UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Телевизионный» туризм. Я — против!

Кажется, одним из наиболее успешных средств создания культуры мира должен был стать туризм. Ведь к...

Автор: Юстина Голубец

Кажется, одним из наиболее успешных средств создания культуры мира должен был стать туризм. Ведь каким еще другим способом, как не при помощи непосредственного общения или созерцания, можно наилучшим образом, глубоко познать культуру?.. Идея туризма содержит в себе основу взаимопонимания — познание. Именно через познание, осмысление происходит осознание действительности, ее восприятие и принятие, вследствие чего расширяется мировоззрение, открываются новые горизонты.

Так сложилось, что со временем каждое явление теряет свою первичную чистоту, очень редко эволюционируя до действительно более качественного уровня. Термины из сферы туризма ярко воспроизводят современное содержание этого явления: туристическая индустрия, туристический бизнес. Приведенные понятия направляют восприятие туризма на экономическую почву, нивелируют его гуманистическую цель. Речь идет не о стране, не о культуре, не о местном жителе как ее носителе, а о внешнем, «обездушенном»: гостиничный номер, экскурсии, развлечения...

Это очень ощущалось в Египте. Такое впечатление, что наблюдаешь за страной через стеклянную перегородку или экран телевизора. По одну сторону — комфортабельный автобус, качественная дорога, а за окном — пустыня. Непознанная, неиспытанная, манящая своими призрачными очертаниями — туда, вглубь, к затерянным в песчаных дюнах племенам, к непостижимой пустынной тишине, к раскаленной бескрайности, где веют засушливые хамсины. Но, по правде говоря, далеко не всегда, когда телу комфортно, удовлетворена душа...

«Все лучшее — туристам!» Продуманная программа, фешенебельные магазины, спланированность, безопасность: бери и потребляй. Но цена высоковата. Ведь ты не распоряжаешься своим временем. Тебя раздражает поспешный темп экскурсии. Тебе надоедает душная атмосфера магазинов. Ты вынужден находиться в непосредственном контакте со своими земляками, не имея возможности избежать информации о бесчисленных болезнях женщин из Одессы или планов на завтра киевских барышень... В результате твое познание страны зависит от собственных внутренних усилий сконцентрироваться на данной культуре, от собственной инициативы.

Противоположное впечатление произвел Стамбул, путешествие в который мы с подругой решили осуществить самостоятельно, проведя что-то наподобие эксперимента: максимально приблизили свое странствие к обстоятельствам ХVIII века. Во-первых, морской путь (добирались туда и обратно на пароме). Во-вторых, никаких гидов, турфирм, заранее определенных экскурсионных маршрутов — только обзор памятных мест по собственному усмотрению, спокойные прогулки по малолюдным улочкам. В-третьих, никакой связи с родиной. То есть все как когда-то.

«Неожиданное» фото, как правило, интереснее, чем с так называемым позированием. Стамбульское путешествие дало возможность оценить по крайней мере некоторые жизненные моменты. Например, в автобусе, кондуктор которого очень беспокоился, не проедем ли мы свою остановку, а один из пассажиров любезно направил нас к намеченному пункту. В мечети, где какой-то профессор по собственной инициативе провел нам экскурсию по всему историческому комплексу. На базарчике, продавцы которого на следующий день здоровались с нами, как с обычными завсегдатаями. В университете, где на одном из факультетов с готовностью рассказали о формах обучения и организации работы, подарив на память экземпляр студенческой газеты, несмотря на то, что мы не знаем турецкого языка...

Вместе с тем у главнейшей функции туризма — содействовать познанию — есть и обратная сторона. Даже невооруженным глазом заметно разрушительное влияние массового туризма на культуру. Например, непоправимый вред древним иероглифам наносит... дыхание многочисленных туристов. Углекислый газ, выделяемый при этом, вступает в реакцию с материалом, из которого построены величественные памятники, и надписи исчезают просто на глазах... И это только один пример из множества подобных. Во всем мире наблюдаются сокрушительные последствия туристического нашествия не только для культурных памятников, но и для существования аутентичных немногочисленных племен, не говоря уже о моральном растлении и духовном обнищании, которыми повсеместно заражены туристические центры мира.

Возникает дилемма: не несет ли в себе туризм опасность собственного разрушения? Думаю, проблема состоит в одном очень простом, но весьма противоречивом моменте. Высокая стоимость туристических услуг автоматически открывает дверь тем, кто может себе это позволить. Это понятный объективный факт. Второй момент: только процентов десять туристов действительно охвачены тягой познания и действительно пытаются увидеть и почувствовать страну, в которой находятся. Основная же масса вообще инертна: взгляд равнодушный, лицо застывшее. И хотя это субъективное наблюдение, думаю, многие согласятся — очень редко у современных «массовых» туристов наблюдается сочетание финансовой состоятельности и интереса к культуре. Такое впечатление, что те, кто стремятся знать, избегают туристических услуг.

Безусловно, туризм — положительное как для туриста — в познавательном аспекте, так и для страны — в экономическом. Но при одном условии: если человек действительно хочет познать новое и если правительство в самом деле заботится о сбалансированном уровне развития и сохранении культурного наследия. Разве можно утверждать, что большая часть путешествующих охвачена тягой знаний, а не желанием насладиться комфортом дорогих отелей и похвастаться пребыванием на модном курорте?..

Кажется, канули в Лету времена, когда путешественник жертвовал силами, средствами, часто рисковал жизнью, чтобы открыть для себя новое. Как же различаются истинная жажда познания и пустое любопытство, которое М.Монтень называл «кнутом нашей души», а святой Августин — «движением умершей души». Только искоренив варварское, потребительское отношение к миру, сможем сделать туризм инструментом культурного диалога, который будет служить установлению культуры мира. Ведь желание познать предусматривает желание понять. Только при таком условии туризм не причинит вреда культурам, ибо стремление понять выстраивает мост взаимности и согласия и открывает путь к действительно свободному познанию.