Натальевская стела.(III — начало ІІ тыс. до н.э.) |
Собирая редкие предметы старины, екатеринославский губернатор Александр Фабр создал в губернском городе небольшой музеум, где были представлены несколько «каменных баб». Экспозиция вызвала огромный интерес и внимание к памятникам древности — в середине ХIХ века на территории крупнейшей в Российской империи Екатеринославской губернии было обнаружено 428 каменных изваяний. Он и положил начало днепропетровской коллекции каменных изваяний.
Скромную коллекцию начал систематически пополнять известный ученый и краевед, член-корреспондент Императорского Московского археологического общества, Императорского Одесского общества истории и древностей, крупнейший коллекционер Европы, фундатор Днепропетровского исторического музея Александр Поль.
Среди уникальных экспонатов археологическо-исторического музея А.Поля особое место занимала стела, найденная в 1862 году в селе Натальевке Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне г. Запорожье). Эта стела культового назначения хронологически датируется эпохой энеолита (III — начало ІІ тысячелетий до н.э.). На ней есть незначительные сколы и небольшие вытертости отполированной поверхности, но в целом, несмотря на столь «почтенный возраст», Натальевская стела хорошо сохранилась: четко просматриваются лицо, руки, пояс и оружие — лук, булава, боевой топорик…
Еще при жизни Александра Поля Дмитрий Яворницкий отмечал: «Разнообразие и ценность собрания древностей А.Н.Поля поразили меня — ни раньше, ни после я никогда ничего подобного не видел в частных руках. Собрание древностей Г.П.Алексеева в том же Екатеринославе и В.В.Тарновского в д. Качановке Черниговской губернии Борзенского уезда — ничто в сравнении с собранием Поля («Исторический вестник», т. 35 №3, СПБ. 1889).
А сегодня в Днепропетровском историческом музее имени Д.Яворницкого собрано 86 древних каменных изваяний — одна из самых больших коллекций Украины. Ее основу составляют половецкие статуи. Особый интерес представляют скифские скульптуры и стелы эпохи энеолита, аналогов которым нет ни в одном из музеев мира.
Натальевскую стелу — жемчужину исторического музея — ныне «приглашают» на самые престижные международные форумы каменных богов, где она неизменно пользуется огромным успехом у археологов и историков. В коллекции А.Поля было редчайшее (одно из четырех!) скифское каменное изваяние (VI век до н.э.), найденное в окрестностях Дубовой балки (ныне г. Кривой Рог), а также ряд интересных половецких скульптур.
Продолжая дело своего учителя и наставника, молодой археолог и историк Дмитрий Яворницкий сумел объединить разрозненные частные коллекции и пополнить собрание музея новыми находками каменных статуй. Выдающийся скульптор ХХ века, уроженец Днепропетровска Вадим Сидур, отмечая могучее воздействие каменных изваяний на его творчество, писал: «Самым первым и незабываемым впечатлением от архаичной скульптуры было детское изумление от огромных идолов, высеченных из серого гранита скифами и установленных на курганах в украинской степи. Несколько таких изваяний стояло перед Историческим музеем в Днепропетровске. Я подолгу рассматривал этих скифских баб, как их называют в Украине, поражаясь их грандиозности и спокойствию, рассчитанному на вечность». Среди крупнейшего в стране днепровского собрания каменной пластики есть экспонат ДИМ-А-9039, художественная и историческая ценность которого сопоставима со скифской пекторалью и другими шедеврами мирового искусства — уникальная антропоморфная стела эпохи энеолита, названная археологом Л.Крыловой Керносовским идолом по месту находки. Отмечая ее сенсационность (древность происхождения, чрезвычайное множество рисунков, невиданный для своего времени художественный уровень скульптуры), ученые высказывают различные предположения о культовом значении стелы. Киевский археолог Валентин Даниленко первым из ученых указал на связь изображений Керносовского идола с древнейшей арийской культурой и сюжетами мифов индийского литературного памятника «Ригведа». Исследования подтвердили гипотезу ученого: ранее известные по отдельным наскальным рисункам, керамическим изделиям, находкам в погребениях энеолитических племен изображения на Керносовской стеле собраны воедино (!), здесь оказалось и множество новых неизвестных историкам рисунков и символов.
А случилось это в конце августа 1973 года. Вволю накатавшись на велосипедах, мальчишки остановились на околице Керносовки у только что вырытой силосной траншеи. Тут они и заметили лежащий рядом необычный камень. — «Хлопці! Гляньте сюди, — выкрикнул кто-то. — Голова!». — «Яка голова?». — «Дивіться: тут очі, ніс, вуха...». Ребята начали очищать камень от земли: «Скільки тут малюнків!». Сама собой пришла догадка: «Це — кам’яна баба!».
Ребята наперебой рассказывали, как возвратились в село, как взяли тележку и, погрузив на нее находку весом 900 килограммов (!), привезли ее к дому, где жил Александр Гудзь. Здесь камень полностью очистили от земли и вымыли. О своей находке ребята сообщили в Киевский институт археологии, адрес которого узнали у строителей канала «Днепр — Донбасс», но ученые так и не ответили школьникам. Новое письмо направили в Днепропетровский исторический музей.
