимают 47% рынка. Речь идет о вымывании дешевого туристического продукта, ориентированного на социально незащищенные слои, и это трудно назвать иначе, чем юридический, правовой и профессиональный нигилизм. Проект не предусматривает полномочий органов местного самоуправления в области туризма. А необходимо, на наш взгляд, предусмотреть в местах его приоритетного развития создание подразделений, которые бы имели двойное подчинение. Абсолютно не обозначены в проекте правовые функции общественных организаций в области туризма. А ведь был соответствующий указ Президента Украины №127 от 2001 г., где четко изложено, чем они могут и чем должны заниматься: это и законотворчество, и образование сферы туризма, и выставочная и рекламная деятельность.

Абсолютно не поддается критике создание НТО (Национальной туристической организации). При нынешнем скудном финансировании средства, выделяемые НТО, наоборот, нужно сосредоточить в Государственной турадминистрации.

Татьяна Волошина, вице-президент Туристической ассоциации Украины, генеральный директор туристической агенции «Олимп Тревел»:

— Весь проект закона четко определен на выезд. Совершенно не выписаны понятия «внутренний» и «въездной» туризм, отсутствуют такие виды туризма, как детский, молодежный, зеленый, спортивно-оздоровительный. Не нашлось здесь места и для группового и индивидуального туризма. Отсутствует определение маршрутного, познавательного, специальных видов туризма, то есть вне правового поля остается значительно больше, нежели в его рамках.

Создается впечатление, что ошибочка вышла с названием. Нужно назвать проект «Закон «О защите прав туриста». А проект изменений начинать писать с чистого листа.

Степан Романюк:

— Государство законодательно провозгласило туризм одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики. Туризм — как мы его понимаем — это вид деятельности по производству и реализации туристического продукта для нужд туристов с использованием историко-культурного, природного рекреационного потенциала страны. Разработчики проекта определяют его как временный выезд человека с места постоянного проживания без занятия оплаченной деятельностью в месте пребывания. Турист в законопроекте — лицо, осуществляющее путешествие на срок от 24 часов до одного года без (отметьте!) никакого намека на потребление туристического продукта или отдельных туристических услуг. Не видят разработчики и разницы между туристом и посетителем. Посетитель — это человек, который посещает страну с разными целями — и туристическими, и, скажем, шпионскими. Турист — всегда посетитель, а посетитель не всегда может быть туристом, а только в том случае, когда потребляет турпродукт или пользуется туристическими услугами, поддается экономическому анализу и государственному статистическому учету. Турист — это термин экономический.

Россия считает туристом каждого десятого посетителя, может быть, потому, что департамент по туризму находится в составе министерства экономики. Украину в 2001 г. посетило 11,8 млн. иностранных граждан, из них 5,8 млн. засчитали в туристы — по методике ВТО у нас становится им каждый второй посетитель.

Мирослав Бойко, президент Ассоциации гостиниц и туристических предприятий Карпатского региона, заместитель председателя правления Всеукраинской ассоциации гостиничных объединений и гостиниц городов Украины:

— Наша ассоциация знакомилась со швейцарским, канадским, австрийским, польским, немецким, ирландским и многими другими законодательствами в области туризма, наши сотрудники были в Ирландии на учебе. Зарубежный опыт свидетельствует, что председатель госадминистрации и его заместители назначаются только по согласованию с ассоциациями, общественными туристическими организациями. Только тогда они отстаивают интересы отрасли, которая чрезвычайно прибыльна. Предлагаем внести в проект закона следующий пункт: «Председатель центрального органа исполнительной власти в области туризма и его заместители назначаются президентом с обязательным согласованием и представлением кандидатуры на рассмотрение ассоциаций гостиничных и туристических предприятий».

Игорь Бодеко, турбюро «Краєвид»:

— Наша фирма занимается исключительно экскурсионной деятельностью в Киеве. И в старом законе, и в новом проекте экскурсионная деятельность выпадает. Нужны методические советы, чтобы отслеживать, какой материал подают экскурсоводы своим экскурсантам. И это обязаны делать местные органы самоуправления, которые отвечают за туристическую отрасль.

