UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕМНАЯ СТОРОНА ВЕНЕРЫ

Все, что связано с сексом, всегда вызывало у людей непреходящий интерес. Это мощная сила, так или иначе влияющая практически на все сферы человеческой жизни, игнорировать которую трудно...

Автор: Алла Котляр

Все, что связано с сексом, всегда вызывало у людей непреходящий интерес. Это мощная сила, так или иначе влияющая практически на все сферы человеческой жизни, игнорировать которую трудно. К сожалению, нередко секс имеет и темную сторону — венерические заболевания, названные с легкой руки французского врача Ж.Бетанкура именем богини любви Венеры, вероятно, за то, что передаются преимущественно половым путем (ЗПП). Впрочем, богиню любви обидели незаслуженно: интимная близость возникает далеко не всегда только в связи с этим высоким чувством.

Есть несколько венерических заболеваний — сифилис, гонорея, трихомониаз, — существующих очень давно и известных еще древним грекам. Их распространению по странам Европейского континента благоприятствовали частые войны. Возвращаясь к своим женам и невестам, вместе с походными ранцами солдаты нередко приносили домой и тяжелую болезнь. Иногда возникали целые эпидемии. В разные времена от той или иной венерической болезни страдали многие знаменитые и талантливые люди. Например, Цезарь, Эразм, Иван Грозный, Бенвенуто Челлини, Ришелье, Казанова, Гете, Шопенгауэр, Китс, Шуберт, Ницше, Ленин, Муссолини, Гитлер, Гоген, Оскар Уайльд и многие другие. Список этот легко можно было бы продолжить.

Среди наиболее распространенных ЗПП, помимо уже названных, есть также относительно новые, грамотрицательные, инфекции, распознавать которые научились сравнительно недавно — хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, гарднереллез (условно венерическое заболевание). Носителями этих заболеваний, согласно информации различных СМИ, являются около 60—90% населения. Однако, по словам Оксаны Пак, акушера-гинеколога поликлиники при Центральной городской клинической больнице, утверждать так нельзя, поскольку для учета необходимо было бы обследовать всех, а это нереально. Возможности для полноценного обследования, к сожалению, имеет далеко не каждая районная поликлиника — лабораторная диагностика таких заболеваний обходится довольно дорого.

Почему люди часто не догадываются о том, что заболели, и вовремя не обращаются к врачу? Нередко срабатывают психологические барьеры: человек не допускает и мысли о наличии у него венерического заболевания. Сказывается также и дефицит знаний. Кроме того, многие ЗПП вначале могут протекать скрытно, не вызывая серьезных общих расстройств, неприятных ощущений. Хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз (внутриклеточные паразиты), например, специфических проявлений не имеют. Нередко заболевания этой группы обнаруживают случайно, в результате обследования пациенток с жалобами на бесплодие, сальпингиты или чтобы выяснить причины внематочной беременности. Начитавшись и наслушавшись о ЗПП, многие сейчас хотят обследоваться сами. И если из восемнадцати-двадцати человек, сдавших анализы, у двоих-троих они оказываются отрицательными, то, по словам Оксаны Владимировны, это уже хороший показатель.

Что касается правильности диагноза, то существуют различные методы выявления, особенно новых инфекций. Из современных — иммунофлуоресцентный метод, серологическая диагностика и метод ДНК (подробнее см. «В фокусе хламидии», «ЗН» №5 от 3 февраля 2001 г.). По ним можно определить титры иммуноглобулина — IgG или IgM, т. е. заболевание свежее или уже перешло в хроническую форму.

Бывают случаи, когда с первого раза инфекцию не выявляют, однако она есть у партнера. Тогда обязательно определяют и по крови. Но любой анализ дает лишь 60% правильного результата, поэтому нужно сдать как минимум дважды, чтобы поставить точный диагноз. Если один из партнеров болен, то другому в любом случае (нашли у него инфекцию или нет) обязательно назначают превентивное лечение (препараты в меньшей дозировке). Жить половой жизнью во время лечения ЗПП запрещается, даже используя презерватив.

