UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИПОЛЬСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Дискуссия о существовании письменности у трипольцев ведется уже давно. Так, два года назад увидело свет солидное исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем»...

Автор: Валентин Мойсеенко
Вот такой рисунок на черепе мамонта обнаружили археологи на стоянке позднего палеолита возле с. Межирич Черкасской области. Мне кажется, это огонь костра. Ведь в те времена климат был близок к полярному и люди без огня зимой просто не выживали. Сейчас череп экспонируется в Зоологическом музее в Киеве. Возраст находки — 20 тысяч лет
Крест или плюс — старейшина, правитель

Дискуссия о существовании письменности у трипольцев ведется уже давно. Так, два года назад увидело свет солидное исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Не обошел указанную проблему в своей монографии «Трипільська цивілізація» (Киев, 2002) и Михайло Видейко. Выводы этих и других трудов сводятся к тому, что трипольцы, к сожалению, не имели полноценной письменности, а передавали из поколения в поколение информацию, зашифрованную в узорах на знаменитой рисованной керамике.

Попытки расшифровать трипольские знаки при помощи древнегреческого и других европейских языков тоже не дали результатов. Хотя иначе не могло и быть, ведь знаки самых первых в мире языков — шумерская клинопись, египетские и китайские иероглифы — означали слова, а буквы древнегреческого или латыни — уже звуки.

С иных позиций подошел к решению проблемы московский шумеровед Анатолий Кифишин (кстати, наш земляк). Еще в 1993 году его пригласил посетить памятник археологии «Каменная Могила» под Мелитополем Юрий Шилов. В своем исследовании «Древнее святилище «Каменная Могила». Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс. до н.э.» (Киев, 2001) Анатолий Кифишин утверждает, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ—ІІІ тысячелетий до н.э. Кроме того, автор расшифровал календарь Каменной Могилы, истоки которого уходят еще до ХІІ тысячелетия до н.э. Он делает вывод, что святилище «Каменная Могила» в течение тысячелетий было влиятельнейшим духовно-религиозным центром значительной части Евразии.

А что же на это ответила наша официальная археологическая наука? Ее представители просто не обращают внимания на гипотезу Кифишина, заявляя при удобном случае, что все это ерунда, и имеют для этого определенные основания. Дело в том, что надписи на хрупком песчанике гротов и пещер Каменной Могилы невозможно датировать при помощи радиоуглеродного анализа, а найденные культурные остатки немногочисленны и перемешаны. Именно поэтому неизменный директор заповедника «Каменная Могила» Борис Михайлов в своем исследовании «Петроглифы Каменной Могилы» (Запорожье, 1999) датировал большинство пиктограмм памятника ІІІ—ІІ тысячелетиями до н.э.

Однако предусмотрительный А.Кифишин в своем исследовании привел расшифровки протошумерских пиктограмм из многих мест Европы и Азии, в том числе знаменитых пещер с цветными панно на юге Франции неподалеку от поселка Арси-сюр-Кюр, Трансильвании, Подунавья, Приднестровья и даже турецкой Анатолии. Эти надписи довольно точно датированы зарубежными археологами. При этом первоисточник указанной письменности Анатолий Кифишин причисляет к магическим знакам-символам, нарисованным на костях мамонта и стенах пещер еще 30—20 тысяч лет назад. Очевидно, что у рядового читателя такое предположение может вызвать лишь улыбку. Тем не менее в последнее время европейская наука пришла к признанию факта существования единой материальной и духовной культуры, включая общий язык, у палеолитического населения Европы от Ла-Манша до Уральских гор до времени последнего оледенения, наставшего немногим более 20 тысяч лет назад. Впервые это мнение выразил советский археолог С.Замятин еще полвека назад. С учетом вышесказанного, возможность зарождения истоков ритуальной письменности на территории Европы в столь сверхдревние времена уже не представляется фантастичной.

Из расшифровок Кифишина вытекает, что такие протошумерские пиктограммы, как «зерно», «ячмень», «мотыга», «плуг», «колесо» и даже «пиво», впервые появились в Каменной Могиле, Трансильвании, Подунавье и Приднестровье в V—ІV тысячелетиях до н.э., то есть в период распространения в Центральной и Юго-Восточной Европе культуры примитивного мотыжного земледелия. Впрочем, в приазовских степях, где находится Каменная Могила, земледелием в те времена не занимались. Следовательно, и во времена культуры Кукутени-Триполья между ее духовными центрами и святилищем «Каменная Могила» должна была существовать интенсивная взаимообогащающая связь. Тем не менее раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая в Приднестровье, надписи с которого по Д.Бибикову расшифровал А.Кифишин, отдалено более чем на 600 километров от святилища. Поэтому меня заинтересовал вопрос: а как же знаменитые трипольские протогорода на территории Черкасской области? Неужели при их раскопках не найдены пиктограммы?

