UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦАРЕВНА И ЛЯГУШКА — ДВА В ОДНОМ

В эти дни мою подругу словно кто-то подменяет. Обычно спокойная и жизнерадостная, она становится сумасбродной и капризной...

Автор: Валентина Гаташ

В эти дни мою подругу словно кто-то подменяет. Обычно спокойная и жизнерадостная, она становится сумасбродной и капризной. То она равнодушно соглашается со всем подряд, то начинает горячо спорить по пустякам. То со смехом рассказывает о проделках своих учеников, то со слезами на глазах рассказывает, как ей до смерти надоела неблагодарная работа учительницы. А уж «смертельно обидеться» может и вовсе без малейшей на то причины. Но проходит несколько дней, и все приходит в норму. Подруга вновь становится спокойной и жизнерадостной женщиной, и я шучу, что лягушка вновь превратилась на месяц в царевну.

Хотя мужчины обычно склонны объяснять подобное поведение извечными женскими капризами, медики называют такое состояние предменструальным синдромом (ПМС). Им в той или иной мере страдают, по одним данным, десять—пятнадцать процентов всего женского населения планеты, а по другим — так и все девяносто. Эти циклически повторяющиеся признаки расстройства эмоциональной и физической сферы женского организма бывают настолько серьезны, что вполне могут создавать помехи для нормальной жизнедеятельности.

Самое любопытное, что в разных странах культурные традиции предписывают разное отношение к одним и тем же признакам. В Китае или Японии женщины могут пожаловаться на болезненные ощущения, но никогда на эмоциональные нарушения, в США проявления синдрома являются серьезным поводом для визита к врачу, а в некоторых племенах Амазонии женщинам вообще предписано на это время удаляться в специальные хижины. А наши женщины чаще всего вообще не считают, что такого рода неприятные ощущения могут служить основанием для обращения в поликлинику.

Как ни странно, но в объяснении причин, которые вызывают этот сбой в работе женского организма, у специалистов нет единства и по сию пору. Одни утверждают, что все объясняется нарушением тонкого равновесия между выработкой разных половых гормонов — эстрогена и прогестерона. Если какого-то из них вырабатывается больше или меньше, чем надо, то они вступают в своего рода противоборство, сами неприятные симптомы в таком случает можно считать «военными потерями». Вы становитесь в такие дни жутко раздражительной? Виноват превышенный уровень эстрогена. Чувствуете себя подавленной и апатичной? Это разбушевался прогестерон.

Другие с такой точкой зрения не согласны. Они считают, что ведущую роль в такого рода нарушениях поведения играют в основном психологические и социальные факторы, а не дисбаланс гормонов. В самом деле, и по сию пору никто не обнаружил принципиальных отличий в особенностях их воспроизведения при сравнении женщин, у которых этот синдром проявляется в тяжелой форме, с теми, у кого он протекает практически неощутимо. Однако обе стороны согласны, что на проявление синдрома заметно влияет стресс — он может ускорить, замедлить или усилить неприятные проявления.

Впервые выделил совокупность болезненных симптомов в единый синдром американский врач- практик Роберт Т.Фран. Наблюдая, как многие практически здоровые пациентки периодически жалуются на усталость, нервозность и рассеянность, которые они испытывают перед критическими днями, он решил, что дело не в капризах. И опубликовал в 1931 году статью под названием «Гормональные причины предменструального напряжения» в одном из научных журналов.

Однако широкую публичную известность, как это нередко бывает в науке, получил не первооткрыватель, а его более поздние и более удачливые последователи. В данном случае речь идет об английском враче Катарине Долтон. Это и неудивительно, поскольку результаты ее исследований о влиянии этого синдрома на поведение женщин имели решающее значение при… вынесении приговора.