К сожалению, сейчас существует тенденция гипердиагностики. Инфекцию выявляют, однако клиникой некоторые врачи не интересуются, дополнительные методы, чтобы узнать титр иммуноглобулина, не используют. Зачастую, что бы ни нашли, сразу назначают курс лечения. Между тем в каждом конкретном случае врач должен решать — нужно или не нужно лечить, какие препараты назначить. Остроту заболевания можно определить и по клинике, и по результатам анализов. Наличие IgM говорит о том, что человек уже переболел. Титры остаются, они зависят от иммунной системы, могут повышаться во время беременности, но есть у пациента в данный момент это заболевание или нет, еще нужно уточнить. Острая форма лечится одними препаратами, хроническая — другими: сначала назначаются иммуностимуляторы, обостряющие процесс, и только потом — первый антибиотик. Схемы лечения могут быть с перерывом и непрерывными. Грамотный специалист также обязательно определит чувствительность к препаратам, пропишет гепатопротекторы.

«Новомодные» заболевания лечатся тяжело (не менее месяца): как минимум тремя антибиотиками и макролитами (они более чувствительны к этой группе инфекции). Потом потребуется восстанавливать нарушенную флору. Однако Оксана Пак считает, что это лучше, чем недостаточное лечение. При неверно установленном диагнозе, неправильном назначении препаратов, невыполнении рекомендаций врача, а иногда и устойчивости инфекции к антибиотику болезнь может перейти в носительство.

Рекламируя макролитные препараты, многие фармацевтические фирмы уверяют, что для успешного лечения хватает одноразового приема нескольких таблеток. На Западе, и особенно в Америке, таким образом нередко лечат все ЗПП. Украинские специалисты считают: это чревато тем, что заболевание не вылечивается, а приобретает хроническую форму, вылечить которую гораздо сложнее.

Избавление от ЗПП обходится недешево. Сегодня на фармацевтическом рынке — огромное количество разнообразных препаратов. Порой разобраться нелегко даже специалисту — разные фирмы, разные цены… То, что дешево, всегда внушает сомнение. Особенно если подобные препараты имеют высокую цену во всем мире. Впрочем, у каждого врача существуют собственные пристрастия. Не секрет: поскольку лечение ЗПП новой волны дорогостоящее, этим пользуются многие частные фирмы. «Здесь все, конечно же, зависит от квалификации и человеческих качеств врача», — говорит Оксана Владимировна.

Грамотрицательные инфекции стали сейчас настолько популярными, что обследоваться хочет каждая вторая пациентка. При этом о гонорее, трихомониазе, сифилисе никто уже не вспоминает, как будто это вчерашний день. Между тем они встречаются не реже, чем раньше.

По мнению Оксаны Пак, «хламидийный бум» несколько преувеличен. Когда-то подобное происходило и с токсоплазмозом, при обнаружении которого прерывали беременность. Сейчас этого уже не делают.

Конечно, к лечению нужно подходить очень серьезно. В отличие от трихомониаза, хламидиоз, уреоплазмоз, микоплазмоз и гонорея относятся к группе восходящих инфекций. Они поражают шейку матки, матку, маточные трубы и впоследствии могут способствовать развитию аднекситов, сальпингитов, эндометритов, спаечных болезней и в результате — бесплодия. Такие данные есть в медицинской литературе. Возможно, поэтому врачи иногда начинают перестраховываться и лечить, чтобы исключить вероятные причины. Поскольку «новым» ЗПП уделяется слишком много внимания, случаи бывают просто парадоксальные. «На хламидии» в женских консультациях обследуют всех беременных. Неплохо, хотя было бы лучше делать это до беременности. Женщины, у которых находят подобные заболевания, как правило, очень переживают, некоторые даже хотят прервать беременность, что, по мнению Оксаны Владимировны, не всегда оправдано. Делать из этого трагедию не стоит. Просто перед родами необходимо будет правильно просанировать влагалище. Беременных не нужно запугивать. Ведь неправильно сказанное слово или поступок могут усугубить и без того тяжелое состояние человека: развить стресс, депрессии, различного рода фобии. Ни к чему хорошему это, как правило, не приводит и отразиться может на будущем ребенке и близких людях. К сожалению, встречаются врачи, которые такие ситуации нагнетают.

Процентов на восемьдесят предохранят от ЗПП (и от нежелательной беременности) вагинальные свечи и кремы. Хотя во многом все будет зависеть и от иммунитета женщины (который, в частности, снижает курение), и от количества попавших бактерий, и от физического состояния на данный момент (например, способствует заражению простуда). Несколько более эффективен традиционный презерватив. Хотя стопроцентной гарантии не дает вообще ничего. Риск познакомиться с темной стороной любви можно уменьшить, если быть разборчивым в интимных связях.