UA / RU
Поддержать ZN.ua

Территория детства

Все родители мечтают, чтобы у их ребенка с раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше — комната...

Автор: Ольга Михайлицкая

Все родители мечтают, чтобы у их ребенка с раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше — комната. К счастью, отдельная детская в наше время не редкость. Любящие папа и мама тщательно продумывают дизайн этой комнаты, долго и с любовью подбирают каждый предмет обстановки. А об игрушках и говорить не стоит: почему-то многие родители считают, что в детской их должно быть не просто много, а очень много. Самых разных, больших и ярких. Действительно, игрушки у ребенка должны быть, только не забывайте: когда их слишком много, они перестают исполнять свою функцию. И еще одно наблюдение: играть в игрушки детей приучают… сами родители! Не верите? Вспомните, когда ваш ребенок был совсем крошечным, его интересовали самые разные предметы — порой крышечка от маминого дезодоранта, часы или шкатулка вызывали у него куда больший интерес, чем самая дорогая погремушка, самый яркий мячик…

И это неудивительно: когда ребенок еще только начинает знакомиться с миром, в который пришел, все предметы для него одинаково незнакомы и интересны. Но взрослые упрямо «подсовывают» ему лишь вещи, специально предназначенные для игр. Бесспорно, играть такими «специальными детскими» предметами лучше с токи зрения гигиены (если они действительно сделаны из экологически чистого материала, который и на зуб попробовать можно), и с точки зрения безопасности. Но если малыш упрямо тянется к маминым бусам или крышке от кастрюли, позвольте ему с ними «познакомиться»: ему в этот момент необходимо пощупать и «понять» именно эти предметы.

Но вернемся к тому времени, когда для подрастающего члена семьи уже готовят его собственные «апартаменты». Особо продвинутые родители стремятся к тому, чтобы в детской были и другие полезные для развития ребенка вещи: спортивная стенка, доска, иногда даже вместе с партой и т. д. В связи с этим хочу предложить вашему вниманию еще несколько интересных идей, обеспечивающих развивающую предметную среду, позволяющих ребенку более активно познавать окружающий мир.

Кто сказал, что зеркало в детской — вещь ненужная? Уверена, что, проходя мимо зеркальных поверхностей в квартире, вы обязательно бросаете взгляд на свое отражение. Любому человеку это важно, а детям, особенно дошкольного возраста — вдвойне. Так что предоставьте своему ребенку такую возможность. Неважно кто у вас — девочка или мальчик — пусть в детской комнате будет зеркало, а еще лучше — трюмо, чтобы ребенок мог видеть свое отражение в разных ракурсах. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно для формирования правильного представления о себе, для самооценки ребенка. Я не говорю уже о таких очевидных вещах, как, например, прививание навыков опрятности. Не ругайте малыша, если он подолгу вертится перед зеркалом — он познает себя со стороны. А на полочку возле зеркала будет нелишне положить, как минимум, расческу, а еще лучше — набор детской косметики. И опять же не важно, кто у вас — мальчик или девочка, для мальчиков подобные наборы тоже существуют, ведь любой настоящий мужчина должен уметь следить за собой.

А еще в детской комнате стоит выделить место для... лаборатории. Да, да, это — серьезно! Любой ребенок — исследователь. А теперь вспомните свою реакцию, когда сын с гордостью приносит показать вам разобранную до последнего колеса супернавороченную машину, которую только вчера, не жалея денег купили ему. Или дочка с увлечением делает стрижку ежиком своей красавице-кукле Барби. Дорогих игрушек, конечно, жаль. Но это, как говорится, наши проблемы, а вот юного исследователя ругать не стоит. Ведь для него все предметы (а игрушки — тем более) не только персонажи игр. Это еще и богатейший материал для исследования, познавания жизни, если хотите.

Как и из чего сделана машинка, почему часики все время тикают, а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Радуйтесь, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается. Попробуйте направить познавательную активность малыша в конструктивное русло: не жалейте места для элементарной детской лаборатории. Тем более что для этого и нужно-то всего пару ящиков или полок. Пусть там лежат всевозможные необходимые для удовлетворения детской любознательности предметы: магниты, уже не работающие телефоны, увеличительные стекла, бинокли, калькулятор — да мало ли что еще, чего папе или маме не жалко. И обязательно примерно раз в две недели пополняйте лабораторию новыми предметами (не забывая убирать уже отслужившие, к которым ребенок потерял интерес), объясняя, как они используются, для чего могут пригодиться.

Еще одна полезная и интересная вещь — «мешочек добрых дел». Идея принадлежит одному замечательному педагогу-психологу. Это, действительно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ребенком и украсить вышивкой или аппликацией) или яркая, опять же, сделанная собственными руками коробочка. Уже 2—3-летний малыш вполне способен понять, что такое хорошо и что такое плохо. Наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов бывает недостаточно. «Мешочек добрых дел» поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с ним цветные камешки, крупные пуговицы, кубики или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь помыл!) — положите вместе с ним в мешочек светлую пуговицу; пожалел на улице собачку — еще одну. А если, например, ударил мальчика во дворе или не убрал за собой игрушки — в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, какой-то поступок считается хорошим, а какой — нет. Если он спорит с вами, не соглашается — выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этот момент крайне важно не диктовать, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действительно понял. Итоги хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пуговицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, камешков или кубиков.

В повседневном воспитании, как вы уже догадались, не бывает мелочей. Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, предложил иметь в детском уголке «шкаф находок». Что же это такое? Пусть даже не шкаф, пусть это будет специально отведенная полочка, на которую ребенок ( а еще лучше — все члены семьи) будут приносить и складывать все необычное, что они нашли в окружающем мире, на природе (камушек, корень дерева, красивый листочек, фантик и т. д.). Это необходимо для развития наблюдательности, фантазии, чувства прекрасного и речи детей. Обсудить находки можно в тот же день, а можно отвести для этого и выходные дни, когда вся семья в сборе. Задайте ребенку вопросы: что тебе нравится в этом камешке, на что (или кого) он похож? Придумайте вместе волшебную историю этого камушка и назовите его как-нибудь. А за самое интересное название или историю можно присудить приз.

Вас беспокоит, что ребенок разбрасывает свои вещи, а потом не может их найти? И вы поняли, что нотации на него не действуют? Тогда заведите в квартире «уголок потерянных вещей», он окажет вам неоценимую помощь в воспитании собранности (кстати, не только ребенка, но и вашей собственной!). В этот уголок все члены семьи относят все, что нашли лежащим не на месте. Не удивляйтесь, если там окажутся не только детские вещи, но и, например, папина ручка, дедушкины очки или мамины тапочки. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.

И это далеко не все, что может находиться в детской. Как видите, простора для вашей педагогической фантазии остается много. Не бойтесь, что ее ограничит размер помещения. Ведь почти все из вышеперечисленного много места не займет. В крайнем случае можно потеснить емкости, доверху наполненные игрушками, которые далеко не всегда способны оказать такую же пользу.