Официально — нет. Правильнее будет сказать — их никто и не искал. В любом случае, в центральных киевских музеях, кроме двух надбитых прясел с надписями, я ничего такого не нашел. Но если вы посетите провинциальный музей истории хлебопашества в Тальном на Черкасщине, то сможете увидеть три глиняных черепка с мелкими пиктограммами (поэтому можно не сомневаться, что трипольцы имели более острое зрение, нежели мы). На них натолкнулся в 1973—1976 годах при раскопках второго по величине трипольского протогорода Майданецкое, площадью около 200 га неизменный директор музея Вадим Мыцык.

Свои находки Вадим Мыцык показал легенде украинской археологии Валентину Даниленко. При его содействии в Майданецком была проведена геомагнитная разведка по детальному определению расположения сооружений города и раскопаны несколько десятков зданий. Раскопки дали великое множество интересных находок, и наиболее сенсационными стали глиняные шарики различного диаметра.

Шумероведы уже более века считают, что глиняные шарики различного диаметра использовались прежде всего в храмовых хозяйствах для учета зерна, скота и других продуктов. При этом самый большой шарик означает число 360, то есть количество дней в году (тогда еще не знали, что в году 365 дней), средний — 60 (это число равно общему количеству суставов на пальцах рук и ног), 10 — количеству пальцев на руках или ногах. Вот, оказывается, из какой седой древности пришло к нам число 60, чтобы за несколько тысяч лет превратиться в 60 минут и 60 секунд. Что касается «колокольчиков» на глиняной табличке, то они означают единицу, точка — 10, прочие же пиктограммы — наименования продуктов и меры их объема. Кстати, «колокольчики» находят и в трипольских поселениях. Один из них экспонируется в Национальном музее истории Украины в Киеве. Примерно за тысячу лет со времени основания первых городов-государств в Южной Месопотамии шумерские счетоводы полностью перенесли учет на глиняные таблички. При этом единички-«колокольчики» постепенно трансформировались в острые углы, а глиняные шарики — в более тупые (поэтому указанный способ письма получил название «клинопись»).

Но возвратимся к так называемым «протошумерским пиктограммам». Поначалу я, как и подавляющее большинство читателей исследования Анатолия Кифишина, отнесся к его расшифровкам довольно скептически. Но любопытство победило, и я попытался выделить из его исследования самые простые и вместе с тем часто используемые пиктограммы. Следует отметить, что многие пиктограммы Каменной Могилы имеют не одно, а несколько значений. Некоторые из них довольно остроумны и смешны, в чем не трудно убедиться.

Конечно, Анатолий Кифишин — первопроходец и может во многом ошибаться. Однако всего лишь признание того факта, что пиктограммы Каменной Могилы и культуры Кукутени-Триполья являются протошумерскими, кардинальным образом изменит наше понимание становления первоистоков человеческой цивилизации на территории нынешней Украины и Европы вообще. Впрочем, для этого нам придется изменить давно устоявшиеся стереотипы, а это иногда так сложно...

Сейчас снова становится модным говорить о трипольской культуре. Семья известных коллекционеров-филантропов Платоновых собрала очень неплохую коллекцию трипольской керамики, найденной, насколько мне известно, на Черкасщине. Сейчас она экспонируется в Софии Киевской. Не секрет, что за целый трипольский горшок подпольный «археолог» получает минимум 50 долл. Глиняных шариков и «колокольчиков» в коллекции Платоновых нет: ведь никто не знает об их назначении и настоящей цене, а следовательно, и не покупает. Поэтому если их и находят, то просто выбрасывают как хлам.

Конечно, все вышесказанное — на сегодня лишь гипотеза, но гипотеза аргументированная. Окончательно поставить точки над «і» смогут американские, немецкие или французские шумероведы, ведь Украина специалистов такого профиля не имеет вообще.

Другое, не менее перспективное направление, — провести сравнительный анализ соответствия организации трипольских протогородов организации самых ранних южношумерских городов-государств. Я уже работаю над этим и обнаружил ряд аналогий.

А пока это не сделано, необходимо собирать все новые и новые материальные доказательства. Кто знает, быть может, за несколько десятков лет глиняные шарики из Майданецкого будут продаваться на аукционе «Сотби» за бешеные деньги, а туристы со всего мира, глотнув пивка, приготовленного по шумерским рецептам (трипольские едва ли удастся обнаружить), будут слоняться по реконструированным улицам этого города — предвестника человеческой цивилизации, меланхолически размышляя над феноменом «человека разумного».