Существуют мужчины-традиционалисты, которые считают, что зарабатывание денег - прерогатива мужчин. С их точки зрения, чем меньше женщина включена в процесс добывания хлеба насущного, тем лучше. Деньги для мужчин этого типа - один из важнейших эквивалентов мужественности. Без денег не может быть самостоятельности, независимости, власти над жизненной ситуацией, надежности, стабильности.
Кстати, деньги являются даже в некотором смысле «виагрой», поскольку их наличие придает мужчине уверенность в себе и благодаря этому повышает потенцию, а их нехватка, наоборот, так бьет по мужскому самолюбию, что сексуальные проблемы не заставляют себя долго ждать.
Социокультурные стереотипы отражают как раз традиционалистскую точку зрения на добывание именно мужчиной денег для своей семьи. Общество ожидает от мужчин активности, напористости в делании карьеры, успешности, результативности. Не отвечать общественным ожиданиям в течение длительного времени - не просто болезненно для мужчины, это даже опасно. Падение самооценки, неуклонное снижение самоуважения, непринятие себя сказываются буквально во всем: растет раздражительность, конфликтность, угнетенность, снижаются творческие возможности, куда-то пропадает былая решительность, а вместе с ней тает и мужественность.
Разумеется, не все мужчины относятся к традиционалистам. Есть и новаторы, которые поддерживают более современную точку зрения на равноправное распределение ролей в обществе и семье. По их мнению, и женщина, и мужчина должны в меру своих потребностей, сил и возможностей зарабатывать деньги, делать карьеру, добиваться престижных должностей.
Мужественность и женственность в глазах этих мужчин не являются абсолютно полярными характеристиками; в сегодняшнем технологизированном мире они постепенно сближаются. Активная, энергичная, напористая, смелая личность - совсем не обязательно только мужчина или мужеподобная женщина. Как и эмоциональная, теплая, сочувствующая личность - вовсе не только женщина или женоподобный мужчина.
Однако даже эти нетрадиционные, творческие, современные мужчины где-то глубоко в подсознании зависят от консервативных общественных ожиданий, всеми силами противясь им. Им все-таки было бы уютнее в этом мире, если бы их зарплаты хватало для нормальной жизни их семьи.
Что касается мужчин постсоветского периода, им, бедным, практически никогда не удавалось зарабатывать столько, чтобы суметь почувствовать себя традиционалистами или новаторами. Выбора не было и пока нет. Большинство наших мужчин никогда не чувствовало на собственном опыте теснейшую связь мужественности и экономической состоятельности, поэтому их представления о том, кто должен зарабатывать деньги в семье, такое, какое вы видите из приведенных выше интервью. Зарабатывает тот, кому удается, - такова психология неимущих.
И все же подспудное желание стать хозяином своей жизни есть у каждого человека. Каждый ощущает потребность быть полноценным мужчиной и видеть рядом полноценную женщину. А полноценная женственность, конечно же, подразумевает не одни сплошные памперсы и кастрюли. Женщина должна иметь возможность развиваться как личность, искать себя в работе, но при этом не думать, что она - главная кормилица в семье. Такой непосильный, неестественный для женских плеч груз еще ни одну семью не укрепил, ни одну пару не сделал счастливой.
Традиции отмирают медленно и постепенно. Решительно отказываться от них не получается. И хотя в будущем, наверное, женщины позаимствуют все социально полезные мужские качества, как они уже позаимствовали брюки и короткие стрижки, а мужчины в свою очередь увидят пользу для себя в сугубо женских добродетелях, этот процесс будет непростым и небыстрым. А пока мы еще переживем усиление традиционализма, если общество даст возможность нашим мужчинам зарабатывать, и только потом появятся настоящие мужчины-новаторы.