UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОТ, КТО УМЕЛ ПОМНИТЬ

Высокий, гибкий ашгабадский мальчишка, в брюках «клеш» и обтягивающем стройную фигуру сверхмодном батнике появился в Москве в 1965-м...

Автор: Светлана Короткова

Высокий, гибкий ашгабадский мальчишка, в брюках «клеш» и обтягивающем стройную фигуру сверхмодном батнике появился в Москве в 1965-м. Подал документы во ВГИК на режиссерский и… не прошел. Ребята, перемещающиеся толпой из одного творческого вуза Москвы в другой, посоветовали податься в Щуку, на актерский. Так Леонид Филатов, поступив в Щукинское училище, ступил на трудную дорогу восхождения к славе.

Еще в институте он обратил на себя внимание режиссеров известных театров и, закончив учебу в 1969 году (курс В.Львовой, учившейся у самого Вахтангова, и Л.Шихматова), пришел в знаменитую, культовую тогда, осаждаемую толпами зрителей Таганку. Создателем и бессменным лидером этого театра был Юрий Петрович Любимов. Молодого артиста, обладающего заразительным обаянием и мощной актерской энергетикой, тут же ввели в спектакль «Антимиры» по А.Вознесенскому. И посыпались роли одна за другой в знаменитых, уже ставших театральной классикой спектаклях. Ведущий в яростной попытке прочесть «Что делать?» Чернышевского, Федерциони в «Жизни Галилея», Кульчицкий в «Павших и живых». Он был одним из ведущих актеров во всех «главных» спектаклях Таганки – «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Вишневый сад» А.Чехова, «Гамлет» В.Шекспира и «Дом на набережной» Ю.Трифонова и далее по афише – «Пугачев», «Товарищ, верь», «Пристегните ремни», «Час пик» и т.д.

Актеры Таганки часто были соавторами спектаклей. И Леонид Филатов, который начал печататься еще школьником в Ашгабаде, оказался в первых рядах. В его творческом архиве запомнившийся зрителям спектакль «Под кожей статуи Свободы». Филатов — автор пьес «Пестрые люди», «Художник из Шервудского леса», «Часы с кукушкой» и автор песен, которыми всегда славилась Таганка, — «Когда-то в Калифорнии», «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Геркулес и авгиевы конюшни».

Когда Театр на Таганке возглавил Анатолий Эфрос, Филатов категорически не принял его, за что каялся впоследствии всю жизнь, и ушел на два года в «Современник». Его присутствие там не прошло незамеченным для публики. Но по возвращении Любимова Леонид снова в родном театре, который во время раскола покидает, и вместе с Николаем Губенко, Наталией Сайко, своей женой и преданным другом Ниной Шацкой и другими актерами создает творческое объединение «Содружество актеров Таганки».

Через год после начала работы в театре Леонид Филатов параллельно начинает много и успешно сниматься. И если его дебют – «Город первой любви» остался почти незамеченным, то позднее, в 80-х, он сам стал бессменным лидером проката, покорителем зрительских сердец и соратником ведущих режиссеров кино. Достаточно вспомнить его работы у А.Митты («Экипаж»), К.Ершова («Женщины шутят всерьез» и «Грачи»), Э.Рязанова («Забытая мелодия для флейты»), К.Худякова («Успех»), К.Шахназарова («Город Зеро»), С.Соловьева («Избранные»), Э.Севела («Благотворительный бал») и, наконец, А.Зархи в «Чичерине», за роль в котором актер был увенчан наградами многих международных фестивалей. Филатов глубоко понимал и тонко сопереживал собратьям по сцене и в 90-м году снял по собственному сценарию, сыграв там одну из главных ролей, фильм «Сукины дети», который тогда же получил на фестивале «Кинотавр» первую премию в номинации «Кино для всех».

Со своим сокурсником и другом по жизни Романом Качаном Филатов написал множество песен, которые лишь недавно были собраны вместе и вышли в 1996 году на диске, который называется «Розовый кот». У Филатова не хватало времени «продвигать» себя, он просто очень много работал и очень эмоционально жил, любил, страдал, не терпел компромиссов и все это «выливалось» на бумагу. С 90-го года одна за другой выходят в свет его книги: «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Большая любовь Робин Гуда», «Сукины дети». «Театр Леонида Филатова» и «Я – человек театральный».

Звание народного артиста России, многочисленные награды международных кинофестивалей, лауреатство в «Триумфе», Международная премия в поэзии в номинации «Русь поющая», годовая премия журнала «Октябрь» за комедию «Лизистрата», даже «Тэффи» и Государственная премия за подвижническую работу его жизни – телевизионный цикл «Чтобы помнили…» бледнеют рядом с самими этими программами.

— Россия, — говорил в одном из интервью Леонид Филатов, — беспамятная страна. Спроси сегодняшних гимназистов, кто такой Шукшин? Не каждый из знающих всех нынешних поп-звезд, до самых крохотных звездочек, ответит. Да что Шукшин! Гагарина не знают. Говорят, будто первым в космосе был американец. Из всего этого и возникла идея телепередачи «Чтобы помнили…». Возникла на полемической ноте: говорить не о гениях, а о людях «второго эшелона», о которых забывают в первую очередь.

Позднее, правда, появились главы и о великих актерах. Но в любом варианте – это была работа на самосожжение, когда не страна, а семеро одержимых с канала REN TV во главе с Леонидом Филатовым взяли на себя тяжкое бремя вернуть из забвения имена, лица, судьбы, погрузились в тяжелую энергетику общения со вдовами, осиротевшими детьми, одинокими стариками. Они не искали специально трагические судьбы – время было такое, страна такая. Во многих случаях возникала тема вины. Почему не помогли? Кто виноват?

— И если где-то в актерской семье, — развивал свою мысль Леонид Филатов, — всплакнут: ну, наконец-то, вспомнили – это и есть для нас высшая награда. И наша сверхзадача, если хотите.

Он сам прекрасно понимал, что «бродить по кладбищам» – не лучший способ собственного бытия, и, наверное, не предполагал, что это так страшно отразится на собственной судьбе, но считал своей святой обязанностью вернуть память о своих забытых или полузабытых собратьях по сцене и экрану. Изольда Извицкая и Николай Гринько, Петр Алейников и Иван Миколайчук – в телеархиве более шестидесяти программ, которые автор и ведущий Леонид Филатов вел уже тяжело больным, каждое слово давалось ему с трудом. Благо рядом были соратники, беззаветно любящая и преданная жена Нина Шацкая, оставившая театр, чтобы продлить жизнь Лене, сын, внучки…

Леонид Филатов ушел очень рано. А разве может быть уход вовремя, когда ты всю жизнь нес актерскую, писательскую, человеческую ношу, не декларируя себя подвижником. Он сам умел помнить и щедро, даже расточительно, дарил это умение другим. Чтобы помнили…