Меценат и большой друг музея, начальник производственного комбината «Днепронерудпром» Михаил Соколов выделил «пазик», и мы, члены областной секции памятников археологии (была такая замечательная секция!) во главе с археологом музея Людмилой Крыловой, приехали в Керносовку Новомосковского района. Не буду описывать восторги — ничего подобного археологи еще не видели! Можно лишь удивляться, как повезло археологам. Ведь могло так случиться, что силосную траншею вырыли бы в другом месте, и кто знает, сколько бы еще пролежала стела в земле. Да и ребята могли ее не заметить, а заметив, оставить на том же месте. Можно долго рассуждать, что ребятам повезло, но прежде всего стелу нашли бульдозеристы — вот кому повезло! Но взрослых не заинтересовала находка, более того — «камень» выбросили, из-за него чуть было не сломали нож бульдозера... Не заинтересовались находкой и ученые Киевского института археологии, которым уже по долгу службы надо было бы это сделать... И только ученики Керносовской школы Анатолий Безыма и четыре Сашка — Бугай, Горбаток, Кейбал и Гудзь сделали то, что должны были бы сделать взрослые! Будь моя воля, я включал бы фамилии этих ребят во все проспекты, посвященные Керносовскому идолу.
Находку описали, со всех сторон сфотографировали, присвоили ей музейный номер и лишь потом выставили для всеобщего обозрения. Граждане Днепропетровска ожидали чуда, второй пекторали, нового Тутанхамона, а вместо этого увидели высеченного из серого гранита сурового и жестокого идола с пронзительным взглядом, сплошь в загадочных рисунках, сценах и символах... Потом Керносовского идола выставили в Киеве на Выставке достижений народного хозяйства республики. Открытый для иностранцев Киев, в отличие от закрытого в то время Днепропетровска, принял идола с любопытством, но без должного восторга.
Грандиозный успех ожидал идола в Москве — его выставили в самом престижном зале столицы — Музее изобразительных искусств имени А.Пушкина — именно здесь началась мировая слава Керносовского идола. Увидеть сенсационную находку мечтали все, но вне конкуренции был знаменитый Эрмитаж — три месяца Керносовский идол «гостил» в царских палатах на берегах Невы.
У сотрудников музея родилась «гениальная» мысль: если Эрмитаж один из крупнейших музеев мира и самый лучший музей страны, то и экспонаты в нем должны быть самыми лучшими. Коль здесь хранится самая большая коллекция скифских шедевров, естественно, тут место и Керносовскому идолу! Все так и случилось бы, если бы директором Днепропетровского музея был кто-то иной, а не Агриппина Ватченко. Именно ей мы обязаны тем, что нашему идолу не смогли оформить постоянную прописку в Эрмитаже. Поговаривают, отстоять бесценный экспонат Агриппине Федосеевне помог ее родной брат Алексей Ватченко — член ЦК КПСС, член Политбюро ЦК Компартии Украины, Председатель Президиума Верховного Совета УССР. Так это или нет, главное, что реликвию удалось возвратить в родные пенаты. Из Эрмитажа в Днепропетровск идола доставили грузовой машиной, без навеса и «подушек» — впечатление было такое, словно он еще раз побывал в траншее под ножом бульдозера…
Этот дикий случай вспомнился, когда я слушал рассказ ученого секретаря музея Аллы Журбы о том, в каких комфортных условиях пребывали наши стелы на международной выставке «Боги камня» (1998—1999. Италия, г. Аоста). Прежде всего экспонаты прошли лабораторное обследование (!). Выяснилось: Натальевская стела и Керносовский идол должны демонстрироваться в разных залах с различным температурно-влажностным режимом (!) в отличие от родного музея, где обе стелы выставлены в одном зале, а о подобных температурных условиях приходится только мечтать. Перевозили экспонаты по горным дорогам заснеженных Альп в специальной машине и спецупаковках.
— Уникальная днепропетровская коллекция каменных богов ныне в катастрофическом состоянии, — говорит заведующая отделом археологии и этнографии музея Лариса Чурилова. — Многие раритеты, простоявшие сотни и даже тысячи лет в степях Украины, требуют незамедлительной реставрации, но ее приостановили — нет финансирования. За последние годы экологическая ситуация в стране и особенно в Днепропетровске значительно ухудшилась — это губительно сказывается не только на людях, но и на памятниках истории. Реликвии страны нельзя хранить под открытым небом!
Доктор исторических наук, профессор С.Плетнева еще в 1974 году предупреждала: «…Если в крупнейших хранилищах каменных статуй СССР (Днепропетровском, Донецком, Одесском…) не будут выстроены специальные павильоны-хранилища, каменные статуи через 50—100 лет вообще исчезнут с лица земли».
Последние десятилетия сотрудники Днепропетровского музея бьют во все колокола — необходимо спасать уникальную коллекцию, но чиновники всех рангов, включая и Министерство культуры, заводят знакомую песню: «нет средств». Неожиданно хранителей древностей поддержал Президент Украины Виктор Ющенко — во время посещения музея он одобрил идею сооружения лапидария, в котором будут храниться каменные статуи и казацкие реликвии. Известно, строительство специального павильона — дело хлопотное и недешевое, но игра стоит свеч!
Если мы мечтаем превратить Украину в привлекательную туристическую страну, необходимы не только захватывающие маршруты, сеть первоклассных отелей и автобанов. Все, что предполагается показывать гостям, должно быть представлено на высшем уровне. Нам повезло, еще не все древние курганы уничтожены и распаханы, еще не все старинные крепости и городища разрушены, нужно сохранить и уникальную коллекцию каменных богов — к ним у туристов особый интерес: боги — это боги, даже если они каменные.