UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тень Голодомора над западными украинцами

Крестьяне-беглецы с советской стороны на территории Западной Украины появились уже в начале 1932 года. Львовская газета «Нова зоря» приводила данные: за весь 1931 год границу перешли 324 семьи, а только в январе—марте 1933-го — 359. Беженцев не останавливали ни вооруженные до зубов советские пограничники, ни польские власти приграничных воеводств.

Автор: Роман Якель

В прошлом году на границе Тернопольской и Хмельницкой областей был сооружен монумент, символизирующий единство украинцев в скорби по миллионам жертв Голодомора 1932-1933 гг. Памятник имеет вид пограничного столба с колючей проволокой. Его прототип на берегу Збруча в те страшные годы разделял Галичину, которая принадлежала Польше и не знала голода, и советскую Украину с вымирающим населением. К символическому столбу прислонен сноп пшеницы, перевязанный вышитым рушником. Идея осознанной помощи жителей Галичины братьям-украинцам с Приднепровья, которую воплотили в бетоне тернопольский архитектор Даниил Чепиль и скульптор Дмитрий Пилипьяк, имеет глубокое содержание, не подвластное времени.

Крестьяне-беглецы с советской стороны на территории Западной Украины появились уже в начале 1932 года. Львовская газета «Нова зоря» приводила данные: за весь 1931 год границу перешли 324 семьи, а только в январе-марте 1933-го - 359. Беженцев не останавливали ни вооруженные до зубов советские пограничники, ни польские власти приграничных воеводств.

Помощь надднепрянцам оказывали члены «Просвіти» и священники. Они подыскивали прибывшим приют, выделяли средства на временное пребывание, и вообще поддерживали как могли.

Анастасии Луцив из города Бучач на Тернополье в 1932-м исполнилось только шесть лет. Но женщина хорошо помнит, как к ним приходили люди из-за Збруча. «Уже тогда они были голодные, изможденные. Просили что-то поесть, чтобы выжить, - вспоминает женщина. - На буханку или килограмм-два муки меняли семейные реликвии - вышитые рушники, бусы и т.д. Мой отец учил детей: «Никогда нельзя отпускать голодного человека с пустыми руками. И мы им давали поесть - фасоль, картошку, похлебку...»

Украинская торгово-кредитная организация Галичины «Центроспілка» обратилась тогда к советскому консулу во Львове с предложением позволить отправить голодающим Советской Украины один миллион центнеров зерна. Спустя несколько дней дипломат ответил, что Москва категорически отказывается от помощи.

В июле 1933 года протест против политики уничтожения украинского крестьянства выразили епископы Украинской греко-католической церкви. Их обращение к людям доброй воли поддержали почти все западноукраинские культурные, политические и другие организации. Петиция была направлена советскому правительству и в Лигу Наций. Однако высокие инстанции не отреагировали. Тогда по инициативе Украинского парламентского представительства во Львове был создан общественный Комитет спасения Украины. Возглавил его Василий Мудрый, главный редактор газеты «Діло».

Тем временем на другой стороне Збруча голод косил миллионы людей. Несмотря на введенный 27 декабря 1932 года единый паспортный режим, лишавший крестьян права на свободное передвижение, советские украинцы не переставали прибывать с территории, граничившей с Польшей. Жутко становится от воспоминаний жительницы Бучача Каролины Моисеив, которой исполнилось уже 103 года: «В 1933-м по нашему городу ходило много людей из восточных областей Украины. Бывало, что они уже и не просили есть, а сами перемалывали кукурузную муку с лебедой или крапивой. Другие собирали веточки вишен, черешени и заваривали чай. Чай из чабреца, а еще больше из зверобоя, который назвали Божьей кровью, спасал людей... Наш священник Болотюк собирал среди прихожан хлеб и деньги, чтобы помочь голодающим. А когда в 1939-м пришли большевики, вспомнили ему эту помощь и осудили...»

Комитет спасения Украины наладил отправку за Збруч посылок с продовольствием. Но советская власть перекрыла и этот последний канал помощи единокровным братьям. Авторы исторической работы «Чорна тінь голодомору 1932-1933 років над Тернопіллям» Богдан Лановик, Николай Лазаревич и Роман Матейко утверждают: «Для помощи голодающим западные украинцы пускали плоты с продуктами и зерном по Збручу. Но если польские пограничники закрывали на это глаза, зная об ужасах, происходивших на противоположной стороне реки, то советские пограничники стреляли в украинцев, пытавшихся подхватить плоты с продовольствием».

103-летний житель села Королевка Борщевского района Григорий Ковпак тоже помнит о добрых делах ячеек Комитета спасения Украины: «В 1933-м мы собрали продукты - муку, сухари, сушеные овощи - загрузили эшелон и отправили за Збруч. Но советские пограничники отправили его обратно, сказав, что голода нет...»

Чтобы почтить память убиенных голодом украинцев, Комитет спасения Украины объявил 29 октября 1933 года Днем национального траура и протеста. Поминальные панихиды состоялись почти во всех городах и селах Галичины и Волыни, а также странах Европы и Америки, где проживали украинцы. Эту помощь голодающим продовольствием, церковные службы по душам жертв голода большевики жестоко припомнят западным украинцам после сентября 1939 года. В государственном архиве Тернопольской области хранятся десятки уголовных дел, возбужденных против галичан, небезразличных к судьбе людей на Великой Украине. Например, бывший член УНДО, а в 1933-м - секретарь Бучачского уездного Комитета спасения Украины Степан Шипилявый в 1940 году был обвинен за «антисоветскую деятельность и агитацию» и приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Такой же срок «заработал» его земляк Корнило Крушельницкий - член патриотических обществ «Просвіта», «Рідна школа», «Міщанське братство», «Сокіл» и участник акции по сбору продуктов и денег голодающим в 1933-м... Список лиц, которых советские карательные органы «отблагодарили» за помощь братьям-надднепрянцам, можно продолжить...

Тень Голодомора 1932-1933 годов на Великой Украине еще долго висела над западными украинцами. Сегодня мосты памяти, объединившие два берега Збруча, не позволяют нам забыть о жертвах геноцида.