Остановка вторая. Гарантированная

Степан Романюк:

— Гарантийный фонд предполагает искусственное создание условий для злоупотребления монопольным положением на туристическом рынке, предполагает неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию. Все это нарушения статьи 42 Конституции Украины. Небольшие фирмы практически лишаются возможности заключать прямые договора, находить новых партнеров, разрабатывать новые маршруты и услуги. Это грубое вмешательство в их хозяйственную деятельность, что противоречит закону Украины «О предпринимательстве», идет вразрез с законами Украины «О национальной программе содействия развитию мелкого предпринимательства» и «О государственной поддержке мелкого предпринимательства».

По подсчетам экспертов, убытки субъектов туристической деятельности в результате принудительного применения финансовых гарантий в форме денежного залога составят более 50 млн. грн. При том, что туроператоров останется всего пять процентов, а турагентов 95%. Сотни турпредприятий, тысячи их сотрудников окажутся без работы.

Денежный залог не может быть основным при определении туроператора и турагента. Прежде всего, должен быть опыт хотя бы три-пять лет на рынке, должен быть турпродукт. Туроператор должен родиться в конкурентной борьбе в рыночной среде, а не за деньги, как предлагается в законе.

Татьяна Волошина:

— Назовите хотя бы одну сферу производственной деятельности, где предприниматели перед получением лицензий должны вносить денежный залог в гарантийный фонд на случай банкротства? Неужели туризм более опасен и рискован, чем авиационные и морские перевозки, частная медицина, где можно заразить СПИДом или залечить до смерти, другие сложные производства с высоким уровнем травматизма и смертности? Должны быть четкие критерии — стаж работы в отрасли, соответствующее образование, знание иностранных языков, наличие обученного персонала, собственного турпродукта, участие в выставочных мероприятиях и многое другое.

Ирина Станицкая, генеральный директор туристического агентства «Схід»:

— Ни одна государственная структура в туризме не устояла в конкурентной борьбе. Были очень тяжелые годы, когда велась недобросовестная конкурентная борьба. Рынок сам все расставил на свои места. А теперь в туризме действительно работают профессионалы, все друг друга знают, объединяются. Это почувствовали и туристы — ведь путевки стали доступны для всех. Пожалуйста, вы можете поехать в Венгрию на шесть дней за 99 долларов. Или в Египет за 199 долларов. Но когда мне говорят внести 130 тыс. грн., то путевки, как когда-то раньше, опять будут стоить1500 долларов, пользоваться ими будут избранные. Хотя последним как раз и все равно.

Залоговые деньги не идут в бюджет. А если ты банкрот, тебе же тоже не могут их вернуть — у тебя счета нет! 130 тыс. грн. перечисляются как залоговые деньги, по благотворительному письму, но из прибыли, то есть с налогами это уже 182 тыс. грн. На сегодняшний день только пять фирм могут показать такую прибыль.

Принятый в 1995 году закон был создан на злобу того времени, он очень помогал. Мы и сейчас можем по нему работать. Но если примем новую редакцию, которая противоречит 28 действующим законам, то после введения ее в действие к любому директору фирмы могут прийти и возбудить против него уголовное дело — по факту нарушения любого из 28 законов. Вот тогда придется уходить в тень.

Турфирмам не выгодно работать так, чтобы потом возвращать деньги. Это антиреклама. Один обманутый турист расскажет другим потенциальным, и пошла гулять дурная слава. Разве это нужно?

Мирослав Бойко:

— Приехал в отель — застрахуйся, турагент страхует, туроператор страхует, администрация страхует, местная власть страхует… Предлагаем статью 15 изложить в такой редакции: «Обязательное страхование туристов медицинское и от несчастного случая проводит туроператор (турагент), который действует как организатор путешествия на основании договоров страхования. Вопросы безопасности туриста и сохранности его имущества в учреждениях проживания определяются в договорах, в разделе «Ответственность сторон» между туроператором и учреждением, которое предоставляет услуги по размещению. Учреждения по размещению могут дополнительно предоставлять услуги по страхованию только по принципу добровольности».

