Хорошие родители готовы на многое ради того, чтобы обнаружить и развить скрытые способности и таланты своих детей. Ведь можно соблюсти баланс: не лишив ребенка детства, приучить его к нестандартному мышлению и плодотворному использованию своего времени. Получается такой себе «тайм-менеджмент» чуть ли не с пеленок. Другая сторона - развитие творческой составляющей, быстрое пробуждение как в ребенке, так и в себе глубинных созидающих ресурсов.
Направления в области психологии «плодятся и размножаются» - сейчас их уже более 400. Кто-то даже пошутил: «Если б авторы читали работы друг друга, то психологических течений было бы гораздо меньше». Вместе с тем немало людей ищут принципиально новые грани практического применения этой сферы. Взрослые тоже нуждаются в развивающих играх. Самая же интересная игрушка… нет, не компьютер. А человеческий мозг. Хотя, как известно, компьютер был создан по модели мозга. По мнению ученых, среднестатистический человек использует сей важный орган лишь на 5%. И если свой мозг не развивать и не тренировать так же, как и другие части тела, то можно подтвердить эту статистику...
Ассортимент все шире
Родителям сейчас есть из чего выбирать - проблема скорее в том, чтобы не затеряться в обилии различных развивающих систем. Существует, к примеру, методика Николая Зайцева, который предложил свой метод овладения чтением, или методика Никитиных, в основе которой лежит свободное развитие ребенка в процессе игры. Проверенные временем системы Монтессори, вальдорфской педагогики дополняются новыми «развивалками» с учетом потребностей детей в живом общении, активизации сферы чувств, воображения, мышления. Такие умные игры станут неоценимым подспорьем во взрослой жизни, основой уверенного поведения и успешности.
По словам детского психолога С.Прядун, особой популярностью у родителей пользуется «система гармоничного развития ребенка» - работа с высшими психическими функциями (память, внимание, мышление). Специалисты играют с детьми не просто, а с обязательной сменой деятельности каждые три минуты, что учитывает возрастные особенности и потребности. Так достигается подготовка детской психики к восприятию информации, с которой ребенок раньше не сталкивался. Включая логику, малыш сам должен осознать некоторые простые вещи, а не заучивать как попугай. Кстати, самым младшим клиентам развивающих детских центров всего девять месяцев.
Часто приходится, например, слышать: я не умею рисовать. Для психолога это только маркер неуверенности в себе - ведь выразить эмоции цветом и линией в принципе способен любой человек. Конечно, если не воспринимать приближение к чистому листу как придирчивый экзамен, от которого невозможно получить ни радости, ни удовольствия.
Вверх тормашками и с кисточкой
Яркий пример методики, развивающей высшие психические функции, - так называемая правополушарная живопись. Этот оригинальный тренинг развития гибкости мышления, совмещающий искусство и психологию, становится все более популярным. Правополушарная живопись (автор - психолог Татьяна Лобанова) не курсы по изобразительному искусству, а психологический тренинг правополушарного экспресс-рисования. Образно говоря, как будто переворачиваешь себя вверх тормашками. Мало того, потом какое-то время еще и стоишь на голове, как йог.
Задача - активизировать правое полушарие мозга и максимально отключить левое, таким образом высвобождая объемный ресурс творческой энергии и получая доступ к сфере бессознательного. А там много чего интересного! Языка как такового правое полушарие не понимает, оно отвечает за эмоциональную сферу - образы, чувства. Левое полушарие мозга, наоборот, аналитическое - оно воспринимает язык. И рациональные люди порой хотят хотя бы на время оказаться «по ту сторону» привычного способа действий, включив чувства как психический ресурс для более полного ощущения жизни.
До 12 лет у детей доминирует правое полушарие. Поэтому часто говорят, что они мудрые и им открыты тайные сферы жизни. И что они чисто интуитивно находят неожиданные креативные решения. Разве что левши могут сохранить этот первичный творческий дар. А праворуким людям приходится его поддерживать и развивать.
