В базе данных Школьного центра исследований насилия США хранится детальная информация обо всех преступлениях, совершенных в школе или школьниками. В общей сложности за 20 лет — с 1986 по 2006 год — в США произошло 80 случаев нападений убийц на школы. Ежегодно примерно в 100 тыс. американских школ совершается 12—20 преступлений с применением оружия. Так, в 2003 году было убито 5,57 тыс. американцев в возрасте от 10 до 24 лет, в 82% случаев убийство было совершено с помощью огнестрельного оружия. В 2004 году более 750 тыс. юных американцев получили ранения и травмы в результате актов насилия.
Почему массовые убийства наиболее часто происходят в американских школах и вузах? Частично это принято объяснять доступностью оружия в США — в большинстве случаев преступники использовали огнестрельное оружие. На руках 300 млн. американцев, включая грудных младенцев и глубоких стариков, ныне находится около 100 млн. стволов. Однако подобные преступления имели место и в иных странах, в том числе там, где доступ к огнестрельному оружию ограничен.
Одна из главных опасностей, которую несут школьные убийства, заключается в том, что, привлекая особое внимание СМИ, политиков и общества, эти преступления часто воодушевляют других преступников. Несмотря на это, об их причинах и мотивах известно мало: убийцы очень часто либо кончают с собой на месте событий, либо погибают в перестрелке с полицией.
За последние два десятилетия Американская психологическая ассоциация опубликовала много исследований феномена школьных убийств. Их уникальность в том, что, во-первых, убийца изначально настроен на максимальное количество жертв: убив (ранив) недруга, он не останавливается. Во-вторых, убийство является основным и единственным мотивом совершения преступления. Обычные преступники убивают с какой-то целью, например, самообороны или грабежа.
В 1999 году ФБР, с оговорками, что их выводы имеют косвенный характер, опубликовало доклад «Школьный мститель», в котором выделены основные черты молодых людей, наиболее склонных к совершению подобных преступлений. Потенциальный организатор школьных побоищ — мужского пола, принадлежит к белой расе, ему 16 лет, обладает хорошим здоровьем и высоким уровнем интеллекта. Происходит из семьи среднего класса, имеющей большие внутренние проблемы (возможны случаи психических заболеваний, алкоголизма и/или наркомании), о чем окружение не знает. Считает себя «волком-одиночкой», часто принадлежит или декларирует принадлежность к группировке, пропагандирующей ненависть. Ходит в общественную, а не частную школу. В доме потенциального убийцы хранится оружие, он умеет стрелять и уже пытался применять оружие против врагов внутри семьи. Во всех случаях стрельба в школе начиналась по заранее обдуманному плану.
Потенциальный убийца имеет проблемы с самооценкой, нечестен, скрытен, склонен к нарциссизму и вандализму, не способен наладить контакт с основной группой своих однокашников и часто испытывает серьезные проблемы в общении с девушками, чувство юмора не развито или принимает пугающие формы. Интересуется насилием — реальным или нереальным: компьютерные игры, фильмы, музыка, плакаты и картины соответствующего содержания. Первыми жертвами в большинстве случаев становились женщины или успешные ученики. Психиатр Рональд Пайс обратил внимание еще на один аспект проблемы: убийцы выбирают в качестве жертв людей, имеющих символичное значение для них лично, а не для общества.
Исследовательский KidsPeace Institute, специализирующийся на изучении проблем детского и подросткового насилия, считает, что подобные преступления можно предотвратить. Но первую скрипку в этом деле должны играть не педагоги, а родители, психологи и, в необходимых случаях, психиатры, которые могут скорректировать модель поведения потенциального преступника. Однако подчеркивается, что треть школьных убийц некогда посещали профессиональных психологов, а у каждого пятого было выявлено психическое расстройство.