UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тропинки, ведущие в рабство

Иногда появляются книги, в которых содержится энергия, способная радикально перевернуть сознание общества...

Автор: Олег Слепынин

Иногда появляются книги, в которых содержится энергия, способная радикально перевернуть сознание общества. В недавней истории это, безусловно, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. «Мировая общественность», конечно, и до него была осведомлена о самой большой тайне советской истории — тотальном терроре и лагерном рабстве. На Западе были опубликованы десятки свидетельств. Но лишь «Архипелагу» удалось прожечь душу и как бы снять завесу с глаз западного читателя…

О расцвете работорговли в эпоху, наступившую вслед за развалом Советского Союза, написано множество статей, сняты фильмы. В Госдепе США существует особая отчетность о мерах по противодействию правительств работорговле. Но этот грязный бизнес, становясь все изощреннее, с каждым годом лишь наращивает свои обороты. Торговля «живым товаром» по прибыльности поставлена экспертами на третье место после контрабанды наркотиков и оружия и оценивается в 8—12 млрд. долл. в год. Однако до сих пор в общественном сознании работорговля, в том числе и секс-рабство, а именно о нем у нас пойдет далее речь, — это не рабство в полном смысле слова. Как бы «сама виновата, знала шалава, куда ехала!»

Новая книга известного на Западе канадского журналиста Виктора Маларека «Наташи: современная мировая секс-торговля» способна произвести переворот в общественном взгляде на проблему секс-рабства. Она уже увидела свет в 12 странах, в том числе в США, Англии, Новой Зеландии, Турции, Испании. В июне украинский перевод «Наташ» был представлен в Киеве. На презентации, которая прошла в форме круглого стола, выступили В.Маларек, посол Канады Эндрю Робинсон, сотрудники общественных организаций Украины, США, Великобритании и Канады, занимающиеся проблемой торговли людьми, представители правительственных учреждений Украины.

Наташа!..

Наталка Полтавка, Наташа Ростова — любимые героини славянского мира. «Наташами» клиенты борделей называют своих прелестниц. Имя вошло в мировой лексикон и стало понятно на Западе так же, как понятны слова «спутник» и «калашников».

Виктор Маларек утверждает: проституция — не древнейшая профессия, а древнейший способ порабощения женщины. Это вообще не профессия, не желанный выбор и не мечта детства, а рабство. Автору «Наташ» вполне удалось (сужу по себе) разрушить сложившийся стереотип, что «сама виновата». Маларек показывает, что даже в том случае, когда женщина, гонимая нуждой или в поисках Синей птицы, осознанно едет на Запад, чтобы заняться проституцией, она часто не подозревает о тех условиях, в которых может оказаться. При заключении «контракта» ее уверяют: будет два выходных, обслуживать придется не более трех клиентов в день, вступать в контакт с теми мужчинами, которые ей не нравятся, никто не заставит, она будет получать пять тысяч долларов в месяц… В действительности же ей, вполне возможно, придется обслуживать до тридцати клиентов в сутки, за неповиновение ее будут бить и насиловать, выходных она не будет иметь даже в периоды менструаций, денег ей могут и вовсе не платить, доходчиво объяснив, что она задолжала своему хозяину (за билеты, визу, охрану и прочее) две, семь, а в США и шестьдесят тысяч долларов.

Виктор Маларек показывает пути, дороги и тропки, ведущие к рабству. Известны случаи похищения. Идет девушка по проселочной дороге, мимо проезжает машина — и девушка исчезает. Ее продают на границе. Контрабандисты переправляют ее своими тайными маршрутами в «страну назначения». Случается, через горы, бывает — через море или пустыню.