Татьяна Волошина:

— В статье 17 законопроекта есть пункт 2, декларирующий, что осуществлять туроператорскую и турагентскую деятельность можно только после предоставления органу лицензирования аудиторского заключения об отсутствии кредиторов. Как быть новосозданным малым предприятиям, можно ли им брать кредиты? Если нет, то как начать свой бизнес молодым выпускникам шести только киевских вузов, которые готовят кадры для туристической отрасли! Или этим проектом они уже обречены на безработицу?

Андрей Ластовецкий, председатель координационного совета Союза частных предпринимателей:

— Принятие обсуждаемого нормативно-правового акта мотивируют стремлением обеспечить «защиту имущественных интересов». Любой студент юридического факультета скажет, что защита имущественных интересов — это составляющая цивильного кодекса. Необходима хотя бы поверхностная экспертиза новой редакции закона в Госкомитете регуляторной политики и предпринимательства на предмет установления и устранения дополнительных административных и бюрократических преград, а также на ограничение прав граждан на бизнес-предпринимательство, в Антимонопольном комитете — по факту потенциальной недобросовестной конкуренции, в Минюсте — на предмет целой череды юридических противоречий, в Государственной комиссии по вопросам проведения административной реформы (ст.7), в Государственной налоговой администрации — о возможном влиянии закона на общее поступление объема налогов.

Остановка третья. Лицо страны

Светлана Очкуренко, генеральный директор совместного украино-бельгийского предприятия «Рамут—Севастополь—тур»:

— Мы наблюдаем, как работают на выставках польские туроператоры. За землю под стендом на выставке платит государство, за остальное — муниципалы, из местных бюджетов. У них такие стенды колоссальные — целые города, потому что делается все централизованно.

Как формировать представительное лицо Украины нужно отразить в законе.

Ирина Станицкая:

— Почему туроператоры, которые зарабатывают деньги для своей страны, должны дарить их чиновнику? Буклеты, журналы, учеба, участие в выставках — это же за свои деньги все делается. Так, может, 130 тыс. на это пустить?

Промежуточная станция

В статотчетности туризм вообще не считается самостоятельной отраслью национальной экономики. Согласно классификатору видов экономической деятельности, туристические путешествия относятся к разделу «Вспомогательные транспортные услуги» в секции «Транспорт».

Остановка четвертая. Международная

Николай Орлов, юрист-международник:

— По официальным данным ЕС, в 1997—1999 гг. туризм в его странах составил 5,5% общего ВВП, это 6% рабочих мест во всем Европейском Союзе, 6,5% общего оборота предприятий малого и среднего бизнеса. В этом секторе доминируют предприятия малого и среднего бизнеса, он важный источник дохода для многих небогатых регионов. Европейский Союз занимается определением основных направлений политики всех стран-членов. Например, в 1995 году принята директива Совета ЕС в отношении сбора статистической информации. Одна из интересных директив ЕС регулирует т.н. пакетные туры, где наличествует очень важный момент о страховании ответственности турфирм. Однако достаточное количество вопросов в ЕС регулируются именно на национальном уровне.

Путем установления соответствующего законодательства и всяких налоговых льгот ЕС старается защитить малые туристические предприятия от монополизации, от недобросовестной конкуренции со стороны других, более крупных предприятий. Так, совсем недавно было запрещено объединение нескольких больших турагенций в странах Европейского Союза, чтобы сохранить этот сектор для предприятий малого и среднего бизнеса.

Тарас Думич, юрист-международник:

— Интересен польский опыт. Например, согласно польскому законодательству в области туризма, лицензирование необходимо для туристических организаторов и посредников (турагентов, работающих с иностранными резидентами). Турагенту же, работающему с туристическим организатором, лицензию получать не нужно. Лицензия выдается на неограниченный срок органами местного самоуправления в месте нахождения субъекта туристической деятельности.

* * *

Туризм ассоциируется с отдыхом, приятным времяпрепровождением. Закон — с соблюдением прав и обязанностей. Объединить эти два понятия нелегко, но тем не менее однажды такое объединение уже состоялось, а теперь должно осуществиться на более высоком уровне. Для всех участников этого процесса — туристов, работников туристической отрасли, руководителей отрасли и народных депутатов. Чтобы в законе как в зеркале отразилось действительное состояние нашего туризма.

В маршруте проекта закона пока нет конечного пункта прибытия. Будем надеяться, что он, как и любая истина, определится в честном споре.