UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРОПИНКА В РАЙ

Сквозь пространство и время идут люди, надеясь найти потерянный рай, оглядываясь вокруг в поисках своей земли обетованной...

Автор: Богдана Костюк

Сквозь пространство и время идут люди, надеясь найти потерянный рай, оглядываясь вокруг в поисках своей земли обетованной. Афонский монах Иоасаф просил Всевышнего указать направление, где искать рай земной или где построить его — кусочек райского сада, преисполненного Божьего света... И чудо случилось: вдруг Иоасафу во сне привиделись дивные — райские! — места: зеленая долина, покрытая рощами, раскинулась меж невысоких круч, и голубая речка-тропинка вьется между кручами, а на ней островок, заросший лесом, и над ним проплывают легкие белые облачка, и небо просвечивает голубизной. Это был рай — по крайней мере, таким его представлял монах. В поисках этого уголка земли он прошел тысячи километров; добрался до Киева, присоединился к собратьям по вере в Киево-Печерской лавре. А в 1600 году сбылся его сон: на земле князей Вишневецких в долине речки Удай Иоасаф основал Густынский Свято-Троицкий монастырь. А благословение на это дело он получил от архимандрита Киево-Печерской лавры Елисея.

Монастырь расположился на острове под названием Густынь. Прямо среди густой дубравы Иоасаф с учениками установил крест и провозгласил основание монашеской обители. В скором времени в Густынь потянулись разные люди — и старые, вражескими саблями порубленные казаки, и вчерашние купцы и чиновники, которым открылось Слово Божье. Они присоединились к возведению мужского монастыря и стали его первыми монахами. Люди из окрестных сел помогали монахам: приносили им пищу, деньги и материалы для строительства. Монахи же собирали детишек и учили их Слову Божьему и чтению. В 1614 году с возведением небольшой деревянной церкви в честь Святой Троицы началось, так сказать, официальное существование Свято-Троицкого монастыря. Позже монахи возвели насыпь, соединив монастырь «с большой землей», до сих пор по этому же месту проходит дорога в Густынскую обитель.

Подражая благому примеру князей Вишневецких, давшим Густынской обители земли, гетманы и местные начальники жертвовали монастырю и монахам деньги, земли, леса, целые поселения в вечное пользование. Кроме того, и сам монастырь пользовался правом землевладельца, ему принадлежали земли во многих районах Черниговщины.

О Свято-Троицком монастыре в Густыне историки и деятели церкви пересказывают немало легенд и чудес. Одно из чудес касается возведения монастырской Троицкой церкви (1675 г.). Деньги на строительство храма дал гетман Иван Самойлович. А сооружена церковь на телах трех младенцев, иноземными завоевателями порубленных и потом брошенных в поле возле монастыря. Пролежали они в снегу три дня и три ночи, и, как рассказывают монахини Густынского монастыря, ни один зверь не трогал их, и мороз не брал их — казалось, что дети просто уснули. Местные жители перенесли тела в монастырь, и монахи похоронили их в соответствии с христианскими традициями. Но, наверное, не в надлежащем месте, поскольку мученики приснились игумену, объявив, что перед Богом молятся за монастырь и монахов. Игумен, подумав немного, приказал перезахоронить тела младенцев в месте, где началось строительство храма: над могилами невинно убиенных построен алтарь во имя Святой Троицы.

Еще одну легенду можно услышать о Густыни: среди основателей монастыря было немало казаков, которые, предчувствуя близкую смерть, шли в монахи — но смерть отступала, они жили еще долго, рассказывая о целебном воздухе и «живой воде» из подземных ключей. В Густынь до сих пор приезжают люди и, помолившись чудотворной иконе Густынской Богоматери, набирают целебной воды. Искренняя молитва и уникальная по своим качествам вода говорят, помогает даже тем, кому современная медицина предрекала смерть от неизлечимых заболеваний.

Ныне, путешествуя по трассе Киев — Сумы, имеем возможность любоваться зеленой долиной, из которой в небесную голубизну вытянулись маковки монастырских церквей. Трудно поверить, что еще десять лет назад здесь были руины. Вообще-то монастырь словно олицетворял историю украинского православия. Его монахи гибли от рук врагов, обороняя обитель, не отрекались от веры и в сибирских лагерях. Свято-Троицкий монастырь в Густыни трижды горел и несколько раз закрывался по различным причинам в 1793—1843 гг. С начала 40-х годов ХХ века и до начала 90-х на территории обители располагался психоневрологический диспансер. Но в годы Второй мировой войны монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилуцкий старостат с просьбой открыть Густынскую Свято-Троицкую обитель (разрешение было получено в июле 1943 г.). С тех пор монастырь, основанный в качестве мужского, стал женской обителью. Монахини заботились о больных и пожилых людях, став настоящими сестрами милосердия. Но очередная волна гонений советской власти на церковь привела к закрытию монастыря в 1959 г.

Четвертое возрождение обители реально началось в 1993 году и связано с именем игуменьи Веры, по сей день руководящей восстановлением монастырских храмов и сооружений, охотно рассказывающей многочисленным туристам историю Густынского монастыря и земель, на которых обитель расположена. Под руководством игуменьи Веры монахини изучают Закон Божий и такие «мирские» науки, как животноводство и сельское хозяйство, ведь живут в обители с того, что вырастили на земле. За последние десять лет отстроен Свято-Троицкий собор и Николаевская церковь, отреставрирована колокольня и частично ограда монастыря. И снова над Удаем и лугами, между кручами плывет колокольный звон, и маковки церквей отражаются в водах и небесах. И идут люди, ищут свои пути и тропинки к миниатюрному, щемяще-нежному, отстроенному людьми во имя Бога раю земному.