Американский психолог Сьюзен Форвард, написавшая в соавторстве с журналисткой Джоан Торрес книгу «Мужчины, ненавидящие женщин, и женщины, любящие таких мужчин», называет их женоненавистниками. И сразу же уточняет: эти мужчины любят женщин, просто любовь их «и опасна, и трудна» — прежде всего для тех, кого они любят. Чтобы определить, не связали ли вы свою судьбу с трудным мужчиной, попробуйте ответить на «контрольные вопросы», касающиеся вашего избранника: Убежден ли он в том, что имеет право контролировать вашу жизнь и ваше поведение? Бросали ли вы своих подруг и друзей, важные для вас занятия, чтобы сделать ему приятно? Сталкивались ли вы с тем, что он недооценивает ваши достижения, не уважает ваше мнение и не считается с вашими чувствами? В случаях, когда он недоволен вами, кричит ли он на вас? Угрожает? Замыкается в гневном молчании? Замечаете ли вы за собой, что репетируете заранее тон и слова, которыми собираетесь обратиться к нему, чтобы ненароком не вывести его из себя? Характерны ли для него внезапные и непредсказуемые переключения настроения — от благодушия к ярости и обратно? Часто ли при общении с ним вы чувствуете себя сбитой с толку, озадаченной, смущенной, застигнутой врасплох и, главное, несоответствующей его ожиданиям? Можете ли вы назвать его ревнивцем и собственником (даже если он сам о себе утверждает прямо противоположное)? Считает ли он вас виноватой во всем, что идет не так в ваших отношениях?
Если вы ответили «да» на все или хотя бы на большинство этих вопросов, ваш партнер является классически трудным мужчиной.
Сумасшедшая любовь
Роман с ним обычно начинается внезапно — с первого взгляда или с первого разговора — и развивается стремительно. Взаимное упоение и накал чувств столь велики, что у вас обоих появляется уверенность в обретении своей половинки. И вдруг, в самом разгаре любовной эйфории, происходит первый досадный сбой. Поводом обычно становится какая-нибудь мелочь, совершенно неожиданно вызывающая у возлюбленного приступ безудержного и яростного гнева.
Конечно, нет людей, которые всегда ведут себя безукоризненно, и, конечно, бывают ситуации, когда наши близкие незаслуженно обижают нас, особенно, если они переживают стресс или мы случайно наступили на их любимую мозоль. Однако, остыв, люди, которые уважают и ценят нас, выражают сожаление и берут ответственность на себя. Совсем не то происходит в подобной ситуации с трудным мужчиной. Даже если он не чужд извинениям (такое тоже встречается, хотя и нечасто), главной виновницей своей вспышки он всегда считает партнершу. Он искренне убежден в правомочности своих претензий: «Если бы ты любила меня по-настоящему (или не была бы такой эгоистичной), ты бы прекрасно поняла, каково мне...», или «...видела, как я устал...», или «...не сомневалась, что мне не хочется принимать гостей...»
В промежутках между скандалами и ссорами, которые начинают происходить все чаще и становятся все сокрушительнее, трудный мужчина настолько хорош, что его подруга склонна вспоминать их как «страшный сон» и считать, что «тогда на него просто что-то нашло». Параллельно запускается механизм психологической рационализации — поиска причин, по которым она «заслужила» плохое обращение. Особенно легко попадают в эту ловушку женщины, для которых главное в любовных взаимоотношениях — их собственные чувства, испытываемые по отношению к партнеру, а не то, кем он на самом деле является. Ход их мыслей примерно таков: раз моя любовь к нему так велика и прекрасна, значит это он такой чудесный и необыкновенный. Усложняет ситуацию и то, что многие трудные мужчины — отличные любовники. Чем больший разрыв между поведением любимого в спальне и вне ее, тем большее замешательство испытывает женщина и тем труднее ей решиться выйти из сладостно-мучительных отношений. Подруга трудного мужчины проявляет романтическую слепоту, концентрируя внимание на лучших его чертах, преувеличивая и идеализируя их, а все неприятные свойства характера, какими бы очевидными они ни были, отодвигает на задний план «эмоционального пейзажа», игнорируя и блокируя их в сознании. Работает такая логическая цепочка: «Я знаю, каким восхитительным он бывает, и если сейчас он не таков, значит дело и впрямь во мне, и если я научусь быть «хорошей», то все у нас опять станет замечательно, как вначале...» Разумеется, эта версия с большим энтузиазмом поддерживается предметом ее любви.
Борьба за власть
Главная отличительная черта взаимоотношений с трудным мужчиной — перекос власти в его пользу. Никакие компромиссы с ним практически невозможны, а любая попытка поговорить о проблемах на равных приводит к очередному сражению, в котором он всегда должен быть победителем, а она — всегда побежденной. В качестве оружия используются классические приемы психологической манипуляции. Во-первых, отрицание — наиболее примитивная, но вполне эффективная техника, когда под сомнение ставится память и восприятие партнерши. Во-вторых, переписывание истории. При выборе такой тактики ваш оппонент не отрицает происшедшее, но дает свою версию, в корне отличающуюся от вашей. В-третьих, перекладывание с больной головы на здоровую. При таком сценарии он признает, что переступил некую черту, но подчеркивает, что всего лишь прореагировал на ваше возмутительное поведение. В ответ на любые претензии и жалобы раздается: «ты всегда все преувеличиваешь», «склонна драматизировать», «не умеешь воспринимать здоровую критику», а то и «да ты просто ненормальная!»
