13 апреля исполнилось 35 лет чемпиону мира по версии ВШС (Всемирного шахматного совета) Гарри Кимовичу Каспарову. О себе он говорит: «Я чемпион мира по шахматам, а не по версии». В таком возрасте великий Алехин победил Капабланку и впервые стал чемпионом мира. Гарри Каспарову это удалось в 22 года.
Еще в 1984 году, когда в Киеве проходил Кубок СССР по шахматам, мне доводилось беседовать со спортивными функционерами на предмет приглашения к нам Гарри Каспарова - чтобы открыть шахматный клуб. Увы… Чуть позднее в журнале «Век XX и мир» - тогда Гарик начинал заниматься общественной деятельностью - он писал, что основной удар репрессий пришелся по «реформаторам социализма».
Г.Каспаров - человек весьма образованный, он много читал по истории, философии, а «Гамлета» мог декламировать наизусть с любой строки - на русском или на английском языках. Единственную возможность увидеться с Гарри я упустил в 1990 году. В начале сентября в Ленинграде проходила 2-я Международная конференция по правам человека. Меня пригласили на рабочую встречу с Карповым, который был тогда в Ленинграде и работал с партией Николая Травкина (позже он разошелся с «Колей»), но время распорядилось по-другому. К сожалению, права человека заставляют желать лучшего и сейчас. О Гарике мы читаем, по большей части, в иностранной прессе: то он открыл шахматную школу для детей в Израиле, то он поселил в США свою первую жену с дочкой, то не приехал в Россию на шахматное шоу - «Кубок знаменитостей газеты «Труд».
Но все эти воспоминания становятся сухим пересказом неиспользованных возможностей, когда наедине или с другими любителями расставляешь фигуры и перед глазами возникает волшебная шахматная партия Гарри Каспарова. Кони и слоны чемпиона занимают отведенные им будто испокон веков позиции, ладья неожиданно приносит себя в жертву, а ферзь делает тихий ход, после чего пешка устремляется в ферзи и противник признает свое поражение. Завороженные смотрят любители на цугцванг противника, будто на вытесанную из камня Пигмалионом статую Галатеи…
На матч с супермашиной «Голубая глубина», состоявшийся в прошлом году, его, как и в молодости, сопровождала мама, Клара Шагеновна. Любовь Каспарова к компьютерным технологиям не случайна. Еще в 80-х годах он покупал компьютерные классы московским школьникам. Сейчас его поражают возможности Internet. С помощью этой международной компьютерной сети он надеется сделать шахматы массовым зрелищем. Интересовала его всегда и проблема шахматной педагогики.
О Каспарове много говорят, и не всегда лицеприятно. Так, Корчной как-то высказался, что человечеству повезло, что Каспаров стал чемпионом мира по шахматам, иначе оно получило бы диктатора. Шахматисты из высшего эшелона поздравляют любителей с тем, что, к счастью, шахматы состоят не только из дебюта, иначе Каспаров был бы непобедим. Дадим слово Каспарову, написавшему об этом философско-аналитическое эссе: «Дебют - часть шахматной партии, во многом определяющая ее развитие. Невозможность выработки точных рецептов стимулировала развитие философии дебюта. Родоначальником этого процесса стал первый чемпион мира Вильгельм Стейниц, его искания продолжил Зигберт Тарраш, а работы Михаила Ботвинника придали всему делу известную законченность… На подготовку некоторых из моих новинок уходили месяцы (если не годы), тогда как другие рождались за считанные часы, а иногда в ходе уже начавшейся партии… Я постоянно нахожусь в состоянии поиска таких идей. При этом совершенно неуместным представляется вопрос «зачем?». Да просто потому, что это очень интересно. Мотивация любого истинно творческого процесса может быть только внутренней, хотя это не исключает вполне «внешних» результатов».
По поводу окончательного отказа Ананда играть матч претендентов с Крамником Каспаров заявил: «Я всегда играл с наисильнейшим претендентом. Я всегда утверждал, что для матча на первенство мира не нужна ни одна «крыша». Капабланка с Алехиным прекрасно без нее обходились, хотя и во времена ФИДЕ, кстати, жили. Алехин ФИДЕ вообще не замечал. Его также пытались дисквалифицировать в 1945 году, но на помощь пришел Ботвинник».
Сегодня и Каспарова пытаются «отрезать» от основного шахматного потока. Гарри утверждает, что 16 октября Севилья и Линарес примут его матч на первенство мира. Соперником чемпиона, очевидно, будет Владимир Крамник, имеющий второй в мире рейтинг, играющий широко и весьма удачно противостоящий в турнирных партиях Каспарову. Но это все о наполеоновском комплексе Каспарова. А теперь - о научных и творческих его устремлениях. Когда-то Гарри говорил, что со временем он оставит шахматы в пользу другого рода деятельности. К счастью, он нашел себя в общении с шахматным компьютером. По его словам, при отшлифовке идеи компьютер увеличивает производительность гроссмейстера в сотни раз. Вот отрывок из его последнего интервью, убедительно свидетельствующий о том, что при участии чемпиона начинается новая эра в шахматах-искусстве, педагогике и спорте: «Пройдет мое соревнование с Топаловым в «продвинутые шахматы». В процессе игры человек сможет использовать компьютеры, что открывает безграничные возможности, позволяет по ходу партии «одевать» свои идеи в совершенную форму, ибо исключаются грубейшие ошибки, рутинные тактические просчеты, всякие там «зевки»… Такая партия может получиться очень глубокой и исключительно интересной. С помощью Internet создастся тот виртуальный шахматный мир, о котором мы часто говорим. Многое будет зависеть от реакции человека, от его умения общаться с машиной в условиях цейтнота…»
В отличие от многих бывших советских граждан, Каспаров не интроверт, а экстраверт. Таков его характер. Он - современный динамичный человек.