UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ КУКЛА — ПЕДАГОГИЧНО И ЭКОЛОГИЧНО

Дерево, солома, глина, лен, шерсть, кукуруза, сыр, мука — вот далеко не полный перечень природных, по-настоящему экологически чистых материалов, которые использовали и используют украинские мастера-кукольники...

Автор: Ольга Михайлюк

Дерево, солома, глина, лен, шерсть, кукуруза, сыр, мука — вот далеко не полный перечень природных, по-настоящему экологически чистых материалов, которые использовали и используют украинские мастера-кукольники. В отличие от пластмассовых Барби, рождающихся на конвейере, традиционные игрушки индивидуальны. Мастер создает их, вкладывая свою живую энергию. Народная кукла проста, но очень образна, символична. Играя с ней, ребенок может фантазировать, придавать ей те или иные черты, выделять особенности характера. В такой кукле нет агрессии, зачастую присущей популярным сегодня персонажам из магазинов игрушек.

В киевском Музее Тараса Шевченко с 25 декабря по 25 января уже в четвертый раз проходит выставка «Традиционная украинская кукла». Она уже побывала в Луганске, а после Киева отправится в Винницу. Автор идеи и куратор выставки — этнограф, сотрудник Музея народной архитектуры и быта Украины Алексей Доля — собрал игрушки со всех регионов нашей страны. «У нас есть мастера, способные создавать прекрасные высокохудожественные вещи. Я объездил всю Украину с экспедициями и могу утверждать это наверняка. Лет пять назад в Ганновере в Германии проходили Дни украинской культуры. Украинским сувениром почему-то стала матрешка. Игрушку можно по-разному трактовать — обрядовая, игровая, коллекционная, сувенирная. Сувенир — это визитка страны, он должен нести информацию. А какую информацию об Украине несет матрешка или шинели с Андреевского спуска? Я понял, что необходимо как-то противостоять этому китчевому движению. Мне помогли коллеги, мастера, которые привезли свои игрушки. Так и прошла первая выставка, — рассказывает Алексей Доля, — Она стала ежегодной, хоть организуется что называется «на энтузиазме». Мастера — творческие люди, художники. Им нужна поддержка, и не только материальная, но и моральная. Важны общение, обратная связь. В этом году снова будут проходить мастер-классы. У нас уже есть опыт, в прошлом году мастерица учила делать кукол из ниток, в позапрошлом — ткали и вырезали из дерева. Это очень оживляет выставку».

Подобные мастер-классы часто перерастают в студии. Интерес к кукле в Украине растет. Так, например, Мария Кравчук с Волыни, работы которой представлены на выставке, делает игрушки из соломы и учит этому детей в своем кружке. Накануне Нового года основной темой были, конечно же, елочные игрушки — настоящий простор для детской фантазии. В результате самыми немыслимыми соломенно-елочными игрушками довольные собой маленькие мастера украсили живую елку в близлежащем лесу.

Участниками нынешней выставки стали мастера самых разных возрастов — от четырех до восьмидесяти лет. Возраст же некоторых игрушек измеряется тысячелетиями. Впервые в этом году на выставке можно увидеть женские керамические фигурки Триполья. Некоторые ученые настаивают на исключительно ритуальном значении этих фигурок, другие считают, что при этом они могли быть отличными игрушками для детей. По словам Алексея Доли, это повод для очередного долгого спора, истина которого лежит на глубине шести тысячелетий.

Керамика и дерево раньше других материалов начали использоваться при изготовлении игрушек. На выставке — лошадки, птицы, тележки, сундучки, игрушечная мебель, посуда, музыкальные инструменты. Многие деревянные игрушки, связанные с шумовыми эффектами (погремушки, деркачи, свистульки), выполняли защитную функцию — считалось, что их тарахтение или свист отгоняет от ребенка злую силу. Среди керамических игрушек также наиболее распространены шумовые свистульки-люди (барышни, кумовья, молодые) или животные. Благодаря материалу (серо-желтой глине) выглядят они довольно архаично. Даже когда глину расписывают, то как будто наспех. Это делается специально для того, чтобы создать метафорический, присущий народному искусству, а не натуралистичный образ, дать ребенку пофантазировать. Именно такими являются работы Александры Селюченко, которые уже не первый раз будут представлены на выставке, они — классика украинского народного искусства и украшение многих музеев и частных коллекций.

Народные куклы изготовляются также из соломы, ткани, кусочков старой одежды, ниток. Одни из наиболее популярных в Киевской, Полтавской и Черкасской областях так называемые узелковые куклы или мотанки. Их делают, перекручивая и перевязывая ткань. Все эти яркие, разнообразно декорированные куклы имеют одну общую примету — на лице разноцветными нитками выплетен крест. Узелковые куклы относятся к «неодетым». На остальной территории Украины более известны «одетые» куклы — одежда для них специально кроится и шьется, часто документально воссоздавая местные наряды и характерные черты лиц, вышитые или нарисованные. Такие куклы тоже предназначались не только для игры, но и для защиты — если ребенок заболевал, то куклу, которой он играл, хоронили, с ней хоронили и болезнь. На выставке представлены как довольно древние мотанки из коллекции Марка Грушевского, плямянника Михаила Грушевского, который очень увлекался куклами и их историей, так и современные мотанки, созданные киевской художницей Людмилой Тесленко-Пономаренко.

Куклы из ткани характерны не только для Центральной Украины, а и для других регионов, в частности для Карпат. Однако есть в горах игрушки, которые встречаются только тут — на Косовщине и Верховине. Ими можно играть, их можно съесть — гуцульские сырные птицы, бараны, зайцы и белки обязательно появляются на праздник в карпатских селах. Сейчас их приготовлением занимаются женщины, хотя раньше это было мужским занятием — их готовили пастухи, чтобы развлечь детвору. Съедобные игрушки, — но не из сыра, а из муки, — делают на Полтавщине. Для маленьких колядников раньше в каждом доме пекли большие пряники, обычно очень яркие — розовые, голубые, желтые, расписные, с орнаментом. Рельефный рисунок выдавливался на сыром тесте при помощи резных пряничных досок с геометрическим, а позднее растительным орнаментом.

«Народные мастера всегда использовали и используют «живые» материалы. И то, что окружало ребенка, оживало. Так формировалось уважительное отношение к окружающей среде, к тому же дереву или кукурузному початку. Благодаря таким игрушкам ребенок легко и в то же время подробно знакомился с местными традициями, костюмами, праздниками, — говорит Алексей Доля. — Накануне первой моей выставки мне многие говорили, что она будет интересна только искусствоведам, потому что современные дети увлекаются трансформерами, покемонами и прочими монстрами. Но мне была очень интересна реакция детей, а не испорченное взрослое мнение. Потрясающе — то, что я представлял теоретически, я увидел вживую, — дети были в восторге, а взрослые возвращались в детство. В прошлом году выставку посетило приблизительно шесть с половиной тысяч человек, немало для Киева, где ежедневно проходят десятки выставок».