UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕННИСНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ УСТУПАЮТ НАЖИМУ

Международная федерация тенниса, организующая ежегодно турнир на Кубок Дэвиса — неофициальный ч...

Автор: Б. Алексеев

Международная федерация тенниса, организующая ежегодно турнир на Кубок Дэвиса — неофициальный чемпионат мира по теннису среди мужских сборных — затрудняется вписать это состязание в плотно заполненный график сезона, значительную часть которого ведущие теннисисты проводят в разъездах по всему миру. Часто участникам турнира приходится буквально с самолета спешить на корт, причем приспосабливаться к покрытию, на котором они не играли уже полгода. Так что участие в Кубке Дэвиса — старейшем из ныне организуемых теннисных состязаний — бывает затруднительно для игроков.

Свое недовольство они обычно выражают национальным федерациям тенниса, отвечающим за явки участников сборной. Оказавшись в трудном положении, в котором, с одной стороны, их связывает ответственность перед Международной федерацией тенниса, а с другой стороны, ими руководит желание представить свою страну сильнейшим составом выступающих, национальные федерации готовы идти на уступки теннисистам.

Последний такой пример диктата представили американцы Пит Сэмпрас и Андрэ Агасси — два сильнейших игрока мира. Оба сначала отказались от выступления в матче второго круга Кубка против сборной Италии, ссылаясь на неувязки с собственным расписанием, а затем согласились, причем Агасси, который преследует Сэмпраса по пятам в таблице международного рейтинга, не скрывал, почему он пересмотрел свое решение — потому что первым передумал Сэмпрас, а он не хочет от него отставать. Между тем Сэмпрас дал согласие, мотивированное отнюдь не патриотическими чувствами. Ассоциации тенниса США удалось соблазнить его обещанием максимально облегчить воздушный перелет из Нью-Йорка на Сицилию, где пройдет поединок против итальянцев. Обоим теннисистам купили билеты на «Конкорд» до Парижа, оттуда должны были доставить в Палермо на частном самолете и тем же способом отправить обратно в Нью-Йорк. Такую расторопность федерация объяснила необходимостью дать возможность теннисистам восстановить силы после напряженного турнира «Липтон» во Флориде, завершившемся в минувшее воскресенье, лишь за пять дней до выступления в Палермо.

В прошлом году, однако, в еще более трудном положении оказался Джим Куриер, который, примерно, в это же время, тоже после турнира «Липтон», играл против сборной Индии. Ему, однако, не предоставили особых удобств во время перелета, хотя до Индии добираться дальше и труднее. Кроме того, после искусственных кортов в Ки-Бискейне он должен был переключиться на травяное покрытие, которое для него всегда было наименее удобным. Тем не менее, теннисист выступил достойно и словом не выразил неудовольствия в адрес организаторов Кубка или своей федерации.

Выступления теннисистов в Кубке Дэвиса обычно оплачиваются из бюджета национальных федераций. Как и сетования на неудобства, денежное вознаграждение часто служит поводом для отказа играть за сборную и одновременно удобным рычагом нажима на федерацию. Члены американской команды получают по 25 тыс. долл. за каждое выступление в Кубке, и хотя, по мнению Агасси, это не очень соблазнительные деньги по сравнению с премиями на других турнирах, тем не менее американцы пока не пытались выторговать прибавки к этому заработку. Зато, например, их будущие соперники — итальянцы поставили этот вопрос перед своей федерацией и, по слухам, получили от нее, что хотели.

Самый курьезный случай, однако, произошел с Федерацией тенниса Германии, которая, не рассчитывая на добровольное участие своих теннисистов, попыталась заманить одного и обмануть другого члена сборной. Федерация с самого начала была настроена любыми способами уговорить выступить в Кубке Дэвиса третью ракетку мира Бориса Беккера и удовлетворила практически все его требования — годичный контракт с федерацией представлять страну в Кубке за 2,5 млн. немецких марок (более 1,8 млн. долл.) плюс комиссионные от показа матчей по телевидению (1 млн. марок). Федерация держала условия договоренности втайне от всех, в том числе второго члена сборной Михаэля Штиха. Тот, со своей стороны, услышав о существовании контракта с Беккером, попросил себе точно такой же, не вдаваясь, однако, в подробности условий. Федерация согласилась, но, пытаясь сэкономить, выделила Штиху в два раза меньше, чем Беккеру. Штих, который никогда не отказывался выступать в Кубке, случайно узнал о содержании контракта с Беккером, понял, что его обманули, и заявил, что играть не будет. Федерации пришлось уступить — теперь у Штиха такой же контракт, как у Беккера. «Дело было не в деньгах, — сказал Штих после этого. — Это было дело принципа».

Джим Куриер сказал по этому поводу: «Когда говорят, что дело не в деньгах, значит, что дело именно в деньгах». Мудрое замечание, объясняющее отношения между игроками и федерациями в современном теннисе.