Самый распространенный путь в рабство в 1990-е годы — газетные объявления. Девушек и женщин зазывали на работу гувернантками, официантками, танцовщицами... В некоторых объявлениях было указано, что работа согласована с правительственными учреждениями стран назначения. А доказательством тому — логотип с американским, итальянским или любым другим флагом. Объявления порой распространялись от имени фирм, имеющих лицензии на трудоустройство за рубежом. Иногда обещали бесплатные обучение, визу, авиабилеты. Некоторые фирмы размещали свои «карьерные» стенды в университетах. Но в 95% случаев указанных вакансий в природе не существовало! «Большинство этих агентств, — пишет В.Маларек, — создано для нужд криминальных группировок, связанных с секс-индустрией. Ежегодно около 175 тысяч женщин из республик бывшего Советского Союза попадают в силки вербовщиков, которые передают их, как жертвенных овечек, в руки иноземных дельцов, сутенеров и владельцев борделей».

Случается, женщин вербуют группами. Считая, что в этом случае есть гарантия безопасности, они легче идут на такую вербовку. Так, в качестве якобы домработниц была завербована группа во Львове. Как только девушки пересекли чешскую границу, их продали по 500 долларов «за штуку» и принудили работать на печально известной автотрассе Е-55 в районе германской границы. Аналогично была набрана по контракту для гастролей группа украинских танцовщиц. Истина им открылась лишь тогда, когда «импресарио» продал их нелегальным коммерсантам.

Другой, очень распространенный способ заполучить женщину в рабство, успешно действующий и по сей день, — «устная агитация». Как правило, в качестве первого звена рабовладельческой цепи выступает чей-то родственник, знакомый, приятель. Он предлагает девушке помощь в получении солидной работы за границей. Зачастую такой вербовкой занимаются женщины, которые уже сами побывали в рабстве. Это своего рода «сетевой маркетинг», в систему которого ежегодно попадает огромное количество женщин. Маларек приводит типичные случаи. В Чернигове двадцатитрехлетней Александре, выпускнице университета, которая после развода оказалась в тяжелом финансовом положении с маленьким ребенком на руках, дальний родственник предложил высокооплачиваемую работу в Германии. Он хвастал тем, что его дочь уже работает там и всем довольна. Летом 1997-го Александра и еще одна наша соотечественница пересекли польскую границу. В Польше их заперли в каком-то доме, избили и изнасиловали, а через несколько недель нелегально переправили в Германию, где продали туркам-сутенерам.

При «сетевом маркетинге» в рабство, случается, попадают и группами. Для работы официантками в Черногории были набраны восемь киевлянок. Набором заправляла украинка (своя!) — жена владельца ресторана. Всех заставили заниматься проституцией.

Еще одна ловушка — так называемые службы знакомств, которые действуют под видом международных брачных агентств и специализируются на услуге «невеста — почтой». Известен, например, такой случай. Четверо израильтян женились в Киеве и по дороге домой, в Турции, продали своих «избранниц». Девушки понятия не имели, что браки, заключенные израильтянами на нашей территории, не действительны. Молодые люди вскоре вернулись в Киев, чтобы повторить операцию, причем обратились в прежнее брачное агентство…

Еще один путь в сексуальное рабство — из детского приюта. Директора ряда сиротских приютов Украины, России, Румынии, Чехии, сетуя, что возможности бороться с этим у них нет, признают: за их девочками охотятся торговцы секс-товаром.

Виктор Маларек рассказывает где, как и кто занимается укрощением обманутых женщин, находящихся в шоке от того, что им открылось. Способы разные, но все впечатляют. Известны случаи демонстративных убийств непокорных на глазах у группы новеньких. Так, бандиты выбросили из окна стамбульской высотки двух «строптивых». Одну девушку из Украины забили до смерти. О том, как это случилось, рассказывает свидетельница расправы: «Она была очень красивая и сильная. Два хозяина пытались принудить ее к некоторым вещам, а она отказывалась. Они били ее, прижигали руки сигаретами, хотели ее взять силой, но она отбивалась. Они лупили ее кулаками. Пинали ногами. Она потеряла сознание. Лежала на полу, а они насиловали ее через анальное отверстие. Когда закончили, она не шевелилась…» Свидетельница зверской расправы, уже сама сломленная, позже поинтересовалась судьбой строптивицы. Бандиты показали в лесочке свежий холмик.

