UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОЛЬКО ЛИ ЗА МЕТАЛЛ?

Уезжают за рубеж украинские миротворцы. Кто в Боснию, кто в Косово, кто в Ливан. Средства массовой информации сообщают, что недавно один батальон отправился из Одессы в Ливан...

Автор: Павел Позняк

Уезжают за рубеж украинские миротворцы. Кто в Боснию, кто в Косово, кто в Ливан. Средства массовой информации сообщают, что недавно один батальон отправился из Одессы в Ливан. 650 добровольцев-контрактников. Там им предстоит строить дороги и фортификационные сооружения, восстанавливать электроснабжение. Едва ли не детская работа. Вот шведам предстоит хуже — разминировать территорию и уничтожать боеприпасы. А мин на этой земле, по грубым подсчетам, более полутора миллионов штук!..

Что ж, повезло значит нашим. А ведь с 1978 года на земле Ливана, по данным ООН, погибло 226 миротворцев. Но риск оправдан. Зарплата солдата составляет 550 долларов, у офицеров она еще выше. А в случае гибели добровольца, его семья получит компенсацию в сумме 130 тыс. долларов...

И все же напрашивается вопрос: только ли ради металла люди готовы отдать свои жизни? А как же идейные убеждения, почетное имя миротворцев? И начинаешь искать ответ на этот вопрос в отечественной истории.

В советский период мы то и дело оказывали кому-то интернациональную помощь. То в Корее, то во Вьетнаме, то в Египте, Афганистане и других местах. Естественно, добровольно. Ведь денег за это не платили. Но раньше, раньше-то как? Когда и военкомат не принуждал, и партийные органы не обязывали, и на тарелку супа для семьи не приходилось зарабатывать?

Но традиции были!

Николай Витальевич Лысенко был потрясен увиденным в августе 1876 года на Киевском вокзале. Казалось, весь город собрался здесь, непрерывно раздавались крики «ура». Вскоре великий украинский композитор писал своим друзьям Драгомановым о небывалом подъеме, царившем в Киеве с началом сербско-турецкой войны. Здесь сразу же возник волонтерский комитет из представителей прогрессивной общественности, занимавшийся сбором средств для южных славян и отправкой добровольцев на Балканы.

Порой одни цифры и фамилии бывают более красноречивыми, чем пространное списание фактов. Что может быть более убедительным, нежели сообщение о том, что в числе первых добровольцев на свои средства отправились поэт Иван Манжура, брат Н.Лысенко Андрей, ряд известных врачей, а в организационной работе активное участие принимали Михаил Старицкий, Мария Заньковецкая и многие другие замечательные представители творческой интеллигенции. Старицкий перевел на украинский язык и при помощи Ивана Франко издал сборник сербских народных дум и песен, на титульном листе которого сообщалось, что выручка от издания пойдет на пользу братьев-славян.

Сбором средств активно занимались рядовые труженики города — рабочие «Арсенала», железнодорожники, служащие киевского реального училища постановили каждую неделю отчислять по одному проценту своего заработка и делать это до окончания борьбы славян за свою независимость.

Сбор денежных средств и материальных пожертвований все ширился. Например, газета «Киевлянин» в январе 1877 года сообщала, что за один истекший год Киевский благотворительный славянский комитет собрал пожертвований почти на 35 тыс. рублей. По тогдашним масштабам цен это была очень внушительная сумма. А крестьяне губернии собирали полотно, различные другие вещи. Толпы добровольцев осаждали комитет с просьбой отправить их на войну. За один только месяц одиннадцать таких групп было отправлено.

Особенно близко к сердцу приняли украинцы освободительную борьбу болгар против турецкого закрепощения. В знаменитой битве на Шипке был награжден Георгиевским крестом известный деятель театра Н.Садовский, пал смертью героя младший брат Панаса Мирного Юрий. И подобных примеров можно было бы привести немало.

Да, отнюдь не из-за драгоценного металла шли люди на подвиг, лишения, смерть. Следовательно, были у нашего народа славные традиции оказания помощи тем, кого притесняли, угнетали, кто нуждался в поддержке друга.

Сегодня, конечно, подобные действия окрашены слишком прозаической потребностью заработать деньги. Но самоотверженность, с которой украинские миротворцы выполняют свой долг, свидетельствует — под слоем пепла еще не погас благородный жар!