Дело в том, что в 1980 году доктора Долтон в числе других врачей пригласили провести медицинское обследование двух англичанок, обвиняемых в непредумышленном, но жестоком убийстве. Обследовав женщин, медики пришли к выводу, что на их поведение, которое до этого случая не вызывало никаких нареканий, могли оказать влияние как раз гормональные колебания. На основании того, что обвиняемым был поставлен диагноз предменструальный синдром, обеим женщинам значительно уменьшили срок заключения. Что было с ними дальше, история умалчивает.

Однако этот случай не стал прецедентом даже для английских правоведов, скорее он вошел в юридическую литературу в качестве исключения. А заодно стал поводом для новой волны яростных споров среди специалистов — существует-таки этот синдром на самом деле или нет?

Более того, некоторые исследователи-мужчины вновь стали утверждать, что женщины просто- напросто преувеличивают некоторые вполне естественные неприятные ощущения, чтобы использовать их в качестве оправдания своих поступков. Американец К.Таврис, автор книги «Ошибочное представление о женщинах» и известный теоретик женоненавистничества, даже в раздражении написал, что синдром «дает женщинам возможность лишний раз пожаловаться на свое здоровье».

Другие же специалисты, наоборот, не только признали, что синдром существует, но и пошли значительно дальше. Они коварно утверждали, что женщины, у которых его признаки проявляются особенно ярко, чувствуют себя время от времени настолько «не в себе», что не могут занимать ответственные посты и браться за важные дела. «Согласитесь, что трудно назвать идеальным работником человека, который по нескольку дней в месяц не может контролировать свое поведение и эмоции», — писал один из них в американском медицинском журнале «Patient Care».

То ли под давлением таких нападок, то ли под влиянием феминистских идей, но в 1985 году Комитет женщин международной ассоциации психиатров выступил против включения предменструального синдрома под названием «Поздняя лютеиновая фаза дисфорического расстройства» в руководство по диагностике, которое планировала издать эта организация. В ином случае ПМС стал бы официально признанным психическим расстройством с вытекающими отсюда разнообразными последствиями. Может быть, на основании такого диагноза можно было бы и «помиловать» в случае чего, но и «казнить» тоже, например, отказать в приеме на работу.

По данным, которые я откопала в Интернете, английские медики различают по меньшей мере восемнадцать разновидностей этого загадочного, чисто женского синдрома. Каждый из них отличается как симптомами, так и степенью проявления. Соответственно существует множество методов лечения — от потребления повышенных доз определенных микроэлементов и витаминов до светолечения. Некоторым помогают коррекция сна, психотерапевтические сеансы, антидепрессивные и прогестероновые препараты. Однако пока не найден тот универсальный метод, который излечивал бы этот синдром раз и навсегда или хотя бы снимал все его проявления при регулярном лечении.

И все-таки женщинам, у которых проявления синдрома плохо поддаются контролю, стоит обратиться к врачу. Хотя бы потому, что под него вполне могут маскироваться другие серьезные нарушения здоровья, например — заболевания щитовидной железы или репродуктивных органов.

...Врач районной поликлиники внимательно обследовала мою подругу и, к счастью, не нашла никаких серьезных заболеваний. Посоветовала уменьшить влияние факторов, вызывающих стрессы, побольше бывать на свежем воздухе, делать зарядку, а также сбалансировать питание в пользу овощей и фруктов. А еще прописала валерьяновые капли.

Валерьянка подруге не помогла. А вот чисто житейский совет завести специальный дневник с календариком, чтобы фиксировать по датам все физические и эмоциональные симптомы, пришелся как раз кстати. Теперь она составляет распорядок жизни, которого поневоле придерживаются и ее домашние. Как показали наблюдения, пережить эмоциональные бури ей помогает чтение дамских романов с одновременным поеданием шоколадных конфет и при этом минимум общения с окружающими.

Сначала я упрекала подругу в абсолютной ненаучности этого метода, но недавно вычитала, что диета с высоким содержанием легкоусвояемых углеводов способна улучшать настроение более чем 50% обследованных женщин. Фигуре, может, это и повредит, но зато сохранит хорошие отношения с окружающими. А это все-таки важнее.