Для укрощенных женщин следующим пунктом зачастую становился известный рынок «Аризона», расположенный между Сараево и Загребом. Там, под боком у миротворцев, шла торговля девушками и молодыми женщинами. Процедура была точно такой же, как и во времена расцвета работорговли: «Торговцы приказывают девчатам раздеться, и те стоят голые… Их выставляют на продажу, как скотину…»

В книге Маларека приводятся различные точки зрения на проблему секс-торговли. На страницах книги откровенничают международные криминальные авторитеты, коррумпированные чиновники и полицейские, а также полицейские, «которые своими ногами не раз выбивали двери подпольных притонов», честные чиновники, работники общественных организаций. В книге называются причины, по которым торговля секс-рабынями продолжает процветать. Дело не только в том, что каждая рабыня приносит от 75 до 250 тысяч долларов прямого дохода хозяину и многомиллиардный оборот торговли «живым секс-товаром» позволяет «решать» многие вопросы с продажными чиновниками на любом уровне. Делу процветания секс-индустрии способствует и «высокая политика». Наличие миротворческих баз будь то в Косово, Боснии или Южной Корее провоцирует создание вблизи этих баз секс-баров, куда поставляют секс-рабынь. Миротворцы, призванные устанавливать мир и демократию, фактически занимаются в этих барах тем, за что в военное время расстреливали. Однако в мирное время насилие над женщинами называется «отдыхом», «развлечением». Одна из наших соотечественниц подсчитала, что за четыре месяца пребывания в рабстве она была изнасилована миротворцами в барах 1800 раз. Все ее попытки рассказать кому-то, что ее там держат силой, заканчивались для нее новым насилием.

После Маларека

Книга В.Маларека, по мнению участников круглого стола, повлияла на мировую общественность и на законодателей ряда стран, переменив их отношение к секс-работорговле. Так, в некоторых странах появились, а где-то ужесточились законы, противодействующие торговле людьми. Например, в Греции, где до недавнего времени работорговля процветала, полицией созданы такие условия, что наших девушек туда уже не везут и не зазывают.

В украинском Уголовном кодексе статья, предусматривающая наказание за торговлю людьми, появилась лишь в 1998 г. А первое задержание работорговцев, поставлявших секс-рабынь в Арабские Эмираты, произошло только в 2000 году на Черкасщине. До этого момента преступники чувствовали себя совершенно комфортно, даже расчеты порой проводили через банки. Дело в Черкассах было доведено до обвинительного судебного приговора. После этого украинские секс-торговцы поменяли тактику, отказавшись, например, от банковских услуг, чтобы не попасть в поле действия Уголовного кодекса. Наш законодатель попытался прореагировать на это адекватно. В новом Уголовном кодексе под действие статьи 149 подпадают лица, не только продавшие человека, но и заключившие относительно него какое-либо иное незаконное соглашение (может, машину за это подарили), связанное не только с незаконным, но и с законным перемещением человека, не только без его согласия, но и с его согласия…

«С согласия…» Это самое актуальное. Правда состоит в том, что в наши дни работорговцы почти полностью отказались от обмана своих жертв. В многочисленных туристических фирмах нашим женщинам прямо предлагают работать проститутками за границей. И, как утверждают работники милиции, недостатка в желающих у вербовщиков нет. За последние 10 лет в головах определенной части соотечественниц произошел переворот. Теперь многие из них не видят ничего страшного в работе проститутки. Молодость, считают они, может обеспечить всю дальнейшую жизнь…

Вероятно, книга Маларека косвенно повлияла и на то, что в МВД Украины в апреле 2005 г. было создано Управление по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми. Соответствующие структурные подразделения были организованы и в областных управлениях милиции.

При всем этом перспектива преодолеть работорговлю в ХХI веке представляется туманной. Не так давно в некоторых развитых странах — в Германии и Нидерландах — проституция была легализована. По мнению участников круглого стола, лицензирование проституции провоцирует создание подпольных борделей, где услуги всегда будут дешевле, чем в «законных». Таким образом, легализация проституции в «сытых» странах и впредь будет активизировать поставки туда «живого товара» из государств с неблагополучной экономикой.