Как это происходит
Поначалу люди сами для себя готовят краски, сразу погружаясь в особое рабочее состояние. Рисование начинается с элементарного действия: лист бумаги грунтуется белой краской, потом по ней разносятся абстрактные цвета. Получается уже законченный живописный продукт, который отражает настроение человека. И это изначально настолько красиво, что пропадают зажимы и неуверенность. Если человека просят нарисовать, к примеру, дерево или цветок, то часто включается сопротивление и страх. А загрунтовать лист белой краской и разнести по ней цветные брызги получится у всех. Рисуют гуашью - она хорошо накладывается и быстро сохнет. Потом концепт происходит еще более удивительным образом: все создается в перевернутом виде. К примеру, трава рисуется сверху вниз, облака находятся внизу, линия горизонта - в нижнем краю листа… Разрушаются все возможные стереотипы того, как это должно быть. Чтобы сознание в какой-то момент просто отключилось и уже больше не могло контролировать процесс».
По словам киевского психотерапевта Разеды Ткач, которая проводит семинары по правополушарной живописи, занятие проходит в режиме зрительного штурма: «Я закрепляю на планшет листочек и показываю, что нужно рисовать. Делаю все очень быстро; так же быстро все должны это повторять. О качестве рисунка даже речь не идет. Сознание должно отступить и дать возможность проявиться бессознательному. Главное - четко следовать инструкциям. В результате у всех будут разные рисунки. Люди потом берут свои листочки, переворачивают их и удивляются: ну надо же, а я ведь вообще не умел рисовать!..»
На пятом-восьмом рисунке человек уже настолько раскрепощен, что рисует не кистью, а пальцами. И не боится замазаться, а это значит - избавляется от своих перфекционистских убеждений. На один рисунок выделяется не больше 10 минут. Потом по этим рисункам можно сделать психологическую диагностику автора. Правополушарную живопись совмещают с терапевтической метафорой. Если в экспресс-рисование вплести какую-то историю, то получается колоссальный эффект для психологического здоровья ребенка. То есть определенная сказка, небылица или притча накладывается на выполнение рисунка.
Недавно привели девятилетнюю девочку, которая очень часто болела, несмотря на то, что ее организм находился в хорошем состоянии. Применили к ней технику правополушарного экспресс-рисования, каждое движение ребенка сопровождалось отдельными фрагментами определенной истории. Например, девочка покрывала лист белой краской, а ей говорили, что когда ребенок рождается и пьет только мамино молоко, его организм похож на эту белую краску, потому что там присутствует лишь цвет молока. Потом надо выбрать краски, соответствующие радостным эмоциям, и так далее. Метафора развивается, и создается целая картина, в которой есть и дерево жизни, и целебные травы, и волшебная ромашка - цветок сомнения (буду я продолжать болеть или буду здоровым) и много другого. В результате девочка создала изумительной красоты рисунок. Но во время творчества ее мозг ничего не контролировал - она думала, что это история сказочных персонажей, а не ее жизни. Таким образом, метафора ушла в бессознательную сферу и укрепила здоровье ребенка - оно значительно улучшилось.
Люди приходят семьями, приводят детей. Почти у каждого участника после тренинга по правополушарной живописи меняется жизнь. Тренеры порой спрашивают: «И что вы с этим будете делать?» Многие тут же дают четкий ответ. А люди, еще не готовые к реальным изменениям, затрудняются ответить…
В любом случае радует, что украинцы уже не опасаются работы не только с сознанием, но и со сферой бессознательного. А ведь совсем недавно у многих наших граждан само слово «психотерапевт» вызывало стойкие ассоциации с личностными отклонениями и клиниками для душевнобольных. Но чего боишься, то больше всего и притягивает… Теперь маятник качнулся в другую сторону - люди хотят активно менять свою жизнь.