Говорить о достижениях отечественного туризма на протяжении 14-летнего независимого шествия Украинского государства не стоит хотя бы потому, что их, мягко говоря, не было. Разделение в соответствии с Законом Украины «О туризме» всех субъектов предпринимательской деятельности, работающих на ниве отечественной индустрии путешествий, на туроператоров и турагентов принимать во внимание не будем: слишком уж незаметное это «явление», чтобы относить его к достижениям. Мажорные же реляции чиновничьего люда типа «вхождения в европейские турструктуры», «благоприятных перспектив», «инвестиционной привлекательности» и иже с ними назвать иначе, как хорошей миной при плохой игре, у людей осведомленных язык тоже не поворачивается.
Зато другие страны, имея потенциал для развития своего турбизнеса меньший (порой — значительно) чем у нас, смогли превратить эту область в одну из тех, которые ныне принято называть локомотивами экономики. Изобретали ли они для этого «велосипед»? Зачастую — нет. Применялись методы известные и апробированные, требовавшие лишь адаптации к местным условиям. Среди них:
Программы развития въездного туризма
В Черногории благодаря такой программе в течение лишь четырех лет количество иностранных туристов возросло вдвое. Похожей была политика Таиланда, Турции, Египта, ОАЭ, ряда других стран. Такие программы предусматривают, в частности, уменьшение налогового прессинга и либерализацию процесса инвестирования. Благодаря именно такой политике объем турецкого въездного туризма почти в три раза больше внутреннего. Сегодня на европейском рынке Турция предлагает 40 видов отдыха, что в четыре раза превышает предложения десятилетней давности. Туристическая политика привела к повышению конкурентоспособности национального турпродукта и росту спроса на мировом туристическом рынке, что обеспечило стране одни из самых высоких в мире темпов роста. Турция по размерам доходов от туризма в национальном бюджете поднялась на 18-е место в мире, а ее доля в мировом туристическом процессе составляет два процента.
Приватизация госсобственности
В Египте с 1993 г. частный сектор в турбизнесе составляет 100%. Вместе с тем осуществляется государственный контроль и регулирование частного сектора с целью его пропорционального, постоянного и динамичного развития.
Реклама
На создание привлекательного туристического брэнда своей страны Турция в прошлом году выделила 75 млн. долл., в том числе в России — 30 млн.
Довольно эффективным является функционирование универсальных туристических веб-сайтов и зарубежных представительств центральных туристических органов стран. Скажем, у Египта таковых 15.
Значительное распространение приобрело издание надлежащих тиражей полиграфической рекламной продукции, рекламы на электронных носителях и презентация их на различных представительских форумах. В который раз вспоминаю и так уже «раскрученный» Будапешт, где несколько лет назад был издан справочник по городу на девяти языках тиражом в 250 тыс. экземпляров.
Традиционно эффективными являются крупные туристические выставки и ярмарки, участие в открытии или работе которых принимают первые лица государства. В ФРГ, в частности, это был канцлер Г.Шредер. А часто ли видят украинцы хотя бы гуманитарных вице-премьеров на международных турсалонах, ныне регулярно проводимых в нашей стране?..
Украина (не путать с субъектами турбизнеса: речь идет о руководителях этой отрасли и стране) не способна (или не желает? Вопрос риторический) заявить и надлежащим образом представить и эксплуатировать даже эксклюзив. Скажем, знает ли в той же Украине (о близком и дальнем зарубежье даже не вспоминаем) широкая общественность о жителе Житомирщины Леониде Стаднике (рост 253 см), на 20 см выше китайца, коего соотечественники все-таки сподобились внести в Книгу рекордов Гиннесса?..
Отели
Не сегодня в цивилизованном мире, о котором при удобном случае и без оного любят упоминать отечественные руководители, доказаны эффективность гостиничных сетей и наличие значительного количества отелей высшего класса, обязательными атрибутами которых являются: высокопрофессиональный и гостеприимный персонал, современная инфраструктура, системы безопасности и т.п. Украина же на сегодняшний день обладает лишь одним четырехзвездочным «Редисон-SAS», работающим с сентября прошлого года.
В России почти все три- и четырехзвездочные отели акционированы и находятся в паевом владении государства или городов. В Москве в отелях для иностранцев установлен местный налог (сбор), которым пополняется внебюджетный фонд развития туризма в столице. И сбор этот не очень кусачий — один доллар в сутки.
Во многих странах отели — это акционерные общества, акции которых находятся в свободной продаже. В средине 70-х прибыль одного номера среднестатистического европейского отеля составляла 17 тыс. долларов.
…Примеров успешного функционирования туристической отрасли за рубежом можно привести еще немало. Но и указанных, полагаю, достаточно. Как говорится, умному хватит.
Неоднократно приходилось писать, что Украина имеет все возможности для превращения отечественного туризма в высокодоходную отрасль экономики. Речь идет о богатстве туристическо-рекреационных ресурсов, предприимчивом населении, готовности иностранных и отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие туризма, достаточном количество образованных и профессиональных специалистов (работников сферы образования, научных сотрудников и практиков) и, что тоже важно, мы имеем огромную армию молодых людей, желающих себя этому делу посвятить. Недостает главного: «зеленого света» со стороны законодательной и исполнительной власти. И если бы украинские власть имущие осознали свою недальновидность и попытались избавиться от нее, можно было бы надеяться на некие позитивные результаты уже в недалеком будущем.
Однако питать иллюзии, что кто-то из ответственных чиновников нынешнего Кабмина попытается хотя бы «пальцем в сапоге пошевельнуть», не приходится. Сказанное касается и тех, кто причастен к этой тематике в высшем законодательном органе государства. Ведь в данном случае речь идет о средствах, которые когда-то (пусть даже завтра) будут заработаны. А тут столько неотложных дел, где уже сегодня фигурируют «живые» деньги...
Быть может, новый парламент не будет тянуть с принятием столь нужных украинскому туризму законов? А для их выполнения в уже не технический и не и.о. Кабмин посадят «молодых волков», руководить которыми будет украинский Балладюр?..
К слову, и кандидатам на фуражки городских (районных, областных) голов также следовало бы принять во внимание обиду известной широкой отечественной и не только общественности хозяйки вагона, которая на упрек о своей «неполноценности» справедливо заметила: «Я за критику, но конструктивную». В самом деле, критиковать виновников имеющихся неурядиц — это уже, согласитесь, банально. В свою очередь пообещать подъем экономического уровня, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и т.д. на базе развития туризма (соответствующие программы, конечно, специалисты должны разрабатывать и реализовывать) — вполне реально. И не стоит удивляться, если электорат «клюнет». Потому что хочет жизни более веселой и зажиточной. И кто скажет, что не заслуживает ее?..