Красивое и хорошее, увы, нередко оказывается самым уязвимым. Именно по туризму, отрасли несомненно полезной и приятной, разбушевавшийся кризис нанес более чем ощутимый удар. Для отечественной индустрии путешествий 2009-й стал тяжелейшим за все годы независимости — практически в один голос утверждают эксперты. По иронии судьбы, в числе наиболее пострадавших оказался один из наиболее динамично развивавшихся сегментов — M.I.C.E.-туризм.
Впрочем, перспективность делового туризма не подлежит сомнению. По крайней мере, в этом убежден коммерческий директор компании TEZ TOUR Украина Аркадий Маслов.
— С начала 2010-го рынок M.I.C.E.-туризма пусть не так быстро, как хотелось бы, но все же постепенно восстанавливается, — утверждает господин Маслов. — Говорить о серьезном улучшении пока рано: ведь потери прошлого года были очень существенные — порядка 50%. Однако, по нашим прогнозам, уже к концу 2010 года мы сможем выйти на объемы 2008-го. Ведь, несмотря на влияние кризиса, украинские бизнесмены все больше осознают целесообразность проведения выездных корпоративных мероприятий. Оно и понятно: каждый доллар, вложенный в организацию инсентив-тура, окупается многократно. Поэтому и в нашей стране M.I.C.E.-туризм уже рассматривается как весьма действенный инструмент мотивации персонала и партнеров, создания положительного образа компании среди ее клиентов.
Как и в докризисные времена, наиболее востребованными у украинских M.I.C.E.-туристов остаются «безвизовые» страны — Турция и Египет, так как нередко состав участников мероприятия меняется вплоть до вылета рейса. Немаловажную роль играет территориальная близость этих государств: всего два-четыре часа полета — и сотрудники оказываются в неформальной обстановке на берегу моря. Организовать же подобное мероприятие «дома» не только гораздо хлопотнее, но и дороже. (О «конкурентоспособности» отечественного сервиса и вспоминать не хочется.)
— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, последние несколько лет и во всем мире, и в Украине руководители компаний широко используют различные виды обучения, поощрения и стимулирования своих сотрудников или партнеров, — констатирует директор TEZ TOUR Украина Иосиф Андрик. — Безусловно, за последние два года компании стали более экономно использовать бюджеты, однако они не отказываются от деловых поездок за рубеж. Мы считаем, что сегодня необходимость в M.I.C.E. только возросла. В непростые кризисные времена бизнесменам нужны деловые встречи, чтобы заключать сделки, нужны конференции, конгрессы, чтобы обмениваться опытом и находить новые возможности.
Англоязычная аббревиатура М.І.С.Е. составлена из первых букв слов Meetings (встречи), Incentives (поощрительные поездки), Conferences (конференции), Exhibitions (выставки) и Events (события). Термином «M.I.C.E.-туризм» обозначают организацию выездных корпоративных мероприятий, где деловые встречи совмещаются с банкетами и развлечениями. Это могут быть профессиональные праздники или бизнес-семинары, научно-практические конференции или собрания дилеров, тренировочные сборы спортивных команд или различного рода тренинги.