Процесс сворачивания демократии или квазидемократии в некоторых странах всегда сопровождается усилением архаизации (мифологизации) сознания широких слоев населения. При этом из коллективного бессознательного всплывают и жизнеутверждаются, то есть экстраполируются на окружающую действительность и реальных личностей, архетипы и образы, которые, в принципе, и обуславливают мыслительную деятельность мифологически мыслящего, формируя для него ту или иную мифологическую картину мира. Иными словами, не отдавая себе в этом отчета, массы порождают все те же вечные образы и символы, хорошо известные мифологам и социальным антропологам, а затем начинают верить в них, как в объективную реальность.
Один из таких архетипических образов - Трикстер (буквально - шут, плут, хитрец, ловкач, обманщик, перевертыш), пародийный двойник культурного героя (первопредка, демиурга, Творца), неумелый подражатель. Хотя в мифологиях некоторых народов его образ может сливаться с образом культурного героя.
Раздвоение на серьезного культурного героя и его демонически-комического дублера в мифологии, фольклоре и в художественной литературе прослеживается на таких антиподных парах, как Бог и Сатана, Аякс и Одиссей, Тимур и Насреддин, Фауст и Мефистофель, Король и Шут. Отличительная черта Трикстера - плутовство, хитрость, лукавство. Он не созидает, а просто переставляет местами определенные стратегические деяния культурного героя, иногда полностью подражая ему во внешней схеме.
В мифах и в фольклоре нередко случается, что символизирующий Трикстера персонаж добивается поставленных целей хитростью и обманом. Так, гомеровский Одиссей преодолевает испытания с помощью обмана, подвоха и откровенной лжи. Хитрость, лукавство, притворство и находчивость воспринимаются архаическим сознанием как умственное превосходство и интеллектуальная мощь.
И хотя Трикстер лишь пародийно повторяет действия культурного героя, ему как персонажу определенной мифологической истории, рожденной мифологическим сознанием, иногда удается совершать "творческие" акты - в чем-то ущербные и без перспективы на долгое существование.
В этом свете любопытна политика современной России, а конкретно - ее президента. Для В.Путина, как для Трикстера, творцом, деяниям которого он подражает, часто прибегая к откровенной лжи и хитрости, является И.Сталин и, в широком смысле, императоры России. С помощью коварства, агрессии, обмана и тайных договоров (например, пакт Риббентропа-Молотова) Сталин собирал земли в СССР. В.Путин присоединил часть Грузии в виде Абхазии и Южной Осетии. Отсюда - реанимация и реабилитация И.Сталина как великого политического деятеля в современной России. Однако масштаб присоединений у В.Путина не тот, что у И.Сталина. Ведь человечество за последние несколько десятилетий стало иным, и его наиболее прогрессивная часть перестала массово и тотально пребывать в коллективном бессознательном. Отрезвление от очарования мифами и вообще от характерного для мифологического мироощущения удобства не думать (а если "думать", то, значит, хитрить) принесла Вторая мировая война с ее великими мифологиями (как раз и породившими войну) - национал-социалистической и коммунистической.
Трюкаческое, плутовское поведение Трикстера мы видим сейчас на примере деяний В.Путина и российской финансовой и политической элиты. Правда, такое положение дел наблюдается почти на всем постсоветском пространстве. Россия - не исключение. Российская политическая и финансовая элита, насаждая массам мысль об особой духовности православной цивилизации и делая акцент на ущербности, порочности и загнивании Запада, тем не менее, скупает "поместья" в Западной Европе и в США, переводя туда капиталы, отправляя своих детей на учебу и проживание. Нельзя сказать, что российский обыватель этого не знает: оппозиция постаралась довольно широко распространить информацию о лукавстве власть имущих. Но игнорирование, незамечание подобных противоречий способно уживаться в массовом замифологизированном сознании, поскольку занимающиеся плутовством и трюкачеством власть имущие ощущаются обывателем как архетипические персонажи, слившиеся во многих своих деяниях с творцом. Массы не волнует, что их уже кинули и обвели вокруг пальца, и что в подобных ситуациях спасутся только некоторые из трикстеров - ведь Одиссей вернулся на Итаку один: все, кто поплыл с ним к Трое, погибли.
Российский обыватель в действиях своих власть предержащих ощущает маленький островок якобы созидания, служения России. И поскольку в последнее время из-за санкций Запада вопрос о материальном благополучии россиян как бы затих, поднимается экзальтированная волна ритуальных выкриков и заклятий о приумножении духовности и наращивании территорий. Сама гибридная война, начатая В.Путиным, зеленые человечки и тому подобное - чисто триктерские трюкачества.
В.Путин и начинал, хотя это сказано несколько преувеличенно и в уничижительной форме, как шут Б.Ельцина - невзрачный, никому доселе неизвестный преемник. Само преемничество власти в современном мире, в стране, жизнь которой, пусть во многом и внешне, строится якобы на принципе работы европейских западных институтов, - трюкачество чистой воды. Сам процесс обогащения в России и других постсоветских странах произошел путем трюкачества.
В прошлом году канцлер Германии Ангела Меркель долго говорила по телефону с президентом России о незаконной аннексии Крыма. После разговора она сказала, что Путин живет в другой реальности. А говоря языком социальных антропологов - в мифологической реальности. И хотя он обладает цепким умом и хорошей памятью, в кардинальных геополитических вопросах ведет себя как мифологическое существо, пытающееся слиться с культурным героем СССР И.Сталиным.
Российский журналист Остап Кармоди так описывает состояние нынешней России в статье "Пытка чужой свободой: "В России нет главных составляющих успешного общества - уважения людей к частной собственности и труду, ответственности за собственную судьбу, умения и желания находить компромисс с окружающими. Зато в ней считают доблестью ловко украсть и уважают власть за свирепость".
Д.Гаврилов в своем исследовании "К определению Трикстера и его значимости в социокультурной реальности" приводит в пример слова известного исследователя сущности Трикстера Йохана Хейзинга: "Плутующий игрок… не портит игры. Он делает вид, что соблюдает правила, играет вместе со всеми, покуда его не ловят на плутовстве". Эти слова полностью характеризуют политику Путина, многократную ложь которого уже разоблачили, и который для лидеров цивилизованных стран стал нерукопожатным. Но это первый шаг в борьбе с Трикстером - реликтом, персонажем, характерным только для мифологического мира и в мифологически мыслящей среде. Он просто является олицетворением конкретным человеком коллективного бессознательного российского общества. Ужас в том, что такое может происходить в наше время. В мир ворвался миф, фантазии коллективного бессознательного реализовались, и чисто мифологический персонаж воплотился в конкретную личность…