А помните, дорогие ровесники, как многозначительно цитировали мы лет двадцать назад слова любимого всеми Чебурашки из мультфильма о симпатичном Крокодиле Гене: «Мы строили, строили и, наконец, построили…»? Дальше можно было не продолжать: каждый вспоминал и о БАМе, и о продовольственной программе КПСС, и о целине. Мы все про себя были согласны, что построили что-то уж чересчур хмурое. Но сказать об этом вслух никто бы себе не позволил.
И вот история повторяется. Поколение почитателей Чебурашки, все еще распевающее о том, что «к сожаленью, день рожденья только раз в году», ищет стройки века в новой действительности. А поскольку гласность и перестройка отменили государственный атеизм, это поколение решило строить что-то соответствующее современной конъюнктуре. Например, единую поместную церковь. Очевидно, это поколение почему-то посчитало, что без единой церкви его в НАТО и в Евросоюз не примут.
Сначала, в 1992 году, Кабмин объединял УАПЦ и УПЦ в УПЦ-КП. Потом, в 1995-м, СНБО организовал объединение УПЦ-КП и УАПЦ в единую УАПЦ-КП. И вот теперь работники секретариата президента Украины настойчиво трудились над еще одним объединением УАПЦ и УПЦ-КП. «Мы строили, строили и, наконец, построили…» Митрополит Мефодий (Кудряков) 4 ноября, а потом и патриарх Филарет (Денисенко) 16 ноября, кажется, поставили точку и в этом проекте.
Но вот кто объяснит: для чего все это было? Для чего чиновники поддерживали раскол в УАПЦ, поощряли бандитов, избивавших Евгена Сверстюка, закрывали глаза на захват патриархии, помнившей светлой памяти владыку Димитрия (Ярему)? Для чего очередной раз выставляли на посмешище имя президента Ющенко, в доклады которого усердно вписывали слова о единой церкви? Почему, говоря о «единой поместной церкви», никто не вспомнил крылатой в свое время фразы из фильма «Покаяние»: «Зачем же дорога, если она не ведет к храму?» и не спросил себя, ведет ли к храму дорога строителей светлого церковного будущего.
Объединительные проекты, как и грандиозные планы строителей коммунизма, были изначально обречены на провал, поскольку исходили из фальшивых предпосылок. Вместо реально существующих в Украине Церквей изыскивались или же искусственно конструировались оптимальные для планов политтехнологов исполнители. Так УПЦ предписывалось быть Поместной Церковью, тяготеющей к самоопределению и требующей только гарантий сохранения каноничности. УПЦ-КП изображалась законной правопреемницей УАПЦ, стоящей на почве киевской поместной традиции. Конформистская часть УАПЦ в Украине отождествлялась со всей полнотой Церкви, центр которой, хотим мы этого или не хотим, с 1944 года и до сего дня находится на Западе, а епархии охватывают украинские поселения в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, Австралии, Бразилии. С 1989 же года — и приходы на родной земле.
Стоит ли говорить, что каждый раз, когда в действие вступал проект, строившийся на некорректных посылках, он терпел точно такой же крах, как и хрущевский план построить к 1980 году коммунизм и показать по телевизору последнего попа? Но с упорством фанатиков обреченные на провал объединительные проекты пыталась реализовать каждая новая президентская команда. И неизвестно, верил ли еще кто-нибудь, кроме Александра Сагана с Банковой улицы, что 19 ноября 2005 года «единая поместная церковь» войдет в строй?
Мне хотелось бы дожить до дня, когда на смену строителям коммунизма придет действительно творческое и мыслящее поколение. Когда оно поймет, что относящиеся к УПЦ проекты вынуждены исходить из ее статуса поместной части Русской Православной Церкви, подчиняющейся собственному каноническому праву и достаточно отличающейся от киевской традиции в своих обрядах и внутреннем устройстве. А УПЦ-КП мы можем по достоинству оценить именно как детище патриарха Филарета, мужественно разорвавшего с московским центром, принявшего украинский имидж и одновременно сохранившим традиции синодального православия, благодаря чему его церковь более органично вписалась в постсоветскую действительность Центральной Украины и Волыни. УАПЦ же нужно воспринимать как международную структуру, отрыв от которой приходов в Украине создаст лишь новую проблему раскола, всегда чреватого в церковной жизни болезненными потрясениями и анархией. Главное же: это новое поколение политиков научится отличать от церковных людей разного рода проходимцев и авантюристов, по заказу говорящих нужные власти слова.
Может быть, такое поколение реалистов и поможет осуществить заветную мечту каждого церковного человека о единстве Церкви. Всей Церкви Христовой — то есть о единстве не только нас, украинцев, в «единой поместной церкви», но и мировой (по-церковному, «вселенской») православной общины, раскол каждой части которой больно отзывается во всем церковном организме. Но для того чтобы созидать здоровое единство, нужно самому быть здоровой, целостной личностью, способной нести мир и любовь. Способной строить, а не разрушать.