UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТОРТОМЕТАТЕЛЬ» И ЕГО ЖЕРТВЫ

Хобби бывают разные. Собирание спичечных коробков, открыток, пивных кружек - это привычно. Есть и вовсе оригинальные люди, которые посвящают свой досуг занятиям неординарным...

Хобби бывают разные. Собирание спичечных коробков, открыток, пивных кружек - это привычно. Есть и вовсе оригинальные люди, которые посвящают свой досуг занятиям неординарным. Например, бельгиец Ноэль Годен. Он любит внезапно вывернуться из-под руки известного режиссера, актера, писателя и смачно влепить ему в физиономию свежий торт, густо смазанный кремом или взбитыми сливками. Коллекция собранных таким способом имен внушительна и постоянно растет. Об этом своем хобби он рассказал итальянскому корреспонденту Джованни Фирману:

- Если бы мне сказали, что моя карьера «тортометателя» скоро закончится и у меня осталось всего три «цели», я выбрал бы папу римского, французского министра внутренних дел Шарля Паскуа и итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони. Что касается первого названного, то я уже было все приготовил, все хорошенько продумал - наша встреча должна была состояться в мае в Брюсселе, куда папа собирался с визитом, но он предусмотрительно поскользнулся в собственной ванне, и поездка была отложена. Однако я вовсе

не отказался от осуществления этого проекта. С

Шарлем Паскуа, конечно же, все будет проще. А вот с Берлускони дела обстоят серьезно. Став премьером, он очень увеличил свою охрану, однако я не отступаюсь, и если у кого-нибудь из читателей появятся соображения на этот счет, я их охотно приму...

Послушать, так создается впечатление, что все это говорит какой-нибудь террорист-анархист. Но нет - с нами разговаривает Ноэль Годен, бельгиец, пятидесяти лет от роду, молодо выглядящий человек, чье лицо украшено густой щеткой усов. Нет, он не террорист, он не стреляет из пистолета, не швыряет бомбы, не набрасывается на жертву с ножом в руке. Он поражает ее свежеиспеченным кремовым тортом. Свои снаряды покупает в лучшей кондитерской Брюсселя, выбирает их придирчиво, тщательно удаляет с кремовой поверхности орешки или вишенки, чтобы они невзначай не поцарапали избранную физиономию, по которой торт и будет размазан.

Ноэль Годен, по прозвищу Жорж ле Глупье, начал свою карьеру «тортометателя» в 1969 году. Первой «целью» была знаменитая французская писательница Маргерит Дюра. Затем были другие не менее известные клиенты -в частности, президент французского телевидения Жан-Пьер Элъкабаш, французский кинорежиссер Жан-Люк Годар, итальянский -Марко Феррери, бельгийский хореограф Морис Бежар, индийский гуру Магариши.

Ноэль Годен продолжает свой рассказ:

- В 1968 году я работал критиком в дешевеньком бельгийском журнальчике «Друзья кино». Не раз в двоих выступлениях призывал рабочих и служащих в знак протеста устраивать акции саботажа, и сам как пролетарий умственного труда этим занимался. Как я это делал? За шесть лет работы в этом издании опубликовал около двухсот полностью высосанных из пальца интервью, писал рецензии на фильмы, которые не видел или которые вообще в природе не существовали. Сам придумывал сюжеты этих лент, цитировал фамилии актеров, которые будто бы в них снимались, с помощью друзей делал фотомонтажи и публиковал их, выдавая за кадры из фильмов. Среди персонажей, которых я тогда выдумал, был Жорж ле Глупье, забавный тип, который разъезжал по кинофестивалям и швырял людям торты в физиономии. И как-то мне и моим товарищам пришла в голову мысль «оживить» шутника. Наметили первую жертву: писательницу Маргерит Дюра, очень скучную даму. Она пишет никчемные книги, по которым снимают занудные фильмы. Мы провели очень успешную «операцию» - это случилось в университете Лованио, куда она прибыла на премьеру фильма по одному из ее сочинений...

Не следует думать, что Годен только и делает, что швыряется кремовыми тортами. Он - известный кинокритик, он печатается в «Сине ревю» и «Визьон». И все же удивительное хобби поглощает у него немало времени и сил.

Годен живет в симпатичной вилле в фешенебельном квартале Брюсселя. Одна из комнат его дома буквально забита тысячами кассет, на них он вот уже тридцать лет записывает всякие глупости которые выплескивают в эфир бельгийские и французские телекомпании, В этом запущенном доме, где царит фантастический беспорядок, Годен живет с подружкой Сильвией. Она помогает ему осуществлять «сладкую агрессию».