Иные трудные мужчины не любят громких выяснений отношений и применяют тактику тихого и беспрестанного критицизма, который иногда может выражаться в форме советов — как одеваться, как себя вести, что и как говорить... Эта показная заботливость преследует прямо противоположную цель — подорвать веру партнерши в себя и сделать ее более зависимой от него. Ну а самый тяжелый и опасный случай — это когда трудный мужчина устанавливает свою власть с помощью физического насилия, тяжесть которого между людьми, находящимися в любовных отношениях особенно сильна — из-за интенсивности взаимных чувств.
Когда в вашу жизнь входит трудный мужчина, мир вокруг вас начинает постепенно, но неуклонно сужаться. Поначалу это может быть даже приятно, ибо нередко происходит в форме, льстящей вашему самолюбию. Например, вы учитесь по вечерам, и ваш партнер постоянно повторяет, что считает часы и минуты до вашего возвращения. Его слова могут казаться проявлением любви — ну как же, он в вас нуждается и хочет, чтобы вы были с ним все время. О том, что учеба важна и полезна для вас, он думает мало. Граница между привязанностью и собственническими чувствами довольно тонка, и трудный мужчина переходит ее немедленно и без колебаний.
Требовательность и эмоциональная ненасытность — характерные черты любви трудного мужчины. Как бы вы ни старались, он все равно уверен в том, что вы недостаточно его любите, и изобретает все новые тесты для проверки вашей преданности. Чтобы обезопасить себя от возможной потери, он стремится установить тотальный контроль над партнершей, включая ее мысли и чувства, круг общения, выбор профессиональной деятельности и места работы. Поразительно, что даже очень успешные и разумные женщины могут отречься от любимых занятий, закопать в землю данные им таланты, забыть все свои достижения — и все это ради того, чтобы заслужить одобрение и любовь своего трудного партнера.
Почему они такие?
Как и все мы, трудные мужчины — родом из детства. Наиболее очевидная модель семьи, из которой они вырастают, состоит из отца — трудного мужчины и матери-жертвы. Используя ролевую модель отца, сын с младых ногтей усваивает два жизненных урока: 1) женщины позволяют, чтобы с ними плохо обращались; 2) у мужчин вся власть, а женщины бессильны. С другой стороны, мать-жертва не может защитить ребенка от отстраненного или тиранического отца. Иногда она даже использует детей в качестве «жилетки», и эта ноша для них совершенно невыносима. В результате у мальчика накапливается гнев по отношению к матери и развивается страх быть закабаленным и используемым женщинами. И когда во взрослой жизни он сталкивается с тем, что его подруга выражает боль или проявляет «неправильные» эмоции, его реакция неизменна — злость, отвращение и презрение.
Трудный мужчина может вырасти и в семье, где, наоборот, отец пассивен, а мать играет доминирующую роль, особенно, если она слишком опекает сына. Нередко такая мать с гордостью говорит, что живет жизнью своего ребенка, и это поистине так: стремясь к тотальному контролю, она фактически живет вместо него. Как следствие, отношения выросшего сына с женщинами оборачиваются вечной борьбой за власть. Казалось бы, мужчина, выросший под супер-контролем матери, должен был бы искать более слабых партнерш. Ан нет — гораздо чаще у него развивается подсознательное стремление к взаимоотношениям с сильной женщиной. Таким образом он подсознательно пытается переписать семейный сценарий и на этот раз выиграть битву с матерью — за себя и за отца. Пассивный отец, неспособный противостоять сильной и активной жене и выразить свое недовольство прямо, копит подавленные эмоции в себе и «наказывает» семью молчанием и отчуждением. Таким образом, он, во-первых, самоустраняется от здорового влияния на эмоциональное развитие сына, а во-вторых, укрепляет в нем предубеждение против женщин. В итоге любую попытку проявления женщиной внутренней силы и уверенности в себе тот воспринимает как покушение на его мужскую сущность.
Полную противоположность подавляющей матери представляет собой отстраненная и жестокая мать, однако эффект ее воздействия практически такой же. Суровые наказания и холодное обращение развивают в ребенке чувство беспомощности, неполноценности и страха, способствуют развитию глубокой ненависти и одновременно отчаянной потребности в женщинах. Став взрослым, он, с одной стороны, подозревает всех женщин в бесчувственности и вероломстве, а с другой — лелеет в душе идеальный образ «прекрасной дамы», которая посвятит ему всю себя целиком. Любое отклонение от идеала будит в нем детское чувство обиды, неудовлетворенности и потери. Прошедший тяжелую мамину школу, он научился скрывать свою эмоциональную зависимость и уязвимость под маской «крутого мачо». Порочный логический круг приводит к тому, что его партнерша тоже «не имеет права» демонстрировать свои эмоциональные и даже физические потребности, и он дает ей это понять в самой резкой и грубой форме, проявляя порой поразительную бесчувственность.
...Каким бы монстром ни выглядел трудный мужчина, было бы несправедливо возлагать всю ответственность за кошмар совместной жизни с ним только на него. Женская партия тут исключительно важна. Каждый раз, когда партнерша смиренно принимает нападение на свои личность и достоинство, она готовит почву для новых атак. Только убедительная демонстрация, причем с самого начала, абсолютной неприемлемости таких проявлений по отношению к вам, может помочь трудному мужчине исправиться — если это вообще возможно. Отступательная и умиротворительная тактика всего-навсего помогает ему разметить границы вашего терпения. Беда в том, что трудные мужчины практически безошибочно выбирают себе в подруги-жертвы таких женщин, которые самозабвенно и с полной отдачей играют по их правилам. Ну, а о том, откуда такие женщины берутся, нужно писать отдельную статью...