UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУРИЗМ И «ЗЕЛЕНЬ»

По убеждению многих, борьба с глобальным потеплением может вестись либо на достаточно высоком уровне, либо же чересчур экзотическими средствами...

Автор: Оксана Приходько

По убеждению многих, борьба с глобальным потеплением может вестись либо на достаточно высоком уровне, либо же чересчур экзотическими средствами. При этом далеко не все готовы выходить на улицы, требуя от правительств и корпораций сокращения промышленных выбросов парниковых газов. Еще меньшее количество людей «созрели» в индивидуальном порядке сменить автомобиль на велосипед и отказаться от средиземноморского курорта в пользу «зеленого» туризма. Поэтому новая инициатива, не требующая отказа от привычной роскоши или, на худой конец, элементарных удобств, и при этом позволяющая проявлять самую искреннюю заботу о состоянии окружающей среды, уже получила широкое распространение.

Целый ряд сайтов — www.klimabalance.de, www.climatecare.org, www.futureforests.com, www.climatetrust.org — позволяют оценить тот ущерб, который наносят атмосфере самые обычные действия, и компенсировать его. Естественно, в денежном эквиваленте. Например, самолет, совершающий перелет Франкфурт — Нью-Йорк, выбрасывает в атмосферу 1,74 тонны углекислого газа. Если бы каждый его пассажир дополнительно к стоимости билета заплатил бы 16,55 евро, то на собранные деньги можно было бы реализовать какой-нибудь природоохранный проект, позволяющий компенсировать нанесенный этим выбросом вред. Например, заменить в бедных городских районах Южной Африки обычные лампочки специальными, повышенной экономичности, или же оборудовать сельские дома в Бангладеш газовыми плитами. Ведь сокращать выбросы парниковых газов можно не только путем отказа от достижений современной цивилизации, но и применением более совершенных технологий.

Впервые эта идея была озвучена в 2002 году на Всемирном саммите по устойчивому развитию. И теперь, как оказалось, ее сторонниками стали не только отдельные индивидуумы, но и целые корпорации. Лиза Мурхед, глава британской компании, предлагающей оздоровительные туры в Азию, автоматически включает в стоимость своей путевки дополнительные 24 евро на покрытие газовой эмиссии во время перелета. По сравнению со стоимостью всего тура эта величина совершенно незначительна, однако отказывающиеся платить эти деньги, вынуждены пользоваться услугами других компаний. Сама Лиза на добровольных началах ежегодно выплачивает компенсацию в размере 100—150 евро за пользование автомобилем и обогрев своего жилища.

А вот Крэг Бейкер, возглавляющий отдел снабжения крупной строительной компании в Великобритании, подсчитал, что ее персонал, услугами авиаперевозчиков пользующийся постоянно, несет ответственность за выброс дополнительных 25 тонн углекислого газа в год. Теперь компенсация за этот ущерб оплачивается из корпоративного бюджета. Вполне возможно, что подобная практика распространится достаточно быстро. Возможно, даже быстрее, чем вступит в силу Киотский протокол.