- Цели мы выбираем не вдвоем, у нас есть еще ассистенты, все вместе и решаем, кто будет следующий, - говорит Годен. - С Маргерит Дюра все ясно - это был персонаж из литературы. Затем мы занялись философией, вернее, псевдофилософией, сразу «выплыл» Бернар Анри Леви, на мой взгляд, представитель самой беспомощной и отвратительной линии этой суперинтеллектуальной науки. Далее мы подумали о балете. Ясно, Бежар, всемирно известный хореограф! А ведь его танец не говорит ни о чем - этот человек только притворяется значимым! Песня? Конечно же, Патрик Брюэль! А вот телевидение и все, что есть отвратительного на экране, безусловно, ассоциируется с именем его хозяина, бывшего журналиста Жана-Пьера Элькабаша. Когда добрались до кино, то были названы имена Жана-Люка Годара, Марко Феррери, Жана Делануа. Конечно, между ними есть разница, но, в общем, все они заслужили свою порцию крема в физиономию.

- Как реагируют мои жертвы? Одни философски, другие плохо, третьи очень плохо. Только Жан-Люк Годар рассмеялся, когда я размазал крем по его физиономии! Хуже всех отреагировал философ Леви. Правда, надо сказать, что из всех моих «клиентов» только он один подвергался экзекуции четыре раза. Это довело его до истерики! Теперь в общественных местах появляется в окружении группы «горилл» - это его «антитортовое» прикрытие. Однако во время последнего Каннского кинофестиваля все воочию увидели, что его усилия были напрасны: Жоржле Глупье влепил ему в физиономию очередной торт. Самая забавная реакция, на мой взгляд, была у итальянца Марко Феррери. Счистив с лица взбитые сливки, он тотчас же созвал пресс-конференцию и заявил: «У меня есть доказательства, что это нападение было организовано ЦРУ».

Увы, до сих пор никто из моих клиентов не захотел признать, что получил по заслугам. Кто-то прислал мне для оплаты счета из прачечной, один - Ален Беверини, абсолютное ничтожество, - подал в суд. Только Жан-Люк Годар меня защитил. Некий телевизионный деятель, получивший порцию моего крема, заявил, что стал жертвой нападения сумасшедшего. «Да нет, - сказал Годар, - эти инциденты напоминают сценки из превосходных старых фильмов-комедий. И потом крем-то вкуснейший!» Годар сделал больше: когда дирекция Каннского фестиваля решила пожизненно лишить меня права посещать этот киносмотр, он написал им письмо с требованием вернуть пропуск, который у меня отобрали. Настоящий джентльмен! Он даже отдал в еженедельник «Кайе дю синема» фото, на котором видно, что все его лицо измазано кремом.

- Меня иногда спрашивают, почему я «работаю» преимущественно с представителями культуры. Это не так. В прошлые годы мои сладкие снаряды летели в лицо мэра Нью-Йорка Абрахама Бина, бывшего лидера «Черных пантер» Элдриджа Килливера, губернатора Калифорнии Эдмунда Брауна. В свое время разукрасил кремом бельгийского министра Эдуара Пулле, капитана Марка Филлипса, бывшего мужа английской принцессы Маргарет, и Билли Картера, брата Джимми Картера. А уж потом решил подзаняться культурой. Теперь уже опять «вернусь в политику». Три личности, о которых я говорил вначале, выбрал потому, что они чувствуют себя просто всемогущими, они убеждены, что им все позволено, потому что их выбрали на занимаемые ими высокие посты. Например, итальянский премьер Сильвио Берлускони: он слишком уверен в себе, слишком улыбчив, слишком богат - в общем, бесконечное число этих «слишком». Он был таким, еще когда занимался только своим собственным телевидением и наращивал капиталы. Знаю, что сейчас половина Италии стоит перед ним на коленях, а другая половина подняла бы бокал за здоровье Жоржа ле Глу-пье, если бы ему удалось задуманное, что теперь довольно непросто. Кое-какие мысли у нас есть, но их реализация будет стоить больших денег, поэтому сейчас мы ищем спонсоров. Хотелось бы также найти добровольцев в Италии, которые согласились бы нам помочь. Ведь надо будет где-то остановиться, нам нужны переводчики да и просто люди, которые знали бы все ходы и выходы, например в Риме.

Цель моих сладких акций - не просто наказывать людей скучных, претензиозных, самовлюбленных. Моя мечта сделать так, чтобы в Билле о правах человека появился еще один параграф и чтобы он звучал примерно так: «Каждый человек имеет право - более того, он просто обязан-запустить тортом в лицо всякому, кто хочет завладеть властью с целью обмана ближних и удовлетворения собственных потребностей».